• Авторизация


Первое после неотложного - это полностью изменить систему образования 26-12-2012 10:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


8. Для школы, Неделя в школе и школа А.С. Макаренко:
8.1. День Службы Безопасности, Физкультуры и Природы - школа милиции (Казаков), армии (Спецназа), спасателей и пожарных (МЧС), тренеров (спорт): Единоборств; Туризма, выживания, следопытства; Действий в чрезвычайных ситуациях, при пожаре, наводнении и т.п. …; Физкультура (Спорт тренинг); Наблюдение, понимание Природы и ментально-душевно-эмоциональное соединение.
8.2. День ремесла и прикладных искусств – школа мастеров и художников: Труд (ремесло); Инженерные расчёты и проектирование; Рисунок, черчение, лепка; Архитектура.
8.3. День родных и иностранных языков, культур, истории и искусств – школа: Языки; Литература; География; История; Культурология; Живопись, Музыка, Пение (соло и хор); Лепка; Танцы; Поэзия; Театр; …
8.4. День основных (фундаментальных) наук – школа учёных высшей школы: Математика; Физика; Химия; Биология; Геология; Астрономия; …;
8.5. День психологов, социологов, йогов, священников – школа психотерапевтов, психологов, гос. чиновников, священников, режиссёров, писателей: Личная психология; межличностные отношения; мужчина и женщина; брак и семья; родители и дети; общество; труд; прогресс; религии; Бог …
8.6. День хобби – произвольных дополнительных занятий в школе или самостоятельных занятий.
8.7. День отдыха.
8.8. Часть каждого дня занимает время для системы повторения пройденного, без объяснения нового, в виде быстрых упражнений и, при необходимости, быстрой же поправки. У преподавателя английского языка можно взять такую схему повторений: первая неделя после нового материала - повторение каждый день, затем через неделю и через две недели от предыдущего повторения, итого, программа повторения на 4 недели — на месяц. Для нас важна необходимость повторения пройденного каждый день, в течение первой недели, что приводит к необходимости выделения времени для повторении в течении дня. Конечно, если не повторять, не применять изученное и дальше, например, раз в месяц или раз в год, то даже и твёрдо усвоенные навыки и знания всё равно станут забываться, но этим предметы занимаются в плановое время в течение своего планового дня.

