Год рождения: 1430
Дата смерти: 29 ноября 1516
Страна: Италия
Rартины Джованни Беллини
Портрет дожа Леонардо Лоредано, Джованни (Джамбеллино) Беллини
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Национальная галерея (Лондон)
Год: Около 1501-1502
«Портрет дожа Леонардо Лоредано»
- один из самых поразительных портретов в европейском искусстве. На этом полотне он представлен в официальном облачении, в котором традиционно изображались правители Венеции на парадных портретах. Работа написана в популярном в то время стиле портретных бюстов, образцами которого были памятники римской скульптуры.
Картина выполнена в самом начале двадцатилетнего правления дожа. Его стальной взгляд не оставляет сомнений в жесткости будущего правления, отмеченного почти не прекращавшейся борьбой Венецианской республики с многочисленными врагами. Портрет обладает магическим воздействием: чем дольше смотришь на него - тем больше он приковывает к себе. Дож не был монархом, царем или королем, но зритель ощущает его исключительность. И это исключительность личности, а не сана.
Мадонна луговая, Джованни (Джамбеллино) Беллини
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Национальная галерея (Лондон)
Год: Около 1500
Мадонна с Младенцем изображалась столь часто и с таким количеством вариантов - в интерьере, на пейзажном фоне, в окружении множества святых, донаторов и других «уточняющих» подробностей, что в названии картины стало необходимо указывать какую-нибудь особенность, характерную именно для нее. Так, данный образ Богоматери с Младенцем получил известность как «Мадонна луговая» или «Мадонна на лугу» (сравните с леонардовской «Мадонной в скалах»). Именно тщательно разработанный пейзаж с множеством элементов - человеческой деятельностью, архитектурным мотивом, чудесной передачей воздуха и освещения - делает этот образ уникальным.
Ключевые фигуры тоже несут на себе печать руки мастера. Мадонна молится над спящим на ее коленях Младенцем. Его поза очень естественна и вместе с тем символична: композиция двух фигур не может не вызвать в воображении образ будущего оплакивания Христа - так же одиноко сидящей Девы Марии с мертвым Христом, лежащим у Нее на коленях. Эта аллюзия, безусловно, преднамеренная, но она «вплетена» в картину в высшей степени художественно и проходит в сознании зрителя сопровождающим «мотивом» к основному сюжету работы. Многие, казалось бы, случайные, бытовые детали тоже должны быть истолкованы (традиционно для старых мастеров). Так, слева от Мадонны на заднем плане изображена болотная птица, возможно, кран, она охотится на змей. Вероятно, это олицетворение борьбы Добра со Злом.
Священная аллегория, Джованни Беллини
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Галерея Уффици
Год: 1490-1499
Джованни Беллини, чье творчество повлияло на всю венецианскую живопись и прежде всего на ее настроение, оставил после себя загадку, которую не могут разгадать до сих пор: каков сюжет картины «Священная аллегория»? Это отвлеченное название ей было дано потому, что никто точно не смог ответить на вопрос.
Художник изобразил так называемое святое собеседование: сидящей на троне Богоматери предстоят святые. Среди них можно различить Павла с мечом, прогоняющего человека в тюрбане, Петра, опершегося на балюстраду и сторожащего вход на площадку, Себастьяна со стрелой в груди и Иова, молитвенно сложившего руки. Но композиция «святого собеседования», всегда бывшая, когда Беллини или другие художники обращались к этому сюжету" центральной, здесь развернута к зрителю боком и становится одним из представленных мотивов. Другой - играющие под деревом младенцы. В их группе выделяется тот, кто держит в руках яблоко, символизирующее человеческие грехи. Этот ребенок может быть Христом, пришедшим в мир искупить грехи, а младенцы вокруг него - душами, попавшими в чистилище, за которые молятся святые. Река - скорее всего Лета, отделяющая этот мир от мира живых, который виден на среднем и дальнем планах. Там молится в пещере анахорет, неподалеку бродит кентавр, олицетворяющий соблазны, а еще дальше живут своей обычной жизнью люди.
Оплакивание Христа, Джованни Беллини
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Галерея Академии
Год: 1473-1476
«Оплакивание Христа» когда-то было частью главного алтаря, написанного Беллини для церкви Сан Франческо в Пезаро. В центре которого находилась композиция «Коронование Мадонны», а по бокам - меньшие по размеру сцены. Живописная доска помещалась вверху, отсюда, наверное, и ракурс изображенного: фигуры увидены не много снизу.
В венецианской живописи Беллини завершал Раннее, одновременно открывая Высокое Возрождение. Он уже активно использовал масляные краски, и потому колорит его работ насыщенный, цвета мягкие, а очертания фигур не столь жесткие, как в картинах других художников кватроченто. Одним из новшеств было то, что главным у Беллини оказывался не сюжет, не живописное решение, не желание в подробностях описать видимый и невидимый миры, как у многих его современников, а настроение. В представленной работе сам евангельский эпизод позволял передать чувства персонажей.
На лице Спасителя - след пережитых страданий, остальные участники сцены исполнены глубокой грусти, выраженной сдержанно, потому что главное здесь - огромная, наполняющая все в картине теплом любовь: Христа, искупившего грехи людей, и Его последователей к Нему. Святой Иосиф Аримафейский бережно поддерживает мертвое тело Иисуса, святая Мария Магдалина, взяв с трепетной нежностью Его руку, умащивает ее миром из сосуда, принесенным святым Никодимом. Заботливость Иосифа Аримафейского, за которой он прячет свою скорбь, перекликается с суровым и нежным обликом Никодима, чьи широкие плечи оттеняют хрупкость Марии Магдалины. Слезы, которыми переполнена душа этой женщины, невольно сопоставляются с муками, перенесенными Христом, и становится виден масштаб Его страдания, несравнимый ни с чем.
