Некоторое время назад я искренне считала, что в воспитании детей и собак много общего. Общее действительно есть - любовь и забота нужна всем. А вот с похвалой дело обстоит иначе. Оказывается, в этом плане подход диаметрально противоположный должен быть к детям и собакам.
Есть такая статья "Пять причин перестать говорить "Молодец!" Элфи Коэн. Читать полностью можно например здесь:
http://mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=21780
в статье похвала ребенка за какие-то действия называется "подслащенным контролем", говорится о том, что награда, как и наказание, является способом сделать так, чтобы дети соответствовали нашим ожиданиям. Вот именно так и воспитываются собаки. Если я хочу иметь управляемую собаку, то мне не нужно, чтобы она сама принимала решения, как поступить в какой-то ситуации, мне надо, чтобы она опиралась на мое представление о том, что хорошо, а что плохо. Это значит, что в повседневном общении я постоянно оцениваю собачьи действия и приучаю ее к зависимости от этих оценок. Получаю удобную собаку. Очень жаль, но многим людям удобно получить в процессе воспитания удобных детей. А эти бедные удобные дети вырастают и продолжают нуждаться в одобрении окружающих.
и вот еще интересные моменты для обдумывания:
"ребенок заслуживает право получать удовольвствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим "Молодец!", мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать."
"Молодец!" - это пережиток направления в психологии, которое сводит всю жизнь человека к видимому и измеряемому поведению. К сожалению, этот подход игнорирует мысли, чувства и ценности, которые лежат в основе поведения. Например, ребенок может поделиться бутербродом с другом по разным причинам: потому что он хочет, чтобы его похвалили, или потому, что он не хочет, чтобы другой ребенок голодал."
"В чем действительно дети нуждаются, так это в безусловной поддержке и в безусловной любви. Это не просто совсем другое, чем похвала, это противоположность похвале. "Молодец!" - это условие."
И что же мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее?
* Мы не скажем ничего.
* Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание ("Ты сам надел ботинок" или даже "Ты сделал это") покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал.
*Говорите меньше, спрашивайте больше.
Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила?
И да, действительно трудно перестроиться хоть немного, чтобы перестать в разговорах по поводу и без оценивать окружающих)))