Питер Клас (нидерл. Pieter Claesz (ок. 1597, Берхем — 1 января 1661, Харлем) — голландский художник Золотого века, мастер натюрморта.
Стол с омаром, беркемайером, фруктами, скрипкой и книгами
(Tafel mit Hummer, Silberkanne, grosem Berkemeyer)
1641_64 х 88.5_х.,м.
Частное собрание
Pieter Claesz.
BERCHEM 1597/8 - 1660/1 HAARLEM
STILL LIFE WITH HERRING, ROEMER, SALT CELLAR, OVERTURNED BEAKER, NUTS, KNIFE, AND LEMON ON A DRAPED TABLE
signed in monogram PC [in ligature] and dated 1646 center left
oil on panel
15 3/4 by 24 in.; 40 by 61 cm.
Натюрморт с корзиной сыра
1624 (ок)_д.,м.
Харлем, Музей Франса Хальса
О ранних годах Класа почти ничего неизвестно. В 1617 он женился в Харлеме, а в 1620 у него родился сын Николас, будущий известный художник-пейзажист. Вместе с Хедой Клас считается основателем харлемской школы натюрморта
Натюрморт с керамическим кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями
1640_44.6 х 59.6_д.,м.
Индианополис, Музей искусства
Завтрак
1641_40 х 53
Цинциннати, Музей искусств
Натюрморт Vanitas
(Vanitas still life)
49.7 х 65_х.,м.
Частное собрание
(совм с Roelof Claesz Koets)
Натюрморт с фруктами и бокалами
(Stilleben mit Trinkgefasen und Fruchten)
117 х 173,5_х.,м.
Берлин, Картинная галерея старых мастеров
Его натюрморты делятся на две группы. К первой относятся "завтраки" и "банкеты". На них обычно изображены кувшины, бокалы, фарфор, хлеб, сыр, вино, устрицы, рыба, птица, ветчина, маслины и орехи. Очень часто он использовал лимон. Ко второй относятся произведения популярной в то время в Голландии разновидности натюрморта "ванитас", в которых при помощи символов: свечи, черепа, часов, музыкальных инструментов, старинных книг и т.п., выражется библейская концепция суетности жизни.
Натюрморт с турецким пирогом
(Still Life with Turkey Pie)
1627_75 х 132_д.,м.
Амстердам, Рейксмузеум
Натюрморт с ветчиной, кувшином, рёмером, танкардом и др объектами
79 х 99_х.,м.
Частное собрание
Трубки и жаровня
1636_49 x 63.5_д.,м.
Санкт-Петербург, Эрмитаж
Натюрморт с ветчиной, рёмером, серебряной таццей, лимоном и др объектами
1643_66.5 x 71_д.,м.
Частное собрание
«Картины Класа с изображением накрытых столов («завтраки») отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селедка, стакан, айва, трубка) и простотой композиции. Клас первым из мастеров натюрмортной живописи оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, которыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды».
Натюрморт Vanitas
(Vanitasstilleben)
1636_47 х 61_д.,м.
Мюнстер, Вестфальский Государственный музей истории культуры и искусства
Натюрморт с рыбой, кувшином, бокалом и курительными принадлежностями
1627_36.2 х 57.5_д.,м.
Сан-Диего, музей Тимкена
(атр)
Натюрморт с омаром, рёмером, глиняным кувшином, хлебом и др объектами
50.5 x 69_д.,м.
Частное собрание
Натюрморт с рёмером, солонкой, книгами, беркемайером и др объектами
1627_35 x 58.7_д.,м.
Частное собрание
Одно время художник по примеру некоторых утрехтских мастеров, увлеченных Караваджо, занялся проблемами искусственного освещения. Писал, например, то, как неровное пламя свечи отражается на поверхности бокала, но в целом утрехтские натюрморты казались ему не только неестественными, но и слащавыми.
Натюрморт с горящей свечой
(Stilleven met brandende kaars)
1627_д.,м._26.1 х 37.3
Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс
Натюрморт с музыкальными инструментами
1623_ 69 х 122_д.,м.
Париж, Лувр
Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами, курительной трубкой и др объектами
1624_35.8 х 51.5_д.,м.
Частное собрание
Натюрморт с оловянной посудой, рёмером, лимоном, хлебом и др объектами
1635_41 х 61.5_д.,м.
Частное собрание
Follower of Pieter Claesz. 17th Century
A VANITAS STILL LIFE WITH A SILVER-GILT CUP, SHELLS, BOOKS, A QUILL, AN INKWELL, A SKULL, A SPHERE AND A ROEMER, ALL ON A WOODEN TABLE DRAPED WITH A GREEN CLOTH
bears monogram and date of 1634 on a book cover centre right
oil on panel
54.8 by 72.5 cm.
Голландские живописцы 17 века находили удовольствие в изображении предметов повседневного обихода, передавая их с большим иллюзионистическим мастерством. Такие картины не были откровенно морализирующими, но часто были полны символических значений, которые легко прочитывались современниками. В настоящее время эти произведения обычно восхищают своей блестящей виртуозностью.
Натюрморт Vanitas с музыкальными инструментами
(Vanitas Still Life with the Spinario)
1628_70.5 х 80.5_д.,м.
Амстердам, Рейксмузеум
Натюрморт с рёмером и серебряной таццей
(Stilleben mit Romer und Silberschale)
1635 (ок)_43,2 х 60_д.,м.
