«Мы все знаем: хорошая, крепкая дружба создается в непринужденных разговорах, шутках и общем веселье с коллегами, - говорит Кристина М. Риордан, проректор и профессор менеджмента в Университете штата Кентукки. - Впрочем, дружба - это нечто большее, чем просто совместное веселье. Речь также идет о создании общего чувства цели. Исследования показали, что солдаты во время военных миссий образуют прочные связи отчасти потому, что все верят в цель этой миссии. Кроме того, они полагаются друг на друга. Короче говоря, дух товарищества способствует групповой лояльности, общей приверженности делу и дисциплине».
Тони Се, генеральный директор Zappos, в корпоративной культуре своей компании взял курс на укрепление дружбы в коллективе. Основной ценностью внутри компании является создание благоприятных условий для сотрудников. Это, в частности, внедрение изменений, способствующих созданию веселой и непринужденной обстановки, в которой легче добиться успеха, обучаться, расти, формировать команду и семейных дух. И это удается сделать с небольшими затратами. Кстати, чтобы избавиться от формализма в повседневном общении с коллективом, руководителю полезно внедрять в работу различные инновационные разработки. Например, облачный сервис «Простой бизнес» - это не только автоматизация бизнес-процессов, но и удобное, продуктивное управление персоналом, при котором всегда есть возможность поделиться самыми необычными идеями, прокомментировать ход работы над проектами, а при необходимости - просто пообщаться (конечно, в рамках разумного!).
Исследования показывают, что люди счастливы на своей работе, если у них есть коллеги-друзья
Сотрудники сообщают: когда у них есть друзья-коллеги, им веселее и приятнее работать. Кроме того, повышается и продуктивность. Исследование Gallup показало, что дружеские отношения в коллективе повышают удовлетворенность сотрудников своей работой на 50%. Друзья на работе формируют крепкую сеть социальной поддержки друг друга, причем как лично, так и профессионально.
К товариществу на работе можно отнести понятие «честь мундира», которое включает в себя взаимное уважение, чувство идентичности, желание идти на рабочий подвиг и добиваться поставленных целей. Многие компании участвуют в корпоративных мероприятиях (совместные велогонки, оздоровительные соревнования, общественная работа и т.д.), чтобы помочь построить чувство коллективизма и единения.
Роль руководителя в укреплении духа товарищества в коллективе
Некоторые компании (например, Google, DaVita, Dropbox) делают акцент на укреплении духа товарищества на работе. Ведь это зависит и от руководителей организаций. Кстати, компании могут и должны придавать дружбе большое значение как конкурентному преимуществу при найме и удержании сотрудников, а также как способу улучшить взаимодействие, творчество и производительность.
Гари Келли, генеральный директор компании Southwest, обозначил некоторые ключевые моменты того, как лидер может помочь развитию культуры товарищества.
Есть ли минусы дружбы на работе?
Конечно, не без этого. Она, к примеру, может привести к профессиональной ревности, групповому мышлению, чрезмерной общительности, потерям рабочего времени. Кроме того, бывает и так, что личные отношения отрицательно влияют на качество совместной работы. Тем не менее, талантливый руководитель может управлять этими сложностями. К тому же, преимущества позитивных отношений значительно перевешивают любые негативные последствия.