• Авторизация


Латышская народная музыка 16-05-2016 23:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 
 
"Музыка Латвии в течение многих лет находилась под сильным влиянием немецкой культуры, лишь в конце XIX века начала формироваться национальная школа. В то же время народные музыкальные традиции страны имеют давнюю историю и богатое наследие.
 
Наиболее ранние известные сведения о латвийской музыке относятся к периоду неолита: археологами обнаружены инструменты рода флейт. К концу первого тысячелетия народами, населявшими территорию современной Латвии, было создано множество инструментов, таких как кокле (струнно-щипковый инструмент рода цитры), чья конструкция сохранилась до наших дней.
 
К моменту завоевания территории современной Латвии крестоносцами (XIII век) музыкальная культура этого региона была по преимуществу народной" (Википедия).
 
Кокле (kokle) - самый старинный музыкальный инструмент Прибалтики, национальный музыкальный символ латышского народа.

Latvian kokle



Используется и множество других народных музыкальных инструментов:

 дудас (dūdas) - волынка
тридекснис (trideksnis) - металлический стержень с металлическими предметами
стабуле (stabule) - свистковая флейта из дерева
ганурагс (ganurags) - духовой язычковый деревянный инструмент
 дига (diga) - струнный смычковый инструмент



 Daina (дайна) или tautas dziesma (народная песня) - традиционная форма музыки или поэзии Латвии.
Этим песням более тысячи лет.

Dieviņš bija, Dievs palika
Sarkandaiļa roze auga
Es izjāju prūšu zemi
 
Divi dienas mežā gāju
Rikšiem bērīti es palaidu
Teku, teku pa celiņu (latviešu Līgo tautasdziesma)

Miega dziesma




Латышские народные танцы:

Neretas jauniešu DK - ''Lullas deja''
Govju Kazaks - Latvian Dance
TDA Lielupe - Klabdancis
TDK Liedags- Kreicburgas polka
Jelgavas polka
TDK Liedags - Iebrauca saulite
Dandariem 30 - Skalu deja (6)



Латышские фольклорные группы:

Čukai ņukai - Latvian folk song - Ceiruleits


Folksong / Tautasdziesma (Gaismeņa Ausa)


Лиго - народный праздник летнего солнцестояния (в ночь на 24 июня). Церковь в этот день празднует рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Языческий праздник сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями. Сейчас этот языческий праздник возрождается.
 
"Травный день, — был самым красивым праздником. Цветами и зеленью украшали постройки и домашних животных, наряжались также. На холмах ночью жгли костры — символ победы солнца. Солнце символизировали также круглые золотистые головки сыра — неизменное угощение в день Лиго. Вокруг костров пели и танцевали. В танцы вкладывали магический смысл — они должны были способствовать плодородию полей и домашних животных. В день Лиго особо чествовали Яниса — божество плодородия. Это божество было известно почти всем земледельческим народам Европы. У древних римлян бог Янус определял смену времен года. Этот праздник назван днем Лиго, потому что в этот день люди пели песни, имевшие припев “лиго” (ligoties — колыхаться), таким образом, как бы обращаясь к солнцу, чтобы оно поднялось над нивами. Ритуальное угощение - это Янов сыр и ячменное пиво. Празднование Лиго в основном выражается в собирании трав, цветов, в этот день вьют венки из дубовых листьев и цветов, украшают дикорастущими цветами и растениями дворы, постройки и домашних животных, вечером жгут костры и поют особые песни “лиго”. 
 

Latvian Song Festival - "Līgo!"


А в этом плейлисте собрана музыка по запросу "folk zemgale" (Земгале - одна из исторических областей Латвии).