Первое что надо сделать после неотложного - это полностью изменить систему образования, начиная опять же из центра, (через образовательные центры, корректируя и наращивая сеть школ). Образование решает 2 задачи:
1. развитие общечеловеческих (с учётом м/ж) умений, навыков и талантов: включая, как всякий спорт и искусства: ушу, борьбы, прыжки, игры, боксы, фехтования, танцы, гимнастики, рисование, пение, плавание, походы, ... так и навыки общежития (в том числе и через самоуправление), общения, и навыки различных работ, включая упорство, честность, целеустремлённость (в том числе и через реальное производство), обязательно обществознание, психологию (и через литературу и историю), педагогику и т.д. ..., любопытство, поиск, исследование …
2. И вторая задача - это развитие мускулатуры и знаний.
Очевидно, что с малолетства начинаем с навыков, качеств и умений (п.1), дополняем их обязательным минимумом знаний: то, что художник должен знать о физике и химии, а химик о литературе, театре и живописи, все они о мускулатуре и боксе и т.д. ... - это обязательная программа, в ходе её мышцы и знания приобретаются по естественному ходу активной жизни. Далее необходимо определиться: с какого возраста интенсивно развиваем мускулатуру и знания (наверное, это лет 14). Тогда и интенсивно, специально наращиваем мышцы (+ грацию или борьбу) и знания равномерно до базового для всех уровня (конечно, приветствуя и поддерживая передовиков), потом - добровольная специализация, по нескольким направлениям и до нескольких уровней. В ВУЗ с базовыми знаниями поступить должно быть невозможно (но в сравнении с сегодняшней практикой базовый уровень сделает всех по сути мастерами в повседневной жизни, то есть резко и принципиально повысит качество выпускников), но 1-го уровня специализации уже должно хватать и для ВУЗа.
В начальной, средней и высшей школе, как и в государстве, принципиально важна возможность добровольного участия в дополнительном (продвинутом) образовании, в секциях, в кружках и т.д. … (гос.сектор, соц.сектор, кап.сектор, изгнание, тюрьма, …). И соответственная возможность исключить любого недобросовестного ученика, переведя его или на более низкий уровень обучения, или в другую, профильную группу обучения, соответствующую его особенностям характера и развития.
Обратим внимание, что в колонии Антона Семёновича Макаренко (папка «МАКАРЕНКО» в разделе этих документов на Google.com, вся коллекция - http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm и http://pedpoema.ru/), важную роль играл совместный труд детей и взрослых, конечно, организовывался он не только наставниками, но и самоуправлением — открытым советом выборных командиров. Дети и взрослые работали пол дня, а пол дня отдыхали и учились, а зимой большую часть рабочего времени занимались театром, сохраняя, конечно, и труд в мастерских, и с животными. Для этого формировались постоянные отряды при мастерских и сводные из рябят разных отрядов для сельхоз. работ, для театра, для учёбы вне колонии и т. п. … С другой стороны, можно отметить, что и учёба сама по себе, тем более учёба ремёслам — это так же совместный труд, который к тому же сочетается с летней практикой на предприятиях. Но особенность учёбы такова, что она полностью организуется наставниками. Хотя, можно предположить, что самоуправление учеников могло бы играть роль контроля качества образования и коррекции его программ. Скорее всего, наилучшим будет наличие именно собственных производств в школах, но так, чтобы для их полноценной работы можно было бы организовать сменный режим где школьники трудились бы не более 3 часов в день и обеспечивали бы работу предприятий через самоуправление. Здесь мы читаем прежде всего «методику» Макаренко А.С. и ещё - «проблемы школьного воспитания». Принципиально важно, что своё производство предназначено не для обучения трудовым и профессиональным навыкам, а для практики самоуправления, организации и участия в ОБЩЕМ ДЕЛЕ ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА. Своё коллективное производство — это наиболее очевидное и определённо полезное ОБЩЕЕ ДЕЛО ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА! Но так же могут быть рассмотрены и другие варианты общих дел, включая и учёбу в школе, и учёбу физкультуре. Рассмотрим организацию власти в колонии Макаренко относительно наших проф. Коллегий. Видим, что руководитель колонии, преподаватели - наставники и актив колонистов — комсомол — они соответствуют коллегии территориальной власти, которая всё организует — коллектив, его быт и работу. Но не только организует процедуры, а ещё и решает важные вопросы жизни коллектива. Важно здесь иметь ввиду, что это коллектив воспитанников — детей, а не равноправных взрослых, то есть он неизбежно и всегда в чём-то управляется и организуется. Далее у нас идут временно более пассивные — это «колонисты», они соответствуют различным проф. Коллегиям гос. сектора и ещё более проблемные дети — это «воспитанники», они как бы соответствуют соц.сектору, работа и жизнь которых полностью организуется гос. Сектором: наставниками, активом и колонистами. Частный сектор соответствует исключению из колонии. Так же отмечу, что Макаренко подчеркнул («проблемы школьного воспитания») как важность традиций в становлении и жизни коллектива, так и то, что исходная мотивация традиции забывается — но это не хорошо, так как в результате теряется содержание, суть, а затем и сами соответствующие умения при неосмысленном копировании традиционной формы, то есть коллектив должен сохранять и правила, и их источники.
Кроме того, подчеркну, что понятие «уважения к человеку», важность которого отметил Макаренко, наряду с «дисциплиной коллектива», включает в себя и уважение к свободе выбора. То есть, тот случай с талантливым колонистом, которого Макаренко, с помощью коллектива, заставил стать актёром, а не инженером, который вызвал сомнение у Макаренко, является как раз ошибкой, хотя и не драматичной, но тем не менее это решение не было вызвано никакой исключительной потребностью коллектива, то есть оно было проявлением неуважения свободы выбора человека.
Высшей властью в колонии является её управляющий, который организует как высшую власть сначала совет командиров, а потом и общее собрание колонистов. Командиры организуют и руководят их отрядами, представляют свой отряд на совете и проводят решения совета в своём отряде. Постоянно текущие вопросы решают управляющий, наставники, дежурный командир или секретарь совета командиров, которые как бы замещают управляющего, если его нет и остальные командиры. Сам совет командиров проходит утром и вечером, и может немедленно собираться по сигналу для немедленного решения проблемы. Общие собрания проводятся регулярно, их готовит совет командиров, секретарь совета командиров проводит собрания совета, он освобождён от производственных работ и является постоянным представителем совета командиров, к нему обращаются когда требуется принять какое-то новое решение и организовать его исполнение. Дежурный командир является высшей исполнительной властью после руководителя колонии, который следит за текущими делами в колонии. Общие собрания проводит дежурный командир и секретарь совета командиров, в соответствии с регламентом. Центральным вопросом создания коллектива является дело, задача, которую он предназначен выполнять. Школьный коллектив организует обучение и воспитание, но самоуправление детей здесь естественно ограничено планами наставников, зато при решении бытовых, культурных, спортивных и производственных задач, оно может быть несколько большим.

Отличие школы Макаренко от обычной
Класс Макаренко, а точнее - отряд (до 17 человек), - это, во-первых, именно человеческий коллектив, причём именно разновозрастной, основная задача которого - это именно человеческие взаимоотношения и сверх задача - цель в жизни, как человека в стране, а вот на уроки, - это во-вторых, уже могут собираться ребята в классы из разных отрядов, при этом взаимоотношения всё так же сохраняются. Директор школы должен знать характер и учёбу всех её учеников, что ограничивает размер школы до 600 человек.
Учителя должны сохранять связь со своей коллегией учителей, в которой они продолжают работать. То есть не школа набирает учителей, а коллегия посылает их в школу.
PS
Конечно, вполне возможно существование некоторого числа профильных спец. школ - математических, физических, химических, филологических ... с конкурсным отбором, то есть для одарённых детей.
Так же могут понадобиться и спец.школы для детей инвалидов и для особо проблемных детей, куда могут быть исключены дети из школ типа Макаренко. Скорее всего, они будут без самоуправления под жёстким руководством взрослых наставников.
Колонии - коммуны которого являются идеальной формой и военного училища. Единственное что туда надо добавить, особенно в гражданские школы - это акцент на уважение коллективом личного выбора человека, личного последнего слова в выборе его личного дела, профессии, судьбы и т.д. …
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
zextheredeye 26-12-2012-11:07 удалить
Мда... на кой чёрт детям физика, химия, математика, да ещё и столько часов... Один день на все науки хватит... И как только наши горе-реформаторы такой талантище не разглядели... никак систему образования не похоронят, а тут прям готовый рецепт, да ещё с обоснованием...
Ответ на комментарий zextheredeye # Как думаете на сколько часов стало меньше по каждому из предметов? Вы настаиваете, на том, что современная программа как раз оптимально нагружена информацией и заданиями? Почему Вы против самостоятельного выбора учащимися профиля дополнительных занятий?
И наконец, у меня не отражены, однако, конечно, вполне возможно существование некоторого числа профильных спец. школ - математических, физических, химических, филологических ... с конкурсным отбором, то есть для одарённых детей.
zextheredeye 26-12-2012-11:43 удалить
Ответ на комментарий Михайлин_Игорь # Современная система оптимальна для выпуска недоросля, который дальше элементарного 2х2 ничего знать не должен. Предлагаемая Вами система ещё больше усугубляет положение в образовании.
Почему Вы против самостоятельного выбора учащимися профиля дополнительных занятий? - речь об общем образовании, оно на то и общее, чтобы привить знания из всех областей, а не "профильных". А дополнительное ребёнок сам выберет, хотя статистичеки дети выбирают "погулять со сверстниками", а в доп. занятия их впрягают родители.
Делать из того, что должен знать каждый ребёнок "профильное" и "специализированное" - есть прямой путь к оболваниванию населения (и последующей ео(населения) деградации, процесс итак уже идёт во всю).

Дети на то и дети, не каждый и в 16-18 лет может сделать сознательный выбор, куда уж да более нежного возраста. То, что сейчас преподносят как "сверхнагрузку" раньше считалось нормой. А скоро ребёнок, который умеет оперировать дробями будет считаться гением... Не хотелось бы мне для своего сына такого будущего...
Ответ на комментарий zextheredeye # Итак, подведём итог - в сухом остатке из Вашего сообщения: Вас устраивает современная система и программа образования, при условии, что будет увеличен объём занятий. Ну а изменения, на Ваш взгляд, только всё ухудшат и дети не будут знать даже и 2х2.
Я не могу с Вами согласиться, Вы сильно заблуждаетесь.
zextheredeye 26-12-2012-12:31 удалить
Ответ на комментарий Михайлин_Игорь # Итог как минимум не верный. Меня не может устраивать современная программа школьного образования, т.к. выпускает неучей (то же касается и средне-технического и высшего). Увеличение нагрузки в часах при нынешнем подходе особого результата не даст. Изменения бывают разные, те изменения, которые предлагаете Вы - да, я считаю, что они только усугубят положение вещей.

