• Авторизация


Сокровища Эрмитажа. Хаккерт, Якоб Филипп [1737-1807] 01-09-2020 13:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Сокровища Эрмитажа. Хаккерт, Якоб Филипп [1737-1807]

Bo4kaMeda


01. Augusto Nicodemo
Jacob Philipp Hackert in His Studio, Naples, 1797
oil on canvas
55.8 х 42.1 cm
Berlin State Museums


Якоб Филипп Хаккерт (нем. Jakob Philipp Hackert; 15 сентября 1737, Пренцлау — 28 апреля 1807, Сан-Пьеро-ди-Кареджо близ Флоренции) — немецкий художник, преимущественно пейзажист.

Учился живописи сперва у своего отца и дяди, затем в Берлинской академии художеств.

В начале 1760-х годов работал в Скандинавии: в Штральзунде, на Рюгене, в Стокгольме, а в 1765—1768 годах — во Франции: в Париже, Нормандии, Пикардии.

После 1768 года Хаккерт жил и работал, главным образом, в Италии, некоторое время занимая должность придворного художника при неаполитанском короле Фердинанде IV. В 1780-е годы Хаккерт подружился с Иоганном Вольфгангом Гёте, который после смерти художника опубликовал каталог принадлежавших ему картин и биографию художника (1811).

Гаккерт был одним из наиболее успешных пейзажистов 1770-х и 1780-х годов, типичным представителем классицизма. Имел высокопоставленных почитателей среди европейских аристократов и, в том числе, в России. Ему заказывали картины императрица Екатерина II, её сын наследник престола Павел Петрович, князь Юсупов.


Граф Григорий Орлов в 1770-м году для своего Гатчинского дворца заказал Хаккерту четыре картины с изображением Чесменского сражения. Однако затем Екатерина II решила украсить картинами один из залов Большого Петергофского дворца. В том же 1770 году Хаккерт, имевший репутацию мастерского пейзажиста, получил заказ на создание цикла из нескольких картин. Флот находился ещё в «архипелагском походе», когда началась работа над картинами. Гаккерт в то время жил и работал в Италии; для того, чтобы художник мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде Ливорно в 1771 году командованием российского флота в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат «Святая Варвара». Эпизод нужен был для работы над некоторыми полотнами, в том числе — над самой известной картиной серии «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года». Непосредственно Чесменскому сражению посвящены 6 из 12 картин серии. Другие полотна отражают последующие сражения с остатками турецкого флота и различные этапы многолетнего похода русской эскадры под общим командованием А. Г. Орлова — Патрасское сражение, штурм Митилены, сражение у Дамиетты. Картины создавались на основе документальных описаний и схем непосредственных участников боевых действий. Серия картин была написана в период 1770—1778 годов и украсила собой Чесменский зал Большого Петергофского дворца. Этот заказ русской императрицы принес живописцу мировую славу. Европейские монархи соперничали за право заказать у художника картины:«заказы для Голландии, Англии, Германии, Польши и России часто заключались на 6—7 лет вперед, так что некоторые умирали, так и не дождавшись вожделенной картины».

В настоящее время более 60 картин Хаккерта сегодня можно видеть в России: в Государственном Эрмитаже, Военно-Морском музее, дворцах Гатчины, Петергофа и Царского Села, а также в Пушкинском музее, усадьбе Архангельское, Омском музее изобразительных искусств и Воронцовском дворце в Алупке.



02. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Большие каскады в Тиволи
Германия, 1783
холст масло
120 x 170 см




03. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вилла Мецената и водопады в Тиволи
Германия, 1783
холст масло
121,5 x 169 см




04. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид в Казерте
Германия, 1784
холст масло
151,5 x 196,5 см

Якоб Филипп Хаккерт занимает особое место среди немецких пейзажистов XVIII в. Изучив достижения европейской пейзажной живописи предшествующего столетия, он создал тип идеального ландшафта, соответствовавшего духу времени. На картине запечатлена Казерта - город неподалеку от Неаполя. Королевский замок, виднеющийся в глубине, построен архитектором Ванвителли около 1770 г. В этом замке у Хаккерта была мастерская, когда он работал придворным художником неаполитанского короля. Здесь в 1787 г. у него гостил И. В. Гете. Пейзажи художника, достаточно условные и отвлеченные, построены по одной схеме. Для него характерны безоблачно-спокойные дали, яркие краски, передающие голубое южное небо, мотив двух раскидистых деревьев, фланкирующих композицию. На фоне лугов выделяются мелкие фигурки поселян. Отличаясь редкой работоспособностью, Хаккерт написал большое количество картин, которые пользовались успехом в самых различных кругах общества.



05. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид Байского залива
Германия, 1785
холст масло
144,5 x 228,7 см




06. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Пейзаж со стадом
Германия, 1787 г.
холст масло
65 x 98 см




07. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид Этны со стороны Таормины
Германия, вторая половина XVIII-начало XIX вв.
бумага акварель
40 х 53 см




08. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид горы Этны
Германия, вторая половина XVIII-начало XIX вв.
бумага акварель
40 х 53 см




09. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Итальянский пейзаж
Германия, 1795
холст масло
64,5 x 96 см




10. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Пейзаж с развалинами храмов в Агридженто в Сицилии
Германия, 1778
холст масло
123 x 170 см

Якоб Филипп Хаккерт сформировался как художник в Германии, в кругу последователей знатока античности Иоганна Иоахима Винкельмана. После трехлетнего пребывания во Франции, на родине Просвещения, он приехал в Рим и попал в среду мастеров, увлеченных идеями неоклассицизма, а затем в Неаполе был придворным живописцем короля Фердинанда IV. В 1777 году посетил Сицилию. Суховатая статичная композиция «Развалин храмов в Сицилии» построена рационально, с четко обозначенными планами. Широко распахнутое небо покрыто легкими белыми облаками. Солнце проникает сквозь них во все уголки лежащей перед глазами и уходящей вдаль панорамы, ограниченной слева и справа кулисами из деревьев и горных склонов. В картине чувствуется влияние пейзажей Клода Лоррена. Постройки представляют собой руины античных храмов Конкордии и Юноны Люцинии на плато в Агридженто, четко вырисовывающиеся на фоне неба. Фигуры стаффажа тщательно выписаны. Изображенные на первом плане справа крестьяне, среди которых выделяются женщина с веретеном и мать с ребенком на руках, и лежащая рядом собака вносят идиллическую ноту, смягчающую настроение торжественной величественности этого классицистического пейзажа. Парная к ней картина «Развалины храмов в Сегесте» хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.



11. Хаккерт. 1737-1807
Гибель турецкого флота в Чесменском бою
Германия, 1771
холст масло
162,5 x 220 см

На картине изображено победоносное сражение русского флота, возглавляемого генерал-поручиком графом А.Г. Орловым и контр-адмиралом С.К. Грейгом, с турецкой эскадрой в Чесменской бухте Эгейского моря в ночь на 7 июля 1770 г. Главный эпизод сражения - взрыв 100-пушечного турецкого флагманского корабля капудан-паши Ибрагима Хасамеддина - представлен в глубине картины. Вокруг - корабли русской эскадры, на первом плане - 66-пушечный корабль "Трех иерархов", на котором среди офицеров можно узнать графа А.Г. Орлова. Картина была заказана в Риме в 1770 г. графом И.И. Шуваловым по поручению Екатерины II. Изображая баталию, художник руководствовался указаниями графа А.Г. Орлова и контр-адмирала С.К. Грейга. Были изготовлены планы Чесменской бухты с расположенными в ней обеими эскадрами. Для того, чтобы Хаккерт мог представить себе картину боя, на рейде порта в Ливорно был взорван русский корабль. В 1772 г. вместе с турецкими военными трофеями картина была отправлена в Петербург и показана Екатерине II, после чего поступила в Зимний дворец.



12. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Гора Табурино возле Монтесаркио
Германия, вторая половина XVIII-начало XIX вв.
бумага сепия
39 х 54 см




13. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид Монтесаркио
Германия, 1791
холст масло
65,1 x 88,8 см



[показать]
14. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Пейзаж со сценой античного празднества
Германия, 1781
холст масло
66 x 89,5 см

Плохо различимая надпись на картине дала основание В. Крёнигу [1966], а за ним и Н. Н. Никулину [1987] считать, что поэт и художник Саломон Геснер (1730–1788) сотрудничал с Хаккертом в этой работе. Картина иллюстрирует эпизод из пасторальной поэмы С. Геснера «Дафнис», вышедшей в 1754 году. Пастухи и пастушки собираются на ежегодный весенний праздник. Естественная арка грота, находящегося на острове, открывает вид на реку Нето, впадающую в Ионийское море. Участники празднества украшают цветами изображения нимф, которым посвящен грот. В этом гроте начинается история любви прекрасной Филиды и Дафниса. Сын Гермеса и местной нимфы, любимец богов и в особенности муз Дафнис пас свои стада на склонах Этны, забавляясь игрой на сиринге и пением изобретенных им буколических песен. Вокруг страданий Дафниса и преждевременной смерти группируются сказания и песни о нем, в том числе и геснеровская поэма. Хаккерт, неоднократно писавший вид на Этну, естественным образом оживил пейзаж сценой из знакомой ему поэмы, посвященной юному сицилийскому герою. В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится увеличенный вариант картины «Сцена из идиллической поэмы С. Геснера „Дафнис“», с надписью: «Tiré de Daphnis Gessner par Ph. Hackert f. à Rome 1781» (инв. № ЖБ-760; холст, масло; 170×22). Другой вариант находится в Художественном музее в Луганске. Аналогично эрмитажному полотну Хаккертом построена композиция картины «Дидона и Эней спасаются от грозы в гроте», находящейся в Нижнесаксонском музее земли Ганновер. Автор комментария: Мария Гарлова



14. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид близ Виетри
Германия, около 1777-1779 гг.
бумага офорт
670 х 483 мм




15. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид Виетри
Германия, 1779
бумага офорт
675 х 490 мм




16. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Мост Лукано в Тиволи
Германия, вторая половина XVIII-начало XIX вв.
бумага сепия
40 х 53 см




17. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Вид в окрестностях Кавы
Германия, 1777 г.
бумага офорт
370 х 485 мм




18. Хаккерт, Георг Абрахам. 1755-1805
Второй вид руин моста Августа в Нарни
Германия, 1779
бумага офорт, гравюра резцом
513 х 678 мм




19. Хаккерт, Георг Абрахам. 1755-1805
Первый вид руин моста Августа в Нарни
Германия, 1779
бумага офорт, гравюра резцом
535 х 710 мм




20. Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
Храм Конкордии в Агридженто
Германия, вторая половина XVIII-начало XIX вв.
бумага сепия
39 х 54 см




21. Вид берега в окрестностях порта Орьект во Франции
Западная Европа, XIX
Автор: Сюнташ, Антонио. 1744-1828
Инвентор: Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
бумага офорт
207 х 237 мм




22. Вид Персано на пути в Пестум
Германия, около 1800 г.
Автор: Хаккерт, Георг Абрахам. 1755-1805
Инвентор: Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
бумага офорт
540 х 723 мм




23. Вид в Казерте
Германия, 1783 г.
Автор: Хаккерт, Георг Абрахам. 1755-1805
Инвентор: Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
бумага офорт
545 х 687 мм




24. Развалины акведука
Германия, 1778 г.
Автор: Хаккерт, Георг Абрахам. 1755-1805
Инвентор: Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
бумага офорт, гравюра резцом
675 х 480 мм




25. Храм Сибиллы в Тиволи
Германия, около 1800 г.
Автор: Хаккерт, Георг Абрахам. 1755-1805
Инвентор: Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
бумага офорт
605 х 490 мм




26. Вид окрестностей Карпентраса
Германия, 1778 г.
Автор: Хаккерт, Георг Абрахам. 1755-1805
Инвентор: Хаккерт, Якоб Филипп. 1737-1807
бумага офорт, гравюра резцом
480 х 670 мм




27. Вид близ Сорренто
Германия, около 1777-1779 гг.
Автор: Хаккерт, Якоб Филипп, в обратную сторону. 1737-1807
бумага офорт
680 х 490 мм


hermitagemuseum

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сокровища Эрмитажа. Хаккерт, Якоб Филипп [1737-1807] | Валентина-л - Ритмы Сердца Моего... | Лента друзей Валентина-л / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»