Молитва о спасении Церкви Православной. 1918-й год
1918-й год... Скорбный и страшный, как и многие из последующих... Страну распяли на кресте и для церкви как и для всего народа наступило время подвига...
Милюков П.Н и его соратники, сокрушая монархию, еще не подозревали о том, какие силы появятся на арене политической борьбы за власть. Выход на арену большевиков во главе с Ульяновым (Лениным) привело к катастрофическим последствиям. Все это стало похоже на адские пляски - разрушение государственных институтов, экономическая яма и заложниками их политических игр стал народ. Первой приняла удар Русская Православная Церковь. Не зря это время называют второй русской смутой.
В апреле 1918 года была создана Межведомственная комиссия при Наркомюсте, в мае того же года, после роспуска комиссии, образован VIII («ликвидационный») отдел Наркомюста во главе с П. А. Красиковым, призванный ликвидировать административно-управленческие церковные структуры.
В 1918 году в Ставропольской епархии были казнены 37 священнослужителей, в числе которых — Павел Калиновский, 72 лет и священник Золотовский, 80 лет.
Некоторые убийства осуществлялись публично в сочетании с различными показательными унижениями. В частности, священнослужитель старец Золотовский был предварительно переодет в женское платье и затем повешен. 8 ноября 1917 года царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут продолжительным избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей. В 1918 году три православных иерея в г. Херсоне были распяты на кресте. В декабре 1918 года епископ Соликамский Феофан (Ильменский) был публично казнён путём периодического окунания в прорубь и замораживания, будучи подвешенным за волосы, в Самаре бывший Михайловский епископ Исидор (Колоколов) был посажен на кол, вследствие чего умер. Епископ Пермский Андроник (Никольский) был захоронен в землю заживо. Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был казнен, согласно документально неподтверждённым данным, путём публичного повешения вниз головой в севастопольском соборе. Епископ Серапульский Амвросий (Гудко) был казнён путём привязывания к хвосту лошади; в Воронеже в 1919 году было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви Митрофановского монастыря. В начале января 1919 года, в числе иных, был зверски умерщвлён епископ Ревельский Платон (Кульбуш). И это только малая часть ужасов, творимых новой властью.
В 1918—1920 годы центральное место в ряду мер разоблачительного характера заняла развернувшаяся кампания вскрытия мощей святых Русской Церкви (постановления Наркомюста от 14 августа 1919 года об организационном вскрытии мощей и от 25 августа 1920 года о ликвидации мощей во всероссийском масштабе): было вскрыто 65 рак с мощами российских святых, в том числе и особо почитаемых, таких как Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Кампания имела своей целю попытку разоблачения данного культа. Вскрытия сопровождались фото- и киносъёмкой, материалы которой затем использовались в агитационных целях.
Важным инструментом разгрома православной церкви стало искусственное инспирирование расколов, наиболее крупным из которых был «обновленческий».
Хочу обратить внимание уважаемых читателей на то, что в советской России жестоким преследованиям подвергались только православные, а протестанты, иудеи, мусульмане находили даже некую поддержку. Получило развитие сектантство (с подачи и поддержки Бонч-Бруевича). В отличие от православной церкви протестантским организациям разрешали выпуск различных периодических изданий, давали право иметь свои учебные заведения, организовывать союзы молодёжи, крестьяне-сектанты с конца 1919 года стали создавать первые колхозы, получавшие от государства кредиты и льготы. Я не воинствующая религиозная фанатка, для меня ясны причины происходящего тогда и последствия, ощущаемые сейчас. Снова набирает обороты борьба с Русской Православной Церковью и, как мы видим, все средства хороши. Вот они новые методы - голые девки в храме, оголтелые язычники и другие сектанты, которые нацелены на расшатывание православных устоев, государственности, общечеловеческих ценностей, управление общественным мнением с помощью СМИ, попытки власти залезть не в свое хозяйство. Борьба с православной верой стала для большевиков одним из инструментов классовой борьбы. Страх, который они сеяли своими жесткостями среди народа был беспримерным. Сотни и тысячи казней деморализовывали и подавляли волю, страх на долгие годы засел в умы и души людей.
Вот один из примеров политики большевиков, хотя есть предположение, что это письмо Ленина фальшивка, но те, кто доказывают это, уверенно приписывают авторство Троцкому. В любом случае, оно очень явно показывает уровень опасности со стороны большевиков:
23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. В письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года В. И. Ленин, имея в виду разразившийся к тому времени в ряде регионов голод, писал:
По оценкам некоторых историков, с 1918 до конца 1930-х в ходе репрессий в отношении духовенства было расстреляно либо умерло в местах лишения свободы около 42 000 священнослужителей. Схожие данные по статистике расстрелов приводит Свято-Тихоновский Богословский институт, анализируя репрессии в отношении священнослужителей на основе архивных материалов. По их данным в 1918 году было 3000 расстрелов.
Тем временем Россия участвовала в первой мировой, победа в которой была не за горами, дело шло к окончанию боевых действий даже без наступательных операций, Германия все более увязала в экономической блокаде, НО! Большевистское правительство, пришедшее к власти, выдвинуло лозунг о прекащении войны... Невозможно рассказать в двух словах, что натворили большевики, следствием стало подписание убийственного для России Брестского мирного договора и лишение страны 1/4 населения, 1/4 обрабатываемых земель, около 3/4 угольной и металлургической промышленности. По стране как раковая опухоль начали распространяться метастазы во все области жизни народа. Разразился голод и начались массовые репрессии...
http://www.hrono.info/dokum/191_dok/1918dok.php Некоторые исторические документы 1918 года.