Latvian traditional folk dance: Zemgale & Kreicburgas polka


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (36): вперёд»
Helene_P 17-05-2016-00:33 удалить
Такой интересный пост, Svetlana ! Прекрасные "новые звуки музыки", танцы и музыкальные инструменты. Хорошее настроение и счастье. bluebird-blogs.yahoo.co.jp_icon_sr (200x200, 68Kb)
Gloriy_65 17-05-2016-05:33 удалить
Svetlana---, Благодарю за интересный пост,Светлана!Доброго дня!
Помню, училась я в первом классе, было это в Монголии, в маленьком городишке, школы не было, нам дали комнату, в ней занимались одновременно дети 1 и 3 класса. Больше просто и детей не было. Учительницей была учитель музыки, из Латвии. Вот она нас научила одной песенке, помню, про петушка что-то. Я ее тогда так хорошо запомнила, что очень много лет напевала. А сейчас попробовала воспроизвести, не получается, обрывки только.
Svetlana--- 17-05-2016-09:59 удалить
Ответ на комментарий Ирина_новая # Песня про петушка: "Завтра начинается у нас покос, выйдет на луга трудиться весь колхоз..." https://www.youtube.com/watch?v=u6J8HFS-GTM
Svetlana--- 17-05-2016-10:01 удалить
Helene_P, Gloriy_65, спасибо! Хорошего дня!
Ответ на комментарий Svetlana--- # Да, это она. Только я ее пела на латышском. Начиналось как-то так: Курту тьеце, курту тьеце галытысманс (2 р) Яугалыйтыс нодзидая (2 р)
Svetlana--- 17-05-2016-10:28 удалить
Ответ на комментарий Ирина_новая # Kur tu teci, gailīti mans? Kur tu teci, kur tu teci, Gailīti mans? Kur tu teci, kur tu teci, Gailīti mans? No rītīņa agrumā, No rītīņa agrumā. Ciemā teku, Ciemā teku. Meitas celt. Ciemā teku, Ciemā teku. Meitas celt. No rītīņa agrumā, No rītīņa agrumā, Ietecēju,ietecēju sētīņā. Ietecēju,ietecēju sētīņā Trīs reizītes nodziedāj. Trīs reizītes nodziedāj. Celies mana, Celies mana, līgaviņ. Jau gailītis nodziedaj. Jau gailītis nodziedaj. Necelšos, Necelšos. Miedziņš nāk. Necelšos, Necelšos. Miedziņš nāk. No rītīņa agrumā, No rītīņa agrumā, перевод на рус. яз.: Куда бежишь, мой петушок? Куда бежишь, куда бежишь Мой петушок? Куда бежишь, куда бежишь Мой петушок? Рано поутру, Рано поутру. В село бегу, В село бегу Девок будить. В село бегу, В село бегу, Девок будить. Рано поутру, Рано поутру. Вбежал, вбежал во дворик Вбежал, вбежал во дворик. Три разочка пропел. Три разочка пропел. Вставай Вставай моя невестушка. Уже петушок пропел. Уже петушок пропел. Не встану, Не встану Спать хочу. Не встану, Не встану Спать хочу. Рано поутру. Рано поутру.

