Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве | ЧАСТЬ 2
02-09-2020 16:49
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Это цитата сообщения
Bo4kaMeda Оригинальное сообщение Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве | ЧАСТЬ 2
Bo4kaMeda
НАЧАЛО
61. Куинджи А. И.
Кипарисы на берегу моря. Крым
1887
Бумага на картоне, масло
10,8 x 17,3
Государственный Русский музей
62. Егорнов А. С.
Крымский вид
б/д
Бумага на картоне, акварель
32 х 47,4
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
63. Лагорио Л. Ф.
Крымский пейзаж
1887
Холст, наклеенный на картон, масло
22 х 29
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)
64. Егорнов А. С.
Мисхор, близ Ай-Петри в Крыму
1887
Холст, масло
66,4 x 111
Ярославский художественный музей
Пейзаж «Мисхор близ Ай-Петри» является одним из лучших в творческом наследии художника, привлекая правдивостью чувств и простотой их образного воплощения.
65. Киселев А. А.
Побережье Крыма
1887
Холст, масло
15,7 х 35,5
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова
66. Куинджи А. И.
Узун-Таш. Крым
1887
Бумага, масло
22 x 26
Государственный Русский музей
67. Лагорио Л. Ф.
Берег моря близ Алушты
1889
Холст, масло
23 x 32
Государственный Русский музей
68. Куинджи А. И.
Ай-Петри. Крым
1890-е
Бумага на холсте, масло
39 x 53
Государственный Русский музей
69. Крачковский И. Е.
Зима в Крыму. Дорога на Учан-Су
1890-е
Холст, масло
160 х 93
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
70. Посполитаки Е. И.
Крым
1890
Холст, масло
9 х 14
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
71. Васнецов А. М.
Крым. Байдарские ворота
1890
Холст, масло
105 x 140
Ставропольский музей изобразительных искусств
Картина экспонировалась в 1890 г. на XVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок под названием «Утро у Байдарских ворот».
С высоты птичьего полета открывается вид на уголок крымского побережья. Выбор точки зрения придает пейзажу эпический характер. Байдарские ворота – перевал из Байдарской долины через Крымские горы к Черному морю, расположенный в юго-западной части Крымского полуострова между Ялтой и Севастополем.
72. Кондратенко Г. П.
Ласточкино гнездо
1890
Холст, масло
102 х 64
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Полотно принадлежит крымской серии пейзажей художника. Здание, напоминающее средневековый рыцарский замок, было построено на уступе Аврориной скалы в 1912 г. нефтяным промышленником бароном П. Л. Штейнгелем. Он приобрел дачный участок на скале и заказал проект романтического замка инженеру и скульптору Александру Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда. Здание замка неоднократно подвергалось реставрации, укреплялась и сама скала. Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.
73. Ганзен А. В.
Море
б/д
Холст, масло
94 х 126
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
74. Куинджи А. И.
Облако над степью
1890-е
Государственный Русский музей
Энергия природы, переменчивые состояния небесных сфер – одна из тем творчества Куинджи. «Облако над степью» - величественный образ светлого, ясного мира. Большую часть изображения занимает небо. Земля изображена плоско, слово с высоты птичьего полета. Это создает впечатление бескрайности пространства Солнечный луч осветил степные дали и грандиозное облако, клубящиеся в небе. Сама жизнь природы, живое, движущееся небо, свет, которым наполнена степь, изображены художником. Художник мыслит цветом. В природе Куинджи улавливает его тончайшие градации. В живописи он свободно изображает освещенность, яркость, затененность. Звучно сопоставлены дополнительные цвета. Палитра мастера свободна от темной тональности. Непрестанные поиски новых световых эффектов позволили художнику открыть новые еще никем до него не введённые в искусство мотивы, даже в сюжетах, многократно разрабатывавшихся в русском пейзаже. Его живопись то энергичная и контрастная, то нежная и легкая. В пейзаже «Облако над степью» есть картинность, красота выбранного мотива, живописное мастерство исполнения, чистота цвета.
75. Куинджи А. И.
Прибой в дождливый день
1890-е
Государственный Русский музей
В конце 1880-х годов художник приобретает большой участок земли в диком уголке Южного Крыма (близ мыса Кикенеиз) и по нескольку месяцев в году жил там, занимаясь живописью. Имея возможность наблюдать стихию моря в любое время суток при любой погоде, Куинджи ставит всегда новую задачу в каждой своей работе. «Прибой в дождливый день» почти лишен изобразительности. Чуть обозначена округлая галька, густой синей полосой проведена граница воды на горизонте. Легкие прикосновения кисти передают упругость набегающей невысокой волны. Художник решает пленэрные задачи: передача глубины, пространства, свето-воздушной среды, особенности освещения в дождливый, неяркий день. При всей простоте мотива это сложное произведение. Оно обладает лаконичностью образа и масштабностью, грандиозностью изображенного. Живопись этого пейзажа рождает музыкальные ассоциации. Пустынный пейзаж объединил три стихии: земную твердь, безбрежную воду и воздух. Грандиозная тема мироздания в небольшой работе Куинджи создает впечатление драгоценности живописи.
