• Авторизация


ДОСТОЯНИЕ РОССИИ:НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.ЧАСТЬ 2. 12-02-2021 10:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Достояние России:национальный исторический музей.Часть 2.

Владимиром Осиповичем Шервудом было разработано нескольких вариантов проекта. Из них был выбран проект здания в псевдорусском стиле, модном в то время, Постройка прекрасно дополнила ансамбль Красной площади. Интерьеры здания напоминают теремной дворец. Стены выложены из красного обожженного кирпича, как и стены находящегося рядом Кремля. Башни постройки напоминают кремлевские. А  декор повторяет мотивы храма Василия Блаженного.

Так мастера добились органического вхождения постройки с многочисленными башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. В оформлении фасадов были использованы мотивы убранства памятников русского национального зодчества 16-17 вв. Здание интересно не только снаружи, но и внутри.

Его  фасады и интерьеры, внутреннее убранство - росписи потолков и стен, мозаичные полы и решетки, дают наглядное представление об этапах развития России. 
Владимиром Шервудом выполнены проекты интерьеров Парадных Сеней и залов. Для их оформления он предложил использовать фресковую живопись и скульптуру.

В оформлении Суздальского зала принял участие архитектор П.С. Бойцов. Оборудование и отделку читального зала выполнил архитектор И.Е. Бондаренко. Над отделкой залов работали также московский архитектор А.П. Попов и художники И.К. Айвазовский и В.М. Васнецов.

В собрании ГИМ представлены археологические находки и рукописи, старопечатные книги и древние иконы. Мы можем видеть  коллекцию оружия и ювелирные украшения, стекольные и керамические произведения искусства, а также образцы народной одежды и многое другое. Здесь находятся личные вещи Ивана Грозного, Петра I и представителей дома Романовых.

Любителей живописи заинтересуют работы известных художников. Это портреты выдающихся российских и иностранных деятелей, пейзажи, акварели и рисунки. Представлены интересные работы также неизвестных художников. Внутреннее убранство залов отражает время и стиль представленных экспонатов. Фрески и лепнина, а также резьба по дереву и прочие декоративные украшения позволяют ощутить атмосферу прошлого. В настоящее время музейная экспозиция состоит из почти 500 000 экспонатов.

Продолжаю знакомство с экспонатами музея:

13 век

СЛУЖЕБНИК ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО Первая четверть XIII века 20 л. Пергамен; чернила, киноварь, темпера, твореное золото; переплет – картон, кожа 25 х 20 х 1,8 Поступил в 1920 году в составе Синодальной патриаршей библиотеки На л. 13 запись XVII века: Служебник великого чудотворца Варлаама ево собинной прислал ему из Царяграда Никифор патриарх Происходит из Хутынского монастыря в Великом Новгороде Реставрирован в 1995 году в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Г.З. Быковой 

 СИМОНОВСКАЯ ПСАЛТИРЬ 1270–1296 годы Новгород 291 л. Пергамен; чернила, темпера, золото; переплет – дерево, кожа 27 х 18,5 х 11 Поступила в 1917 году На л. 98 запись писца: ...право отче Симоне не борзо ся пишет Происходит из собрания московского торговца старообрядца А.И. Хлудова, которое, согласно его завещанию, была передана в Никольский Единоверческий монастырь в Москве

АПОСТОЛ ТОЛКОВЫЙ 1220 год Ростов Великий 241 л. Пергамен; чернила, киноварь, темпера; переплет XVIII века – картон, кожа 45 х 33 х 9,5 Поступил в 1920 году в составе Синодальной патриаршей библиотеки На л. 241 об. запись писца (с большими утратами): В лето 6728 <1220> месяца августа почати быша писати книги сия при (князи) Василка Костя..., а внуце (Всеволожи), а кончаны быша месяца октября в 22 день на память святаго Аверкия епископа... помози пише... Василку... Кюрила избави В 1661 году был вложен патриархом Никоном в Ново-Иерусалимский монастырь, а в 1675 – передан в патриаршую «ризную» казну 

Звенья пояса, золото. Россия, 13-14 вв

                              

13-14 c. Шлем с наносником и бармицей.