Ostreuss 17-05-2016-11:34 удалить
Очень понравились танцы (третий клип). Ну, и Ligo. Главная богиня - Мара? Она более почитаема, чем "мужской" бог?
valyok 17-05-2016-11:41 удалить
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА ПОСТ Валентина-valyokКартинка
Svetlana--- 17-05-2016-11:58 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Ostreuss, "Центральное место в жизни предков латышей занимали божества-матери: -Мать леса. Мать леса заботилась о деревьях и диких животных. Она могла быть благосклонной по отношению к охотникам или же, наоборот, отказать им в добыче. -Мать моря. Мать моря была повелительницей морских просторов, рыбных богатств и штормов, от ее расположения зависели улов рыбака и жизнь морехода. -Мать ветра распоряжалась ветрами, управляла погодными условиями. В ее силах было помочь мореплавателям попутным ветром или же причинить им вред. -Мать земли. Мать земля обеспечивала плодородие земли. Кроме того, она была властительницей подземного, или потустороннего, царства. К ней попадали души умерших (veli), жизнь которых, подобно жизни на земле, продолжалась в потустороннем мире. Поэтому вместе с мертвым в могилу клали орудия труда, оружие, украшения и хозяйственные принадлежности. Мать земли называли также Матерью могил или Матерью душ умерших. Существовало верование, что души умерших время от времени приходят на землю, чтобы посетить своих близких, поэтому осенью для них готовили угощение: в овине или баис им оставляли еду и питье. -Мать духов. Владычица подземного царства духов. Судьбой людей распоряжалась Мать судьбы, или Лайма. Даже у каждой речки или ручейка была своя мать. Культ матери сложился еще в каменном веке, в условиях существования материнского рода. С развитием земледелия и скотоводства, с появлением отцовской родовой общины возникли также другие божества. У латышей, так же как у славян, германцев и других земледельческих народов Европы, самым могучим божеством был Перконс (Перун), а его противником - Веллс". http://kxk.ru/castles/v11_484492__.php Похоже, в Латвии, как и в России, сейчас распространено увлечение неоязычеством.
Svetlana--- 17-05-2016-12:11 удалить
Ответ на комментарий valyok # valyok, спасибо! Но прошу вас: не вставляйте в комментарии ссылки на другие сайты. Там могут быть вирусы - и антивирусник заблокирует вход на эту страницу
Ostreuss 17-05-2016-17:09 удалить
Ответ на комментарий Svetlana--- # Svetlana---, ага, значит правильна мысль о том, что с Запада (от древних пруссов) на Восток сила и число женских божеств растёт, мужских - уменьшается. У пруссов три главных бога мужские, богинь женских нет вообще. У литовцев уже появляются.
Ylada 17-05-2016-17:37 удалить
Svetlana---, Спасибо! Сразу вспомнились школьные годы (закончила 11 классов в Риге). Само собой в школе был хор. Учитель старичок, загонял нас насильно. До сих пор помню первые слова песни "Стадыю евиню". "Лиго" распевали в праздник Лиго, а уж "Петушок" очень хорошо помню. "Петушок, погромче пой, разбуди меня с зарёй!" С возрастом хоровое пение полюбила, зря мы убегала с занятий хора.
ЛГП 17-05-2016-18:27 удалить
Благодарю за интересный познавательный и красивый пост,Светлана!
Спасибо, Светочка! В этом посту ты прекрасно представила нам культуру Латвии. Радует, что столько читателей откликнулось на этот пост
Svetlana--- 18-05-2016-19:57 удалить
Ирина-Тверичанка, Алла_Студентова, ЛГП, Ylada, Ostreuss, Ирина_новая, спасибо за отзывы! Ylada, Ирина_новая, мне тоже часто попадалась на глаза эта песня о петушке - в пособиях по сольфеджио и т. д. Но в первоначальном варианте (не про колхоз) услышала только сейчас. Ирина-Тверичанка, Ира, по моим наблюдениям, в постах, изображающих Латвию как врага, комментаторов намного больше. Ostreuss, да, похоже, что так. "Очевидно, что у восточных германцев женщина, божественная или реальная, пользовалась куда большим авторитетом по сравнению с западными германцами, у которых все божества были мужскими". Пантеону латышских богов свойственна "матрилинейность". Помимо женских божеств, у балтийских племён всегда был и Небесный Отец (Dievas, Dievs, Okopirmas), а богиня судьбы Лайма считалась посредницей между Диевасом и Марой (zemes mate).
Ylada 18-05-2016-20:12 удалить
Ответ на комментарий Svetlana--- # Спасибо за ответ!