Мадонна с Младенцем, Джованни Беллини
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Метрополитен музей
Год: 1480-1490
Джованни Беллини, как и Андреа Мантенья, считается наиболее значимым художником северной Италии XV в. Мастер, сформировавшийся в позднеготической среде, обнаружил необычный дар непрерывного совершенствования этого изобразительного языка, что привело его к более современной гармонии формы и цвета и в конечном счете к тоновой живописи и классической грандиозности, типичной для Высокого Возрождения.
Беллини, известный своими алтарными картинами, пишет и божественные образы, подобные этому, где ему удается трактовать традиционный сюжет с особенным самобытным творческим вдохновением.
Мадонна со святыми - алтарь Сан-Джоббе, Джамбеллино
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Галерея Академии
Год: 1478-1488
Бернард Бёрнсон назвал Джованни Беллини величайшим венецианским мастером XV столетия. Художник начал писать около 1449, а через десять лет уже встал во главе крупной мастерской. Ко времени, когда был создан алтарь для церкви Сан-Джоббе (святого Иова) , его манера письма была уже сформировавшейся.
У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, - музицирующие ангелы (святой Иов считался одним из покровителей музыки). Их одеяния небесно-голубые, солнечно-желтые, цвета сочной зелени - отблескивают драгоценными переливами, движения, извлекающие небесные звуки, полны изящной гармонии и создают виртуальную окружность. Ее линии отзвуком расширяются до периферии огромной доски, вторятся круглой «розой» над головой Мадонны и вместе с абрисом свода, апсиды и балдахина звучат уже мощным аккордом.
Фигуры выполнены в натуральную величину. Беллини расположил двух обнаженных святых, Джоббе и Себастьяна, по флангам трона Марии, рядом с ними - святых Иоанна Крестителя , Доминика и Людовика Тулузского. Архитектура и декор апсиды, по крытой золотой смальтой, напоминают собор Сан-Марко. На золотом фоне ясно читаются слова: «Аве, чистый цветок девственного целомудрия».
Композиция была заказана художнику церковью Сан-Джоббе и Сан-Бернардино, что в Канареджо. Полагают, что это было связано с чумным мором 1478.
Пьета, Джованни (Джамбеллино) Беллини
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Галерея Академии
Год: Около 1505
Другое название произведения - «Пьета Дона далле Розе». Оно было выполнено по частному заказу для домашней молельни. В панорамной трактовке пейзажа, на фоне которого видна скорбно умолкнувшая Мать, оплакивающая Сына, исследователи видят влияние представителей северных школ и, в частности, Альбрехта Дюрера, дважды посещавшего Венецию. И, кроме того, - готической немецкой скульптуры, хорошо известной в Италии. Так как в зданиях на пейзажном фоне, с которым контрастирует треугольная монументальная композиция первого плана, различают палаццо делла Раджоне и фасад собора Виченцы, возведенного Андреа Палладио, возникло предположение, что заказчиками могли быть жители Виченцы. Впрочем, в пейзаже изображены и надвратная башня Кастелло, и река Наттис, протекающая в местности у города Чивидале, и равеннская колокольня Сан-Аполлинаре Нуово.
Вьюнок у головы Христа - символ божественной любви к роду человеческому, а здесь - Его жертвы. Мотив плюща продолжен во фрагменте со срубленным деревом. В Средневековье в связи с тем, что побеги этого растения часто обвивают мертвые деревья, возникла аллегория: «Non meis viribus» («Не сам вьющийся») - такое дерево явилось символом жизни души после смерти тела, как благо веры в Воскресение Христа.
Мадонна с Младенцем и святыми, Джованни Беллини, 1505
Автор: Джованни Беллини
Выставлена в музее: Церковь Сан-Дзаккария (Венеция)
Год: 1505
Большой алтарь работы Беллини для капеллы в северном крыле церкви Сан Дзаккария в Венеции был изготовлен в 1505 г. Подобная композиция - Святая Дева с Младенцем на коленях и святыми, обычно четырьмя или шестью, по обе стороны от нее, известная как Святое собеседование, — создает более уютную, сердечную обстановку чем торжественная тема Маэсты, и пользовалась успехом у венецианских художников эпохи Возрождения.
На картине представлена залитая золотистым сиянием Святая Дева, восседающая с Младенцем на руках на возвышении, в глубине высокой экседры. Ни Святая Дева, ни Младенец не смотрят на зрителя, погруженные в свои мысли, приподнятая рука Младенца напоминает жест благословения. Головы св. Петра и св. Иеронима чуть наклонены, а взгляд задумчив. Две святые — Екатерина Александрийская (ее колесо едва видно слева от трона) и Лючия — также погружены в размышления. Лишь взгляд музицирующего ангела, устремленный вдаль, приглашает зрителя присоединиться к сцене спокойного созерцания.
ОБРАЗЫ СВЯТОЙ ДЕВЫ. Ипостась Девы Марии как матери Христа является основной доктриной церкви, в ее образе часто подчеркивается материнство. Как показывает генеалогическое дерево Христа, ведущее начало от Иессея, его родство с отцом Давида происходит по линии Святой Девы, а не Иосифа. Наиболее ярко выражен образ матери в сценах, когда Святая Дева кормит Младенца Христа грудью; этот сюжет художники писали вплоть до Трентского Собора (1545-1563), когда было выражено неодобрение изображать Святую Деву нагой. В эпоху Возрождения Святая Дева часто изображалась в домашнем интерьере или на фоне реалистического пейзажа; иногда ее одевали в модные одежды того времени.