Мне сейчас хочется вернуться к дням проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Поистине важное событие для всех верующих. Накануне страшной смуты происходит поистине светлое памятное событие - возвращение патриаршества! Патриархом был избран Тихон, митрополит Московский. Событие очень важное для России. Вместе с тем для церкви начинается страшное время.
Деяния Собора совершались и в революционное время. 25 октября (7 ноября) пало Временное Правительство, в стране была установлена Советская власть. 28 октября в Москве разразились кровавые бои между занимавшими Кремль юнкерами и повстанцами, в руках которых был город. Над Москвой стоял грохот пушек и треск пулеметов. Стреляли во дворах, с чердаков, из окон, на улицах лежали убитые и раненые.
В эти дни многие члены Собора, приняв на себя обязанность медбратьев, ходили по городу, подбирая и перевязывая раненых. Среди них были архиепископ Таврический Димитрий (князь Абашидзе) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов). Собор, стремясь остановить кровопролитие, направил делегацию для переговоров с Военно–революционным комитетом и комендатурой Кремля. Делегацию возглавил митрополит Платон. В штабе Военно–революционного комитета митрополит Платон просил прекратить осаду Кремля. На это получил ответ: „Поздно, поздно. Не мы испортили перемирие. Скажите юнкерам, чтобы они сдавались“. Но в Кремль делегация не смогла проникнуть.
„В эти кровавые дни, — писал впоследствии митрополит Евлогий, — в Соборе произошла большая перемена. Мелкие человеческие страсти стихли, враждебные пререкания смолкли, отчужденность изгладилась… Собор, поначалу напоминавший парламент, начал преображаться в подлинный „Церковный Собор“, в органическое церковное целое, объединенное одним волеустремлением — ко благу Церкви. Дух Божий повеял над собранием, всех утешая, всех примиряя“. Собор обратился к враждующим с призывом к примирению, с мольбою о милосердии к побежденным: „Во имя Божие… Собор призывает сражающихся между собою дорогих наших братьев и детей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролитной брани… Собор… умоляет победителей не допускать никаких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных. Во имя спасения Кремля и спасения дорогих всей России наших в нем святынь, разрушения и поругания которых русский народ никогда и никому не простит, Священный Собор умоляет не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу“.
В воззвании, изданном Собором 17 (30) ноября, содержится призыв к всеобщему покаянию: „Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточение, ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки, бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума… Русские пушки, поражая святыни кремлевские, ранили сердца народные, горящие верою Православною. На наших глазах совершается суд Божий над народом, утратившим святыню… К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град“.
Тон этого послания не мог, конечно, способствовать смягчению сложившихся тогда напряженных отношений между Церковью и новым советским государством. И все-таки в целом Поместный Собор сумел воздержаться от поверхностных оценок и выступлений узко политического характера, сознавая относительную значимость политических явлений в сравнении с религиозными и нравственными ценностями.
По воспоминаниям митрополита Евлогия, высшей точкой, которую духовно достиг Собор, явилось первое после интронизации появление на Соборе Патриарха: „С каким благоговейным трепетом все его встречали! Все — не исключая „левых“ профессоров… Когда… Патриарх вошел, все опустились на колени… В эти минуты уже не было прежних несогласных между собой и чуждых друг другу членов Собора, а были святые, праведные люди, овеянные Духом Святым, готовые исполнять Его веления… И некоторые из нас в этот день поняли, что в реальности значат слова: „Днесь благодать Святаго Духа нас собра…“
http://09403.khstu.ru/studentsbooks/othistory/historyist/poslanie_Tihona.htm ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА 19 января 1918 г.
28 января в Москве состоялся крестный ход. Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей и пастырей вышел на Лобное место и оттуда благословил свою паству. Во время службы на площади была прочитана принятая на Соборе молитва о спасении Церкви Христовой.
Молитва о спасении Церкви Православной
Господи Боже, Спасителю наш. К Тебе припадаем с сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, имиже раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя.
Сего ради праведный суд Твой постиже нас, Господи: раздоры и нестроения объяша нас, убийства и коровопролития, вражда и злоба умножишася до зела, еще же и на Церковь Твою Святую воздвижеся лютое гонение, во еже уставы Ея разрушити, учение закона Твоего попирати, благолепие дому Твоего оскверняти и служителей и благовестников слова Твоего оскорбляти и изгоняти.
Но, Премилосердый Господи, призри с высоты святыя Твоея на слезныя мольбы нищих и скорбных людей Твоих, преложи гнев Твой на милосердие и даждь нам помощь от скорби. Вемы, яко от лет древних в годины искушений страна наша токмо верою Христовою от гибели спасашеся, токмо молитвою и слезами покаяния от козней и сетей вражиих избавляшеся.
Сего ради во умилении сердца вопием Тебе: охрани и ныне Отечество наше от врагов губящих е, воспламени в сердцах наших любовь к Церкви Твоей Святей и научи нас крепко, даже до смерти, стояти за святую веру Твою и за славу Имене Твоего святаго и тако утверди и воспрослави Церковь Твою всесильною крепостию Твоею и от всякаго злаго обстояния избави ю.
О распенших Тя моливыйся, Милосерде Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, не воздаждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их, не ведят бо, что творят, но к братолюбному и добродетельному настави жительству, да обратятся к Тебе, своему Владыце, и купно с сынами Церкви Твоея прославят Тебе Единаго в Троице славимаго Бога во веки веков.
Написана протопресв. Николаем Любимовым для крестного хода по случаю выхода Декрета об отделении Церкви от государства.