Svetlana--- 18-05-2016-20:17 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Ostreuss, а вот что пишет о. А. Мень в книге "История религии": "В глубокой древности жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. (...) Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Там, где это явление уже исчезло, можно найти следы его. Так, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду. А таинственные фрески с о. Крита свидетельствуют о том, что в особо священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм. Да и кто, как не женщина — живое воплощение мировой Матери, должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своем теле тайну рождения? Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами. А римские весталки в древности имели гораздо большее значение, чем впоследствии. Вспомним, что важнейший греческий оракул в Дельфах основывался на прорицаниях жрицы. Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин". http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_01.html
valyok 18-05-2016-20:54 удалить
Ответ на комментарий Svetlana--- # извини------но это не ссылка на сайт а мой Ангелочек мне трудно писать---------каждая буква с болью физ
Ostreuss 18-05-2016-21:11 удалить
Ответ на комментарий Svetlana--- # Svetlana---, для одного моего произведения это существенный момент. Древние, до-германские, пруссы, язычники, имели очень сильное доминирование мужчин вообще. Жена была вроде мебели - она покупалась, если умирала, то сын с отцом могли купить одну на двоих вскладчину. Никакого голоса не имела, никаких жриц, все боги - мужские. Полагаю, что так получилось как раз после слома матриархата. Прусские дружины нанимались в римские войска, и оттуда частично заимствовали богов и всю систему. Где-то в первых веках они, видимо, добили матриархат окончательно, и в Пруссии, которая из всей прибалтики была наиболее развита и населена, установилась жреческая теократия. Дружины оттуда нанимались на службу везде, стремясь уйти, видимо, уже из-под гнёта жрецов. Рюрик возглавлял одну из дружин, его родовые земли считаются рядом с Калининградом по одной из версий. Ромове, центр язычества Прибалтики, был или в Пруссии, или на о-ве Рюген. Когда пришли крестоносцы, то они подозрительно легко одолели населённой Пруссией (но застряли на границах Литвы). Думаю, там наблюдался массовый переход на их сторону. А к востоку влияние женщин восстанавливалось.
Svetlana--- 18-05-2016-23:42 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Гипотез разных много, но одно несомненно: "у самых примитивных народов есть представления о Высшем Боге, создателе и судье мира, Боге таинственном. Но Он бесконечно далек и о Нем редко вспоминают люди. Зигмунд Фрейд в работе «Тотем и табу» приводит характерный случай: в Западном Судане (нынешняя республика Мали) редко обращаются к Небесному Богу. Обычно все нужды людей удовлетворяют низшие духи. Но если засуха, моровое поветрие или иное бедствие не проходят, несмотря на настойчивые заклинания и жертвы духам, то племя сознает, что прогневан Сам Высший Бог. Но колдовские приемы и примитивные задабривания жертвами бессильны, когда обращаешься к Нему. От племени требуется изменение самого строя жизни, жертва раскаянием. И вот — объявляется пост, воздержание. Даже животным и младенцам не дают пить, чтобы они кричали и тем вызывали бы жалость у Небесного Владыки. Но такое сознание иерархии обращений от низших духов к Высшему Богу, надо признать, встречается нечасто. Как правило, о Боге-Творце почти забывают и к нему обращаются скорее по привычке и очень редко, не делая исключения и в тех случаях, когда племя попадает в отчаянные обстоятельства. Представления о Боге-Творце, как о «боге отдыхающем», не вмешивающемся в дела мира, естественно вызывает и отмирание активного почитания, культовой практики. Эта тенденция равно свойственна неписьменным народам всех континентов и число исключений тут очень невелико". http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Zubov/06.php В той же книге о. Александра Меня читаем: "Развитие миросозерцания арьев проходило по сложному и запутанному пути, и в лоне их культуры на протяжении веков шла непрерывная борьба языческого магизма с единобожием. Подобно многим первобытным народам, предки арьев первоначально сохраняли древнюю веру в единого Творца Вселенной. Они называли его Дьяушпитар — Светозарный Отец. В ведическую эпоху религия Небесного Отца уже была побеждена политеизмом, и от нее дошли лишь отзвуки. Вероятно, расцвет ее относится к тем доисторическим временам, когда предки арьев и родственных им племен представляли собой нечто «единое. Зевс — патер греков. Юпитер — римлян, Тиу — германцев — все они, вероятно, не что иное, как трансформированные образы древнейшего общеарийского Бога Неба. Это была чистая, непосредственная вера, еще не засоренная плевелами обрядоверия. Молитвы Дьяушпитару возносились поистине с библейской простотой прямо под открытым небом; жертва Ему была лишь естественным выражением благоговения; образ Его был долгое время лишен каких-либо антропоморфических черт, и лишь в эпоху, когда арьи покинули свою первоначальную родину, по древнеарийской религии был нанесен первый удар". http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_08.html