                             14 век

                             

СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ Около середины XIV века Новгород Дерево; темпера 162 х 104 Поступила в 1950 году из ГЦХРМ Происходит из часовни Зверина монастыря в Великом Новгороде. С 1914 года находилась в Новгородском епархиальном древлехранилище, затем – в Новгородском музее, с 1945 в ГЦХРМ Реставрирована в 1948–1949 годах в ГЦХРМ В.В. Филатовым и Ф.А. Модоровым

                           

Томичов псалтырь

1.КОВЧЕГ-РЕЛИКВАРИЙ ДЛЯ ДЕСНИЦЫ СВЯТОГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА. Конец XIV – начало XV века. Сербия (?). Серебро; чеканка, резьба, канфарение, золочение. 38 х 4,3 х 3. Поступил в 1919 году. Во второй четверти XVI века привезен турецким султаном Сулейманом Великолепным из Сербии и подарен константинопольскому патриарху Иеремии I. В 1588 году в Москве был поднесен константинопольским патриархом Иеремией II царю Федору Иоанновичу. Начиная с 1680 года хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля. ММК. инв. МР-6011 2. КОВЧЕГ ДЛЯ МОЩЕЙ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА 

«Спас Нерукотворный с предстоящими». Воздух. 1389 г.Материал: Тафта, камка, атлас, шелковые, пряденые золотные и серебряные нити. Происхождение: Поступил из собрания П. И. Щукина. Размер: 123 х 220 Мастерская: великой княгини Марии Александровны, XIV в. Сохранность и реставрация: Шитье во многих местах утрачено. Под выпавшими нитями виден рисунок художника, нанесенный серой и розовой краской. По всему воздуху чинки и заплаты. 

      15 век

                             

БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ НА ТРОНЕ С ПРЕДСТОЯЩИМ ПРЕПОДОБНЫМ СЕРГИЕМ РАДОНЕЖСКИМ Первая треть XV века (?) Москва Дерево; темпера 160 х 111 Поступила в 1941 году из Музея Александровой слободы Происходит из Троицкого собора Махрищского монастыря близ Александровой слободы (Московская область). Согласно монастырской Описи 1671 года, находилась в местном ряду иконостаса собора Реставрирована в 1949–1951 годах в ГИМ Г.А. Фроловым

Псалтырь с иллюстрациями Рублева

Андронниково евангелие

                                       

Усекновение главы Иоанна Предтечи Век: XV Датировка: 15 в. 1490-е гг. Материал: Тафта, шелковые, золотные и серебряные пряденые нити. Место хранения: Государственный Исторический музей Происхождение: Поступила из собрания П. И. Щукина в 1905-1991 гг. Размер: 66 х 61 Сохранность и реставрация: Пелена в 1925 г. прошла реставрацию в ЦГРМ при которой шитье было укреплено и удалены позднейшие полосы малинового атласа, пришитые к древней кайме. Утраты шелкового шитья, золотные нити потерты. На подкладке - штопки и пятна. Описание: На среднике пелены на горках с яркими 

                                        

Так называемые "Сион" (Скиния) для просфор. Русская Православная Церковь, сделано для Успенского собора Московского Кремля.

                                  

ПЕЛЕНА. ВЫНОС ИКОНЫ «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ» Конец XV века Москва Мастерская Елены Стефановны Волошанки (?) Тафта, холст (крашенина), золотосеребряные пряденые нити, цветные шелковые нити; вышивка 95 х 98 (по большим сторонам) Поступила в 1905–1911 годах Находилась в коллекции М.М. Зайцевского, затем П.И. Щукина Реставрирована в 1925 году в ЦГРМ

16 век

ПСАЛТЫРЬ -ГОДУНОВСКАЯ 1594 год Москва 545 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь. Переплет современен рукописи – дерево, бархат; серебряные застежки XIX века 48 х 34 х 13 Поступила в 1917 году в составе собрания графа А.С. Уварова Псалтырь была заказана Димитрием Ивановичем Годуновым (дядя царя Бориса Годунова) 

СБОРНИК Первая половина XVI века 539 л. Бумага; чернила, киноварь; переплет – дерево, кожа, металл 15 х 10 х 9 Поступил в 1909 году в составе собрания рукописей И.Е. Забелина 

ТВЕРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ XVI–XVII века 118 л. Бумага; чернила, киноварь; переплет – дерево, кожа, металл 31 х 20 х 6,5 Поступила в 1903 году от С.Т. Большакова Реставрирована в 1981 году в ГИМ

                                       

Зосимы и Савватия 

Чин поставления на великое княжество князя Димитрия Ивановича, внука вел. кн. Ивана III Васильевича. Москва, к. 14 - нач. 16 в. Пергамен, чернила, киноварь, дерево, кожа, медь. ГИМ. Поставление на великое княжение Димитрия Ивановича, внука великого князя Московского Ивана III, произошло в 1498 году в кремлевском Успенском соборе. Для этого события был написан специальный "Чин поставления", который, как отмечают исследователи, восходит к византийским чинам венчания императоров. Текст Чина написан позднее, чем текст всей рукописи. Помещенный в "Требнике", он является самым ранним списком русских чинов венчания. Пергаменные листы с "Чином поставления" вставлены в "Требник" между листами 142-154. После "Чина поставления" помещена историческая запись о совершении священнодействия в 1498 году, запись выполнена рукой того же писца.

                                          

ВИДЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА Конец XVI – начало XVII века Москва Дерево; темпера 181 х 142 х 4 Поступила в 1930-е годы Находилась в музее «Новодевичий монастырь». На основании записи во Вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674–1675 годов икона считается вкладом на помин души боярина Евтропия Морозова .

"Мономахов трон" (копия, ГИМ)

                                    

ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. ЦАРСТВЕННАЯ КНИГА XVI век Москва 687 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь; переплет XIX века – картон, кожа; тиснение 44 х 31 х 8,7 Поступила в 1920 году Происходит из Синодальной патриаршей библиотеки, Москва

17 век

"Тайная тайных", Аристотель. Список конца XVII века, Россия. Книга открыта на главе 3: "О природе или естестве комет".

"Цифирная счетная мудрость". Пособие по арифметике современного типа с использованием индоарабских цифр. Россия, вторая половина XVII века.

Фрагмент шахматной доски, шахматные фигуры и шашки, Россия (Мангазея), XVII век (1601-1672).

"Верх" шубы, Россия, XVII век. Из ризницы Саввино-Сторожевского монастыря, по легенде принадлежала Алексею Михайловичу. Ткань - "атлас золотный" - Турция. Пуговицы - серебро, чеканка, золочение - Россия.

                                    

Обувь и инструменты сапожника из раскопок в Мангазее (1601-1672). Дальний ряд: детский башмак с наборным каблуком, колодка для детского башмака, шило, каблук, оковка каблука. Средний ряд: колодки для сапога, валенка, фрагмент сапога с соломенной стелькой, поршень. Вблизи - лапоть из бересты.

Власяница. Россия, 2-я пол. 16 в. Шерсть. Монашеская одежда. По преданию, принадлежала Ивану Грозному. Происходит из Александровской слободы.

Митра

Панагия с цепочкой. Москва,к. 19 - нач. 20 века. Фирма "П.И. Оловянишникова сыновья". Серебро, топаз. Эмаль, золочение, резьба. Копия панагии патриарха Гермогена, пожалованной ему царем Василием Ивановичем Шуйским. ГММК. Оригинал - ММК (Россия, 1603 г.) Серебряная золоченая панагия 1603 года привлекает внимание своим внушительным размером, древней двустворчатой формой и необычным изображением Богоматери с Младенцем на руках. Оно выполнено черным лаком на позолоченной тыльной стороне хрустал

Сказание о Мамаевом побоище

                           

Оклад иконы Богоматерь Смоленская. Россия, 2-я пол. 17 века.

                          

Подвеска с лебедем. Зап. Европа, к. 17 века (доделка - Россия, 19 век), 

                                   

Панагия архангельская(оклад иконы)

                                 

омофор(деталь)

                                 

Омофор (деталь)

                                 

Оклад иконы Вседержитель, оклад Россия, начало 18 века, запоны - Константинополь, 17 век. 

Выставка "Романовы. Начало династии".Ковш

                                

2. Кадило. Россия. 1629. Серебро, позолота, чеканка, резьба. ГИМ. Вклад боярина Ивана Александровича Колтовского (ум. после 1627) в Троицкий Белопесоцкий монастырь. Троюродный племянник Анны Колтовской, 4-й жены Ивана Грозного. Оличился в боях против поляков во время Московского восстания 1611 года. Был патриаршим боярином при Филарете. 4. Крест напрестольный. Ярославль. 1630. Золото, изумруд, сапфир, жемчуг, шпинель, дерева, чеканка, резьба (гравировка), канфарение. Ярославский музей-заповедник. Вклад в Ярославский Спасский монастырь И.Т. Грамотина. 5. Летописная книга. 17 век

Келейная чаша, Россия, Москва, 1699. Серебро, позолота, чернь, резьба. Принадлежала преосвященному Трифилию (Ихнев, ум. 1701), митрополиту Сарскому и Подонскому.

                            

Шкатулка для турецкого табака

                             

Евангелие Дм. Пожарского. Москва, 1605-6. Оклад - Россия, 1606, 42. Надпись по листам: "Евангелие кнзя Дмитрея Михайловича Пожарского"

                              

ПОТИР Неизвестный мастер-монограммист ZV 1704 год Москва Серебро; литье, резьба, золочение, эмаль, живопись 33,8 х 13,8 Поступил в 1935 году из Антирелигиозного музея искусств По краю испода поддона резано

                             

Глобус Блау

Федор III Иван Салтанов. Мандилий

Федор Стратилат и великомученица Агафья. Патрональная икона царя Федора Алексеевича и царицы Агафьи. 1681, Мастера Оружейной палаты. ГИМ. (Вклад царя Федора Алексеевича и царицы Агафьи Семеновны Грушецкой в Александровский Успенский монастырь)

                            

Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670 - начало 1680 годов Поступил в 1924 году из ГТГ До 1917 года находился в собрании князя Б.А. Куракина в имении Куракино Орловской губернии 

                             

Evdokia Streshneva Неизвестный художник Портрет Е.Л. Стрешневой Кон. XVII - нач. XVIII в. Х., м. 76,0x58,0 

                              

Марина Мнишек.Szymon Boguszowicz

Продолжение следует...

 

Серия сообщений "Древняя Русь":
Часть 1 - Сокровища великих цивилизаций:золото сарматов Ставрополья
Часть 2 - Древняя Русь в картинах В.Иванова
Часть 3 - Достояние России:национальный исторический музей.Часть 2.
Часть 4 - Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. (часть1)
Часть 5 - Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I.(Часть2)
...
Часть 25 - «Княгини Древней Руси»:Софья Витовтовна Литовская
Часть 26 - «Княжны Древней Руси»:Марфа Борецкая, посадница Новгородская
Часть 27 - Какие деликатесы ели на Руси, и Почему сегодня это вряд ли кто-то решился бы попробовать
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДОСТОЯНИЕ РОССИИ:НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.ЧАСТЬ 2. | нинико_555 - Дневник нинико_555 | Лента друзей нинико_555 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»