Берлин, Картинная галерея старых мастеров
Circle of Pieter Claesz.
STILL LIFE OF GRAPES, A PIE, PEACHES, A PEWTER EWER, A ROEMER, HAZELNUTS, A BREAD ROLL, A KNIFE AND OTHER OBJECTS, ALL ON A DRAPED TABLE
oil on panel
19 1/4 by 27 1/2 in.; 49 by 69.8 cm.
Натюрморт с бокалом вина и устрицами
(Still Life with Wine Goblet and Oysters)
1630-е_50.2 х 70.1_д.,м.
Бостон, музей изобразительных искусств
Натюрморт с павлиньим пирогом
(Still Life with Peacock Pie)
1627_77.5 х 128.9_д.,м.
Вашингтон, Национальная галерея
В «Завтраках» Питера Класа при том, что они, казалось бы, неизбежно должны повторять друг друга, каждый раз есть неповторимое особое настроение. Между вещами у художника всегда ведется скрытый внутренний диалог, их взаимоотношения строго определены. Художник высоко ценит красоту самой вещи, благородство ее пропорций, необычность фактуры.
Натюрморт с крабом и рёмером
1644_45 х 63_д.,м.
Частное собрание
Натюрморт с ветчиной
1635 (ок)_38 x 54_д.,м.
Частное собрание
After Pieter Claesz.
A STILL LIFE WITH A LEG OF HAM UPON A PEWTER PLATE, A PEWTER KANNE AND A ROEMER, AN OVERTURNED BEAKER RESTING ON A PEWTER PLATE WITH BREAD, A MUSTARD POT AND A BROKEN ROEMER UPON ANOTHER PLATE, ALL UPON A TABLE PARTIALLY DRAPED WITH A WHITE CLOTH
oil on panel
58.5 by 87.8 cm.; 23 by 34 5/8 in.
Pieter Claesz. Burgsteinfurt 1597 - 1660 Haarlem,
A STILL LIFE OF A ROEMER, PEWTER...
В натюрмортах Класа нетрудно увидеть то оптимистическое, мажорное, более того эпикурейское отношение к жизни, которое столь показательно для нидерландского бюргера XVII столетия, его тягу к тихой частной жизни. Искусство Питера Класа и ориентируется именно на такого потребителя, учитывает его индивидуальные потребности. Это творчество интимное по своему характеру и непритязательное.
Натюрморт с таццой
(Stilleven met tazza)
1636_44 х 61_д.,м.
Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс
Pieter Claesz.
Burgsteinfurt circa 1579- Haarlem 1660
BERCHEM 1597/8 - 1660/1 HAARLEM
STILL LIFE OF A CRAB ON A PEWTER PLATE, A SALT-CELLAR, A ROEMER, A KNIFE, A LEMON AND TWO OYSTERS ON A PEWTER PLATE, ALL RESTING ON A DRAPED TABLE
oil on panel
12 1/4 by 16 1/8 in.; 31.1 by 41cm
PIETER CLAESZ. (1597/8-1661)
STILL LIFE OF A DUTCH SILVER BEAKER, A ROEMER
(совместно с Roelof Koets)
Натюрморт
д.,м._Париж, Частное собрание
Pieter Claesz.
BERCHEM 1597/8 - 1660/1 HAARLEM
A STILL LIFE OF FRESH-WATER FISH, WITH A CAT, A BARTMANNKRUG, A BARREL AND A SMALL FISHING NET ON A TABLE
signed with monogram and dated lower right: Ao PC 1656.
oil on oak panel
46.2 by 63.7 cm.; 18 1/4 by 25 1/8 in.
Натюрморт «Vanitas». Человеческий череп главенствует в этом странном наборе вещей. Написанные в серовато-голубых тонах предметы мерцают в сумеречном свете.
Натюрморт Vanitas
(Vanitas still life)
1630_39.4 х 56_д.,м.
Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс
Художник прославился в Нидерландах именно благодаря подобным натюрмортам. Они часто написаны в почти монохромной гамме, сообщающей таинственную гармонию изображенным предметам. Тема этого произведения - скоротечность земной жизни: череп представляет смерть, перевернутая рюмка символизирует протекшую жизнь, часы напоминают зрителю, что время неостановимо.
Натюрморт с черепом и писчим пером
(Still Life with a Skull and a Writing Quill)
1628_24,1 х 35,9_д.,м.
Нью-Йорк, музей Метрополитен
Pieter Claesz (1597/1598–1660)
Vanitas Still Life with Self-Portrait
circa 1628
oil on oak
35.9 × 59 cm (14.1 × 23.2 in)
Germanisches Nationalmuseum Nürnberg
Серия сообщений "Цветы \ старинный натюрморт (3) ":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Абрахам Миньон (Abraham Mignon, 1640–1679, German-Dutch) - Натюрморт с фруктами, рыбой и гнездом
Часть 2 - Абрахам Миньон (Abraham Mignon, 1640-1679, German-Dutch painter) - Старинный натюрморт в деталях \3\
...
Часть 38 - Александр Адриансен (Alexander Adriaenssen, 1587-1661, Flanders) - Натюрмортный вернисаж \1\
Часть 39 - Александр Адриансен (Alexander Adriaenssen, 1587-1661, Flanders) - Натюрмортный вернисаж \2\
Часть 40 - Художник Питер Клас (Pieter Claesz, 1596-1661, Dutch) - мастер голландского натюрморта \1\