Основной тезис предлагаемой Вами методики - выпускать из школы людей, которые не дотягивают по знаниям до уровня абитуриента (человека, поступающего в ВУЗ). Вы предлагаете планку заведомо ниже, чем давала школа в СССР - и говорите, что это изменение "к лучшему"? К лучшему для кого?
Ответ на комментарий zextheredeye # Понятно, критерием качества образования Вы считаете поступление в ВУЗ, качество которого, однако, Вас так же не устраивает ... Итак, читаем мой ответ выше ещё раз - ничего для Вас не изменилось.
Если, конечно, Вы получите от меня гарантии, что и по результатам учёбы в новой школе учащиеся смогут поступать в ВУЗы, - почему бы и нет, мы вправе на это рассчитывать.
zextheredeye 26-12-2012-15:46 удалить
Ответ на комментарий Михайлин_Игорь # Школа должна давать необходимый минимум знаний для поступления в ВУЗ. Это достаточно важный критерий, но не единственный. Есть ещё качество образования, доступность образования и т.д. Никаких гарантий Вы мне дать не сможете, хотя бы потому, что делаете ошибку в самом подходе к обучению. Мало того пытаетесь сложную комплексную проблему выразить простым "Вас не устраивает/Вас устраивает". Сам Ваш подход с "День того, день этого" - организует грандиозную свалку в голове ребёнка. На лицо перегруз лишней информацией.
Ответ на комментарий zextheredeye # Ну знаете ли, нельзя от меня требовать, чтобы я следил за "сложной и комплексной проблемой" Вашей души, я говорю просто о тексте. И возвращаясь к тесту - почему Вы думаете, что несколько разных предметов в один день - это систематизация и никакой лишней информации, а вот предметы одного типа в один день - это "грандиозная свалка и лишняя информация"? ... Это, на мой взгляд, как раз и есть "сложная и комплексная проблема" Вашего менталитета ...
zextheredeye 26-12-2012-16:54 удалить
Ответ на комментарий Михайлин_Игорь # Михайлин_Игорь, 5 из 7 предложенных дней - свалка, не говоря уж о том, что "фундаментальным наукам" посвящается только 1 день. С условием, что ребёнок в школе от силы часов 6 проводит (а способность воспринимать информацию уходит по экспоненте на нет), то он знать "в сухом остатке" не будет ни черта. Ни при 10, ни при 20 летнем образовании. А уж сама "систематизация" - это нечто. Инженерные расчёты и художники, а так же трудовики в одной куче, БЖД, физкультура, ДПП, и прочее - другая, за каким то фигом на религию, психологию, йогизм и прочие выйогивания выделено ровно столько же времени сколько на образование в целом, ну и хоровое пение с иностранными языками, и как-то примкнувшими к ней географией, культурологией и историей - довершает сюрреалистический шедевр.

От ленинского ликбеза и то толку больше было, только те ребята понимали, что их планка - дать начальное образование как можно большему количеству безграмотного населения, у защищаемой Вами системы похоже задача обратная - привести большинство населения к уровню 3-х классов церковно-приходской школы.


чтобы я следил за "сложной и комплексной проблемой" Вашей души
Это, на мой взгляд, как раз и есть "сложная и комплексная проблема" Вашего менталитета ...

Аргументы по "тексту" закончились?
К примеру, Вы из своего школьного "фундаментального" образования, что используете в Вашей жизни - работе? Если не считать делания уроков с детьми для школы? Что вообще помните, насчёт каких-нибудь основ ? Зато определённо видно, что остального образования у Вас явно не хватает, раз не способны увидеть его практическую пользу. Ну а глубокое "фундаментальное" образование в основном нужно только для определённых профессий и то - вовсе не всеобъемлющее по всем областям наук - это уже область проф. образования, никак не общей школы. К сожалению, Вы сторонник превращения общей школы в узко профессионально ориентированную, я бы сказал, что это преступление.
zextheredeye 26-12-2012-22:57 удалить
Ответ на комментарий Михайлин_Игорь #
К примеру, Вы из своего школьного "фундаментального" образования, что используете в Вашей жизни - работе?
Знаете, разница между нашими спецами и зарубежными отлично видна. Западный спец как правило владеет только своей областью, ни влево ни вправо от неё, наш же спец прекрасно понимает своих смежников (например генпланист строителя, нефтепром киповца и т.д.) потому и отрывают их по сей день с руками.
По Вашему - если ребёнок не буде использовать математику в работе, то её и учить в школе не надо? К вашему сведению - фундаментальные науки так и называются потому, что способствуют всестороннему развитию ребёнка.

