Одним из важных следствий общего снижения пассионарного напряжения в Европе времен позднего средневековья стало то, что несостоявшиеся воины и путешественники вынуждены были сублимировать свою пассионарность в интеллектуальном и художественном творчестве. Этот период получил название Возрождения. Увеличение количества высококлассных художников приводит к тому, что с середины XV в. моделями флорентинских портретистов становятся не только супруги правителей и их родственников, но и жены купцов и богатых ремесленников. Высокое искусство выходит за пределы дворцов.
Портреты эпохи Ренессанса отличаются от сегодняшних портретов, прежде всего тем, что в них отсутствует психологический аспект, столь характерный для современной портретной живописи. Портрет Ренессанса представляет различные концепции личности модели. Для женщин это, в первую очередь социальный статус и семейная роль жены и матери.
Разглядывая эти портреты, можно прийти к заключению, что у всех флорентийских женщин того времени были длинные шеи, золотые волосы, жемчужно-белая кожа, сверкающие голубые глаза и розовые губы и щеки. Такое сходство отражает канон женской красоты, возникший из литературы, в особенности из сонетов Петрарки в честь своей любимой Лауры. С реальной или воображаемой красотой своих моделей, художники отмечают их достоинства – скромность, благочестие, целомудрие, главные качества женщины в патриархальном обществе. Добродетель и красота связаны неразрывно.
Ранние портреты представляют сидящую женщину, изображенную строго в профиль. Строгая, но нарядная и дорогая одежда гармонируют с ювелирными изделиями из тех, что молодые женщины надевали по случаю их бракосочетания.
Антонио дель Поллайоло (Антонио ди Якопо Бенчи). Портрет молодой женщины. 1465. Государственный музей. Берлин. Германия.
Молодая женщина, изображенная на картине, носит изысканное платье из парчи. На первый взгляд, это поясной портрет, но поза женщины предполагает, что она сидит у мраморной амбразуры окна или на балконе. Ярко-синее небо заполняет почти весь фон и контрастирует с бледными телесными оттенками, что вносит дополнительную цветовую гармонию в портрет. Профиль женщины очерчен с минимумом деталей, но при этом художник добивается невероятного эффекта присутствия. Текстура тяжелой ткани с золотым шитьем подчеркивает медальонообразный характер общей картины. Решительное использование прямых линий и четкость контрастных цветов всегда рассматривались, как характерные признаки флорентийского стиля. Однако относительно личности мастера существовали различные мнения. Предположение, что автором является Доменико Венециано, высказал Вильгельм Боде. До того, как он приобрел картину, ее относили к Пьеро делла Франческа. Более поздние исследования аргументированно показали, что это работа Антонио Поллайоло. Но не исключено, что автором мог быть Алессио Бальдовинетти.
Антонио дель Поллайоло ( Антонио ди Якопо Бенчи ). Портрет девушки. 1467-1470. Музей Польди-Пецциоли. Милан. Италия
В конце пятнадцатого века мастерская братья Антонио и Пьеро Поллайоло была хорошо известна во Флоренции. Мастера занимались созданием скульптур, ювелирными работами и живописью. Значительно внимание уделялось графическим работам. К 1450 году, Антонио был уже известным ювелиром, также известны его прекрасные бронзовые скульптуры. Пьеро, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин. Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями. Технический и стилистический анализ работ позволили сделать вывод, что портреты в Берлине и Милане можно отнести к Антонио, в то время как автором работ, хранящихся во Флоренции и Нью-Йорке был Пьеро. Портреты Антонио относятся к числу наиболее важных работ эпохи Кватроченто в жанре портрета. Представленная картина является одним из последних женских профилей, вскоре художники начнут изображать лицо в три четверти оборота, что уже стало характерным для мужских портретов. Но в профиле работы Антонио каждый нюанс формы, моделирующей тонкие черты лица молодой женщины, восхищает зрителя. Есть эксперты, которые считают, что это работа Доменико Венециано. Независимо от этой неопределенности, это один из самых красивых портретов периода позднего Кватроченто.
Этот портрет мужчины и женщины работы Филиппо Липпи по общему мнению является первым итальянским портретом с пейзажем на заднем плане и первым двойным портретом в итальянском искусстве. В левой нижней части цвета семейства Сколари. Аньола ди Бернардо Сапити вышла замуж за Лоренцо ди Раньери Сколари в 1436 году. Их сын родился в 1444 году
Пейзаж в двойном портрете задуман и решен в довольно натуралистическом выражении. Вполне возможно, что источником вдохновения Липпи была нидерландская живопись. Взгляд зрителя проходит через окна и по проселочной дороге мимо домов и вилл уходит в далекую горную цепь.
В Северной Европе, в портретах сидящих людей лица в три четверти оборота преобладали. Такое расположение модели более выигрышное, как для психологического исследования, так и для коммуникации со зрителем, было принято во Флоренции в 1470 в работах Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи. Джинерва де Бенчи.1474-1478. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США
Джиневра изображена накануне замужества и выглядит намного старше своих шестнадцати лет. Время написания портрета совпадает с окончанием ученичества Леонардо у Вероккьо. Неудивительно, что полотно выглядит, как старательная ученическая штудия.
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. ок.1480 . Штеделевский художественный институт и городская галерея. Франкфурт-на-Майне. Германия
Потрясающее изображение молодой женщины кисти Боттичелли традиционно определяется как Симонетта Веспуччи. Симонетта Каттанео де Веспуччи (1453-1476) была женой Марко Веспуччи из Флоренции. Она также была якобы любовницей Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного.
Картина кажется амбициозной попыткой выразить Петрарковский идеал, вместо того, чтобы изображать реального человека.
В 16-м веке портреты анфас стали обычным явлением, они позволяли более тонко передать психологические нюансы.
Джованна дельи Альбицци вышла замуж за Лоренцо Торнабуони 15 июня 1486 года и умерла при родах 7 октября 1488 года. Картеллино на стене взят из эпиграммы римского поэта I века н. э. Марка Валерия Марциала, посвящённой портрету генерала Марка Антония:
Искусство, если бы ты могло показать характер и душу, не было бы на свете картины прекраснее. 1488.
Исходя из даты, можно предположить, что портрет является посмертным.
Паоло Уччелло. Женский портрет, 1450. Музей искусств Метрополитен. Нью-Йорк. США
Фра Филиппо Липпи. Женский портрет. ок.1440. Государственные музеи прусского культурного наследия. Берлин.Германия
Антонио дель Поллайоло (Антонио ди Якопо Бенчи). Портрет молодой женщины. ок.1475. Галерея Уффици. Флоренция. Италия
Приписывается Доменико Гирландайо, Потртет женщины. ок. 1490. Хантингтонская библиотека, художественные коллекции и ботанические сады. Арабелла Д Хантингтонская мемориальная художественная коллекция. Сан Марино. Калифорния. США
Приписывается мастеру «Истории хлеба». Портрет женщины, возможно, Жиневра д’Антонио Лупари Гоззадини. ок.1485. Музей искусств Метрополитен. Нью-Йорк. США
Пьеро ди Козимо. Симонетта Веспуччи, как Клеопатра. Деталь. ок. 1480-90. Музей Конде. Шантильи. Франция
Антонио (Пьеро?) дель Поллайоло (Антонио (Пьеро?) ди Якопо Бенчи). Портрет молодой женщины. 1460-65. Музей Польди-Пеццоли. Милан. Италия
Антонио (Пьеро?) дель Поллайоло (Антонио (Пьеро?) ди Якопо Бенчи). Портрет молодой женщины. Деталь
Бастиано Майнарди. Портрет женщины. Правая створка парного портрета. ок. 1500. Государственные музеи. Берлин. Германия
Несмотря на то, что эта пара портретов, каталогизирована в Берлинском музее, как работа Себастьяна Майнарди, сводного брата и ученика Доменико Гирландайо, некоторые современные исследователи не без оснований относят их к Давиду Гирландайо.
Джакометто Венециано. Портрет монахини-бенедектинки (Портрет вдовы Алвизе Контарини?). 1485-1495. Музей искусств Метрополитен. Нью-Йорк. США
Джакометто Венециано. Женский портрет. ок. 1490. Кливленский музей искусств. Кливленд. Огайо. США
Рафаэль. Женщина с единорогом. ок. 1506-1506. Галерея Боргезе. Рим. Италия
Ранее авторство картин приписывалось Перуджино, Гирландайо Ридольфо, Граначчи. В то время (в 1928) идентификации художника Рафаэля была затруднена тем, что на полотно был нанесен еще одни живописный слой с образом св. Екатерины. После тщательной очистки был обнаружен прекрасный портрет. Личность женщины, изображенной на нем, не установлена. Нет сомнений, что это работа Рафаэля 1505 года, относящаяся к флорентийскому периоду его творчества. Портрет женщины с единорогом занимает особое место среди работ художников того времени и без сомнения представляет собой вершину в стилистическом развитии Рафаэля. Фигура женщины, безупречная в композиционном отношении, выделяется на фоне пейзажа, который вдохновлял Леонардо, но выполнен с ясностью характерной для Рафаэля. В стиле живописи чувствуется влияние Пьеро делла Франческа и Перуджино.
Аньоло Бронзино. Элеонора Толедская. 1555. Галерея Сабауда. Турин. Италия
Аньоло Бронзино. Портрет дамы в зеленом. ок. 1528-32. Королевская коллекция. Виндзорский замок. Великобритания
Аньоло Бронзино. Лукреция Панчиатики. ок. 1540. Галерея Уффици. Флоренция. Италия
Бернардино Личиньо. Портет женщины. 1533. Государственная галерея. Дрезден. Германия
Бернардино Личинио. Женский портрет (сестра художника Агнесса?.)1525-1530. Музей Прадо. Мадрид. Испания
Аньоло Бронзино. Портрет девочки с книгой. 1545. Галерея Уффици. Флоренция. Италия
Аньоло Бронзино. Портрет Марии Медичи. 1553. Галерея Уффици. Флоренция. Италия
Леонардо да Винчи. Портрет супруги судьи Милана (Прекрасная Фероньера).1490. Музей Лувр. Париж. Франция
Доменико Гирландайо. Портрет девочки. 1490. Частная коллекция
Доменико Гирландайо. Портрет молодой женщины. 1485. Музей Калуста Гюльбенкяна. Лиссабон. Португалия
Сандро Боттичелли. Женщина у окна (Смеральда Брандини). 1470-1475. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Англия
Источник: http://www.akmar.info