76. Платонов С. С.
Симеиз. Скалы Дива, Монах и гора Кошка с западной стороны
1890-е
Холст, масло
89 x 142
Ярославский художественный музей
Симеиз – одно из самых живописнейших мест Крыма, входящих в состав Большой Ялты. Он окружен оригинальными по форме известняковыми скалами: на берегу – гора Кошка, ниже – утесы Панеа и Лебединое Крыло, на мелководье – скала Дива. На ее вершину ведет лестница, вырубленная более ста лет назад. В изображении между скалами Панеа и Дива – легендарная остроконечная скала Монах. Она была разрушена землетрясением в 1927 г. и штормами в 1931 г.
77. Лагорио Л. Ф.
Крымский пейзаж
1891
Холст, наклеенный на картон, масло
21,5 х 28
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)
78. Мещерский А. И.
Пейзаж
1891
Холст, масло
103 х 84
Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
79. Шишкин И. И.
Аю-Даг
1892
Бумага, офорт
37,1 х 26,4; 24,7 х 17,8
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)
80. Шишкин И. И.
В Крыму
1892
Бумага, офорт
26,5 х 37; 20,3 х 30,4
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)
81. Серов В. А.
Ифигения в Тавриде (эскиз)
б/д
Холст, масло
27 х 37,5
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой (Махачкала)
Та́врика (Таври́да, Та́врия; греч. Η Ταυρική) — древнее название Крыма.
Картина исполнена на одноименный сюжет античной трагедии Еврипида 414 года до н.э., а также других, более поздних, литературных и музыкальных произведений, написанных на данный сюжет. Ифигения – старшая дочь героя Троянской войны аргосского царя Агамемнона и его жены Клитемнестры. В трагедии «Ифигения в Авлиде» Еврипид рассказывает предысторию того, как Ифигения оказалась в Тавриде. Когда Агамемнон отправлялся в поход на Трою, Артемида велела ему принести Ифигению себе в жертву. Агамемнон повиновался, но Артемида в последний момент пожалела девушку и подменила ее ланью, а Ифигению отправила на облаке в Тавриду, где она стала жрицей богини в храме, где находился ее деревянный идол. Ни один из смертных не узнал о том, что Ифигения осталась жива.
82. Лагорио Л. Ф.
Побережье Крыма
Этюд. 1893
Бумага, акварель
20 х 29
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко (Кисловодск)
83. Мещерский А. И.
Морской вид
1897
Холст, масло
95 х 75
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
84. Верещагин В. В.
Мыс Фиолент вблизи Севастополя
1897
Холст, масло
61 х 46
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Весной 1897 г. художник снимал дачу вблизи Севастополя. Скалистый мыс Фиолент привлек его внимание неповторимостью самого природного мотива. В монументальном и величественном образе неприступных скал передано ощущение момента предстояния перед вечностью. Пейзаж поражает и особой сочностью красок юга.
85. Куинджи А. И.
Море. Крым
1898
Холст, масло
40 х 54
Государственный Русский музей
Архипу Куинджи было в высшей степени свойственно благоговейное отношение к природе, внутреннюю жизнь которой он стремился как можно глубже и вернее постичь. В работе ощущается уникальность философского мировосприятия художника, его своеобразное романтическое понимание природы. Южный берег Крыма – один из любимых уголков Куинджи. Здесь он обосновывался "всерьез и надолго", приобретя в собственность несколько земельных участков. Сюда он вывозил своих учеников на пленэр, здесь много писал сам. Отсюда в 1910 его увезли умирать в Петербург. Работа мастера крымского периода открывает зрителю "кудесника цвета", кропотливого исследователя пульсации воздушного пространства, мастера тонких градаций световых горизонтов.
86. Юнге Е. Ф.
Море. Парусное судно
Конец XIX – начало XX вв
Холст, наклеенный на картон, масло
23,8 х 15,6
Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Предположительно, в композиции этюда представлен вид Коктебеля.
С 1890-х гг. в поместье основателя дачного Коктебеля Эдуарда Андреевича Юнге, мужа художницы, гостили известные писатели, художники и ученые. Ялта была любимым местом творчества художницы
87. Айвазовский И. К.
Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца
1899
Холст, масло
135 х 250
Государственный Русский музей
Уникальное произведение позднего периода творчества Айвазовского. Оно единственное в собрании Русского музея из посвященных пушкинской теме, над которой художник работал с 1830-х годов. Картина имеет важное историко-культурное значение. Она закончена автором в день столетия со дня рождения поэта, затем экспонировалась на известной "пушкинской" выставке в столице (1899). Полотно писалось в Феодосии по воспоминаниям о беседах с другом Пушкина Н. Н. Раевским (младшим), под началом которого Айвазовский, выпускник Академии, летом 1839 года участвовал в военной экспедиции в Мегрелию. Изображено реальное событие мая 1820 года, когда Пушкин провел ряд дней в гостеприимном доме Раевских в Гурзуфе. Обогащая художественный образ, мастер ввел в произведение мотив "планетарной" безбрежности земного пространства. Подготовительный рисунок-набросок к картине — "Пушкин в Крыму" (1899, ГРМ, Р-33021) — помещен на листе дневника художника с текстом черновика его письма, помеченного началом мая 1899 года, Н. Н. Кузьмину, своему первому биографу. В нем сообщается о работе над картиной.
88. Костанди Х. Д.
Берег Крыма близ Алупки
Последняя четверть XIX – начало XX вв
Холст, масло
131 x 206
Мурманский областной художественный музей
Художник мастерски передал в пейзаже знойное марево над морем и тающие в нем силуэты гор. Неслучайно марины художника называли «морскими ноктюрнами», отдавая дань их особой музыкальности.
89. Куинджи А. И.
В Крыму
1900–1905
Бумага на холсте, масло
38 х 56,3
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Крым в наследии А. И. Куинджи играет особую роль. Стремившийся к декоративному звучанию света в пейзаже, художник черпал вдохновение в живописной крымской природе. Он приобрел имение в Сара-Кикенеизе, часто путешествовал с учениками по крымской земле и создал значительное количество романтических видов Крыма, среди которых и картина из собрания Радищевского музея. Написанная в конце творческого пути эта небольшая работа удивляет мощью цветового напряжения и смелым сочетанием контрастных тонов, света и тени. Красновато-золотистый цвет сосен на фоне бездонного иссиня-черного неба усиливает драматический эффект произведения. Картина была передана в Радищевский музей в 1914 г. после экспонирования на выставке «В пользу раненых воинов».
90. Беркос М. А.
Двор Бахчисарайского дворца
б/д
Бумага, акварель
34,5 x 51,5
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой (Махачкала)
91. Куинджи А. И.
Закат
1900-е
Бумага на холсте, масло
40,5 x 53,5
Государственный Русский музей
92. Куинджи А. И.
Закат в степи на берегу моря
1900-е
Бумага на холсте, масло
40,5 x 58
Государственный Русский музей
93. Куинджи А. И.
Крым
1900–1905
Холст, масло
140 x 210
Государственный Русский музей
94. Фельдман В. А.
Крымский вид
1900
Бумага на картоне, акварель
Р.и.: 26,3 х 42; р.л.: 27,3 х 42
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
95. Орлов А. М.
Крымский вид
1900
Холст, масло
62 х 85
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
96. Бенуа А. Н.
Ливадия. Старый дворец
б/д
Бумага, акварель
22 х 32
Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
97. Костанди Х. Д.
Ночь у Байдарских ворот
Последняя четверть XIX – начало XX вв
Холст, масло
131 x 207
Мурманский областной художественный музей
Изображен вид на Байдарские ворота – горный перевал через главную гряду Крымских гор, ведущий из Байдарской долины на Южный берег Крыма. Как и другие работы художника, картина отличается мастерством в передаче эффектов – туманной дымки, тающей в горах, и лунных бликов, оживающих на поверхности моря. Неслучайно, марины художника называли «морскими ноктюрнами», отдавая дань их особой музыкальности.
98. Васильковский С. И.
Таврида (Мыс Плака)
1900-е
Картон, масло
24,3 х 36,3
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Мыс Плака (греч. – «плоский камень»), расположенный на Южном берегу Крыма, близ поселка Партенит. В средние века на мысе Плака располагалось укрепление и маячный пункт Ламбас (греч. «свеча, факел, светильник»), упоминавшийся древними географами.
На скалистом мысе, среди старинного парка имения «Кучук-Ламбат» (нач. XIX в.), белеют памятники фамильного кладбища бывших владельцев – Бороздиных и Гагариных.
Мыс Плака сложен из зеленоватого диабазового порфирита – горной породы магматического происхождения. Высота мыса – 50 метров, протяженность – 330 метров. Статус памятника природы получил в 1964 г.
99. Коровин К. А.
В Крыму весной (Татарское селение)
1901
Картон, темпера
29,7 х 53,4
Ярославский художественный музей
Первая поездка художника в Крым состоялась в 1889 г. Эти места полюбились ему настолько, что он устроил себе дачу-мастерскую в Гурзуфе, где часто проводил лето, а с 1914 по 1916 гг. подолгу жил с семьей.
По словам известного живописца П. П. Кузнецова «В Крыму Коровина привлекает «праздник глаза», разнообразие и яркость красок, общая приподнятость цветового строя. В крымских пейзажах находит полное воплощение жизнеутверждающее начало его таланта, выявленное открыто, ликующе».
100. Киселев А. А.
Байдарская долина
1902
Картон, масло
25,5 х 35,3
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова
rusmuseumvrm.ru
.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote