Отдельным и крайне оригинальным тибетским жанром искусства является так называемая масляная скульптура, которая развилась из подношений–торма (её делали буддийским божествам по праздникам).
[показать]
Технология производства такой скульптуры (Suyou hua) существует до сих пор. Она изготавливается из масла молока яков, которое смешивают с цампой (мякиша из жареной ячменной муки и тибетского чая), получая эластичное тесто, в которое добавляют разные натуральные красители и лепят не только фигурки божеств, но даже целые скульптурные композиции.
Эта крайне эфемерная скульптура выставляется в храмах зимой и только ночью — (в другое время она может попросту растаять ), — и служит наглядным символом быстротечности и иллюзорности бытия. Традиции, имеющие многовековую историю, сохраняются у жителей Страны Снегов до сих пор.
Художественные приемы и навыки создания масляных скульптур передавались от учителя к ученику, искусство. Но, если для верующих масляные статуи — объект поклонения и обращения к богам, то для путешественников – скорее, возможность полюбоваться древним мастерством, дошедшим до наших дней.
Например, в праздник фонарей, которым завершается празднование Нового года по лунному календарю, ламы из монастыря Гьюдмед, основанного в 1433 году, ежегодно устраивают в своей обители выставку статуй.
Как правило, тут представлены традиционные барельефы из масла, статуи Будды, буддийских божеств и персонажей из истории Тибета. Традиционные барельефы из масла, выставленные в монастырях Гьюто и Гьюдмед: Считается, что скульптуры из масла впервые появились в регионе распространения религии секты Бон около полутора тысяч лет тому назад.
Легенда гласит, что когда в 641 году принцесса династии Тан (618–907) отправилась в Тибет, чтобы стать женой короля Сонгцена Гампо, она привезла с собой скульптурное изображение Сакьямуньи, которое затем было устновлено в храме. В знак уважения жители Тибета положили жертвоприношения к ногам Будды, но так как в это время года не было ни цветов, ни фруктов, они сделали их из масла.
Поначалу маслянная скульптура была примитивна, а методы ее изготовления достаточно грубы. Примерно в 16 веке в монастыре Тар были основаны две школы для обучения монахов этому искусству. Монахи упорно трудились и обучали друг друга преодолевать трудности, постепенно обогащая это искусство, как с точки зрения формы, так и содержания.
[показать]
Перед тем, как приступить к процессу создания скульптуры, монахи выполняют омовения и участвуют в особом религиозном ритуале. После этого они обсуждают сюжет скульптуры, разрабатывают ее идею и план и распределяют работу между собой.
Только после этого они заходят в помещение с температурой ниже нуля и приступают к работе. Сюжеты масляных скульптур чрезвычайно разнообразны. Чаще всего они представляют собой различные буддистские символы, персонажей мифов и легенд, птиц, животных.
В сегодняшнем Тибете, когда монастыри стали привлекательными объектами туристического интереса, создалась практика, когда масляные скульптуры помещаются в закрытые стеклянные сосуды, где поддерживается низкая температура; в таком случае они могут сохраняться сравнительно долго
В наши дни для скульптур монахи уже используют индийское растительное масло «далда», которое более устойчиво к высокой температуре
.
И еще немного интересного про Тибетскую статую.
В 1938 году экспедицией под руководством Эрнста Шефера (Ernst Schäfer), проводимой при поддержке Генриха Гиммлера в Тибете была обнаружена статуя, известная под названием Iron Man (Железный человек)Как именно была найдена скульптура, неизвестно. Экспедиция привезла ее в Германию, где она многие годы находилась в частной коллекции. Находка стала доступна для изучения после продажи на аукционе в 2007 году. Ее исследовали ученые Штутгартского университета под руководством Элмара Бухнера. По их мнению, скульптура была вырезана из фрагмента метеорита Чинга, который упал на границе Сибири и Монголии около 15 тысяч лет назад. Это был атаксит — железный метеорит редкого типа, содержащий большое количество никеля.
Вес статуи составлял 10.6 кг. Элмер Бухнер (Elmar Buchner) и коллеги предположили, что художник, создавший статую из очень тяжёлого метеорита, вероятнее всего знал о специфическом происхождении материала. Они прокомментировали этот факт следующим образом: «В доисторические времена многие культуры падение метеоритов связывали с посланием свыше»
Как считает Элмер Бухнер, статуя была создана около 1000 лет назад. Однако точный возраст статуи на данный момент учёные не определили.Статуя Вайшравана — единственное изображение человека, вырезанное из метеорита. В силу своей уникальности находка была объявлена бесценной.
Источники:
http://www.tibethouse.ru/2007/buddhism-02.htm
http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1368385933.pdf
Муриан И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV–VIII вв. в общем пространстве "классической" скульптуры античного типа. М.: КомКнига, 2005. 200 с.
Рерих Н.К. Искусство Тибета. В кн.: Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000. 232 c.
Огнева Е.Д. Жанры в тибетском искусстве // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. – М., 1983. – Ч. 2. – С. 87-97
Бадмажапов Ц.-Б.Б. Иконография и искусство тибетского буддизма // Тибетский буддизм. Теория и практика. – Новосибирск: Наука, 1995. – С. 197-206.
http://www.360doc.com/content/14/0525/17/272322_380773736.shtml
https://www.wikiplanet.click/enciclopedia/tab/ru/Искусство_Тибета
http://www.himalayanart.org/items/88803
http://libed.ru/knigi-nauka/380562-5-iskusstvo-tibeta
http://diss.seluk.ru/di-iskusstvovedenie
https://himalayanbuddhistart.wordpress.com
http://old.archeo-news.ru/2012/09/blog-post_7297.html