Начать наше путешествие по Румынии мы решили с расписных монастырей Буковины. Нам пришлось сделать довольно большой крюк на север, но это того стоило. Монастыри Буковины были, мне кажется, самым ярким впечатлением от поездки. Причем ярким в самом прямом смысле.
Солнечный сентябрьский день, тихий и теплый, и спрятанные среди поросших сосной и буком невысоких гор, окруженные цветущими кустами роз всех оттенков, маленькие изящные храмы, расписанные сочными красками - как книжки с волшебными картинками, как шкатулки с драгоценностями - оставили сказочное впечатление.
Конечно, фрески в православных храмах не редкость. Они всегда были распространены как средство обучения и наставления неграмотного люда. Иногда религиозные сюжеты украшали не только внутренние стены, но и появлялись фрагментами на фасадах церквей. Но буковинские монастыри - уникальное явление в религиозном искусстве, они расписаны полностью, внутри и снаружи, сверху и донизу.
Всего в Южной Буковине насчитывается около 50 монастырей. Многие из них были украшены наружными фресками, но сохранились эти росписи не везде. Благодаря своему исключительному культурному, историческому и иконографическому значению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены семь монастырей - Молдовица, Хумор, Сучевица, Арборе, Воронец, Патрауцы и Пробота.
Вот как объясняется появление этих монастырей
В конце XV — начале XVI вв. Молдова оказалась пограничным полем битвы между христианской Европой и Османской империей, стремительно продвигавшейся на Запад. Не защищенное никаким естественным рельефом, способным остановить вторжение, Молдавское княжество слишком часто подвергалось нападениям захватчиков. Причем католический Запад, который, казалось бы, должен был помогать Молдове в благородном деле противотурецкой обороны, не только не протягивал руку помощи, но и сам не упускал возможности заявить о своих правах на ее земли. Так, во времена правления Штефана чел Маре (Штефана III Великого), когда столицей Молдовы была Сучава, воеводе приходилось отражать атаки не только турок и крымских татар, но и венгров, поляков.
Штефан сражался с переменными успехами, но каждую свою победу отмечал особо — строительством укрепленного монастыря. Традицию строительства монастырей поддерживал и в какой-то мере даже развивал сын Штефана III Великого Петру Рареш. Именно при нем фасады храмов превратились в пестрые ковры из фресок — многоярусные композиции с бесчисленными ликами святых, библейскими историями, изображениями основателей монастырей и святых покровителей, древнегреческих философов, ангелов и демонов. Мы не знаем, кто конкретно был автором этой смелой идеи, но очевидно, что властям она понравилась, ведь расписные стены стали к тому же идеальным средством военно-политической пропаганды.
Когда на молдавские земли все-таки пришли турки, они не спешили разрушать монастыри с вызывающими фресками. Более того, османские военачальники были поражены красотой и необычными средствами, которыми было изображено Писание.
Гораздо более роковым для фресок Буковины оказался приход австрийцев в XVIII в. Мало того что в это время многие монастыри вообще перестали действовать, так еще австрийские солдаты потрудились оставить на стенах древних храмов — прямо на роскошных фресках — десятки корявых надписей. Лишь в конце ХХ в. в монастырях снова закипела жизнь, которая теперь уже сочетает в себе не только религиозную и сельскохозяйственную деятельность. Нынешние монахини (а большинство монастырей стали именно женскими) блестяще справляются и с обязанностями экскурсоводов. Но наличие туристов ни в коей мере не превращает монастыри в светские достопримечательности. Это действующие, «живые» храмы
Монастырь Хумор.
Основные цвета фресок - красный, красно-коричневый, фиолетовый.
Первая церковь была построена в 1415 году, от нее остались только стены, руины которых можно увидеть в 500 метрах от нынешнего монастыря. В 1530 году монастырь был восстановлен на новом месте Теодором Бубуйогом и его женой Анастасией. В 1641 году окружающие стены были укреплены, была построена оборонная башня.
Внешняя роспись выполнена в 1535 году.
В настоящее время в нем обитают около 20 монахинь, работающих в художественной и швейной мастерских по изготовлению облачений для священников
В оборонную башню можно подняться по довольно приличной лестнице и осмотреть территорию монастыря сверху. Наветренная сторона совсем поблекла.
Новая церковь
Входные ворота
Монастырь Воронец
Монастырь Воронец называют Сикстинской капеллой Востока за уникальную роспись XVI века на внешних стенах соборного храма Георгия Победоносца. Преобладающий цвет - синий. Впечатленные необыкновенным оттенком, искусствоведы даже ввели специальный термин - "воронецкая синь" или "воронецкая лазурь"
Был построен в период с 26 мая по 14 сентября 1488 года, за четыре с половиной месяца, что было рекордом для того времени. Это один из наиболее ценных монастырей, основанных Штефаном Великим.
Вся внешняя роспись и знаменитый синий цвет монастыря Воронец не имеют аналогов в мире.
В 1963 г. румынские ученые провели масштабные исследования фресок монастыря Воронец в надежде хоть немного разгадать феномен буковинского чуда. А ведь это действительно почти чудо: краска слоем всего 0,25 см сохранилась до сих пор чуть ли не в первозданном виде! Да еще этот яркий синий пигмент, который во фресках обычно разрушается самым первым.
В качестве одного из связующих веществ использовалась комбинация свежеприготовленной извести и козеина, который получали из козьего сыра. Этот клей оказался настоящей находкой. Он не только обеспечил отличное сцепление красочных пигментов со штукатуркой, придал изображению особую гладкость и блеск, но и обеспечил высокую устойчивость к воздействию природных факторов.
Для приготовления красок брали, как правило, стандартные пигменты. Черный цвет получали из каменного угля, красный и желтый — из различных охр и киновари, зеленый — из малахита и зеленой земли, синий - из азурита (ляпис-лазурь). На примере азурита видно, как превосходно молдавские живописцы разбирались в технической стороне своей работы. Интенсивность цвета достигалась наложением синей краски на черный фон из каменного угля. Этот же прием способствовал появлению дополнительной защиты азурита от чрезмерной щелочности извести
Самая известная фреска - сцена Страшного суда, написанная в 1547 году на западном фасаде.
С наветренной стороны от фресок мало что осталось. Но воронецкая синь оказалась устойчивее прочих красок.
Монастырь Молдовица
Преобладающий цвет - желтый, золотой. Здесь фрески сохранились лучше всего, благодаря высоким стенам, защищающим от ветров и осадков.
Монастырь был построен в 1532 году Петру Рарешем на месте более древних монастырских построек, разрушенных землетрясением. Это был один из самых богатых монастырей Молдовы.
Уютный дворик монастыря весь в цветах
Главное украшение храма - сцена "Осада Константинополя"
Монастырь Сучевица
Монастырь в Сучевице оказался настоящей крепостью. Стены трехметровой толщины и высотой шесть метров с мощными башнями по углам образуют хорошо защищенный квадратный двор.
Преобладающий цвет росписей - изумрудно-зеленый
Хронологически монастырь в Сучевице был последним монастырем с наружными фресками, построенным в Молдове. Росписи фасадов были сделаны в 1595 - 1596 годах.