Применяю я и математику (алгебру, реже геометрию и тригонометрию), и физику, и русский язык, и английский язык, немного химию. А так же целый ряд спец предметов (на то они и спец. предметы). На троечку помню биологию с географией, на твёрдую четвёрку мировую историю, на пятёрку хоть завтра сдам политологию и отечественную историю, смогу написать сочинение по "Войне и Миру", как и по большинству классической литературы из школьной программы. Ибо в моё время никаких обрезков вроде "сокращённых изложений " не было. Вот музыку и изо пожалуй не вспомню. С черчением тоже наврядли. Нормативы по физкультуре сдам, да ещё и фору дам старшеклассникам.

Вы сторонник превращения общей школы в узко профессионально ориентированную
- что за ерунда. Я учился в описанной мною школе. И она была самой обычной школой, правда под конец ввели углублённый английский, но меня это уже не коснулось. Вы, кстати, сами же заявляете о "применении на практике", что и говорит о специализации. В средних и высших учебных заведениях дают спец. предметы, на то они и спец. предметы. Для их изучения нужны фундаментальные науки.

Психология в школе - разве что в старших классах, религия - это вообще в семинариях изучать или в крайнем случае в вузах, когда ребёнок уже осознанно воспринимает информацию. Всякие ОБЖ, БЖД и т.д. их можно давать 1-2 часа в неделю, а вы предлагаете уделить им целый день. Культурология - тоже в вуз или в технари (специализированное образование). Всяческие музыки, ИЗО и прочее тоже 2-3 часа в неделю, лепки и художества в младшие классы, в средних уже черчение.

Ну и напоследок, Вам любой пестуемый Вами психолог скажет, что дети (гораздо больше взрослых) устают от однообразия. Комбинирование разных предметов в один день не позволяет ребёнку зациклиться и устать раньше времени, для него следующий предмет сродни смене обстановки (а то и физическая смена обстановки, переход в другую аудиторию).
Ответ на комментарий zextheredeye # Чисто формально, можно было бы Вам посоветовать определиться: так Вы сторонник полновесного (в объёме СССР или РФ) изучения фундаментальных наук или же Вы сторонник "всестороннего развитию ребёнка"? И почему думаете что именно усиленное решение множества задач по физике, химии, геометрии, ... будет способствовать всестороннему развитию, а не шахматы, к примеру? Но это вопрос риторический, так в Отличие от Льва Н. Толстого, который был известен строгими принципами, Вы безпринципно меняете Вашу аргументацию на противоположную ничуть не смущаясь, с единственной целью, как-то, более менее авторитетно, обосновать Ваше отрицательное мнение ...
zextheredeye 30-12-2012-11:38 удалить
Ответ на комментарий Михайлин_Игорь # Чисто формально: изучение фундаментальных наук способствует развитию ребёнка. И никакой йогизм и созерцание собственного пупа не даст ему "всестороннего развития", как Вы на то напираете. Шахматы к примеру дают полосу мышления совсем иного плана, и куда менее применимую на практике. Это я Вам как экс-шахматист заявляю (конечно я не Карпов и не Каспаров, но второй разряд имею...). Именно поэтому шахматы (к примеру) могут сыграть лишь вспомогательную роль, но не основную.

Вы сторонник полновесного (в объёме СССР или РФ) изучения фундаментальных наук или же Вы сторонник "всестороннего развитию ребёнка"?

Вообще противопоставление изучения фундаментальных наук развитию ребёнка это глупость. Свою аргументацию я не меняю, я говорил о нормальном школьном образовании, с первых строчек, и повторяюсь сейчас. Никаких "противоположностей" в моей аргументации нет, если учесть что я считаю развитие ребёнка неразрывно связанным с нормальным школьным образованием - да, для меня образцом является уровень советской школы с 10 летним образованием. Если что-то и стоит добавить, так это более глубокое изучение информациионных технологий. Компьютерный век как-никак.

Но всяческие религии, истории искусств, "Службы безопасности", и прочее - это не предметы для школы. Хочет ребёнок заниматься рукопашным боем - есть секции. Пусть идёт и занимается, хочет заниматься шахматами - есть шахматные кружки. И так далее. Были в моё время "Дома пионеров" в которых была уйма кружков всевозможных направлений, в том числе и шахматные, и рукодельные и пупосозерцательные. Чем пытаться продвинуть бредовую идею о "всестороннем развитии ребёнка" (который толком ничего не будет знать), лучше б занялись продвижением идеи "Домов развития ребёнка", где разместились бы различные кружки по интересам с преподавателями по соответствующим направлениям. Проку на выходе было бы больше.


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Первое после неотложного - это полностью изменить систему образования | Михайлин_Игорь - Дневник Михайлин_Игорь | Лента друзей Михайлин_Игорь / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»