Ostreuss 18-05-2016-23:56 удалить
Svetlana---, очень интересно. В случае с пруссами имеем почти обратную картину. У них трибожие - Перкунас, Потримпас и Патолс. Создатель мира Перкунас, но религия сконцентрировалась, кажется, на переходах между миром живых и мёртвых. Из всех жрецов - вайделотов - два ранга занимались только тем, что следили, что бы из погребального костра душу подхватывали боги. Таким образом, из трёх богов особую важность приобретал бог загробного мира, Патолс. Страшный старик, обладающий способностью обращаться в черного пса, и стягивать кожу с человека. Именно поэтому, вероятно, тевтонцы считали пруссов поклонниками Сатаны, и жрецов пруссов стрались сжечь как можно скорее. Правда, и пруссы отвечали им тем же. Сказания о последних сохранившихся вайделотах, обладающих недоброй и большой "силой", ходили в Пруссии до 17-18 веков. Такой колдун угрожал своей мифической силой даже помещикам, и обычно советовали от него откупиться.
Очень интересно, благодарю.
bertot 20-05-2016-15:46 удалить
Ответ на комментарий bertot # Извините, вы уже и сами его нашли.))
Svetlana--- 20-05-2016-16:42 удалить
Ответ на комментарий bertot # Всё равно спасибо)
Svetlana--- 20-05-2016-19:10 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Ostreuss, у них же был ещё Okopirmas (самый первый бог). Насколько я понимаю, это трансформация общеиндоевропейского Верховного Бога (Dyaus Pitar), о Котором я писала в предыдущем комментарии. Бог-громовержец появился позднее. Постепенно люди всё больше удалялись от поклонения Истинному Богу. А что касается троебожия, исследователи считают, что оно связано с социальной спецификой индоевропейского общества (каста брахманов - каста кшатриев - каста вайшью). www.academia.edu/14818684/Пантеон_балтийских_богов...омная_работа._Калининград_2006 С церковной точки зрения язычество - это бесослужение, а языческие боги - не просто какие-то фантомы, не просто продукты человеческой фантазии, это реальные демоны, которые существуют и которым люди поклоняются вместо поклонения Истинному Богу. Именно поэтому христианство всегда боролось с язычеством. А к людям, к язычникам, мы призваны относиться с любовью, подражая в этом апостолу Павлу: "Имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов; но, подвергаясь сам унижению, бичеванию, заушению, посмеянию от всех, он делал все это, оказывая снисхождение, убеждая, умоляя. Так, прибыв к афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству, он не стал укорять их и говорить: безбожники вы и совершенные нечестивцы; не сказал: вы всё почитаете за Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца всех. Но что? Проходя, говорит он, и соглядая чествования ваша, обретох и капище, на немже бы написано: неведомому Богу: Его же убо неведуще чтете, сего аз проповедаю вам (Деян. XVII, 23). [Синодальный перевод: И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу ". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем] О дивное дело! О отеческое сердце! Он назвал богочтительными еллинов - идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в этом. Подражать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя». (Свт. Иоанн Златоуст) Видимо, именно так проповедовали и христианские миссионеры в Прибалтике.
Svetlana--- 20-05-2016-19:33 удалить
valyok, всё-таки картинки лучше загружать на Лиру. То, что загружено на других сайтах, часто впоследствии пропадает. [img]http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/683/129683330_5027691_0368024001463471301.gif[/img] [показать]
Svetlana--- 20-05-2016-19:43 удалить
Ответ на комментарий Надежда-Ариана # Надежда-Ариана, и вам спасибо.


Комментарии (36): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Латышская народная музыка | Svetlana--- - Разное | Лента друзей Svetlana--- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»