• Авторизация


ЖИВИНА НОЧЬ (ВЕЛЕСОВА НОЧЬ) 03-12-2025 17:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщение

ЖИВИНА НОЧЬ (ВЕЛЕСОВА НОЧЬ)

[показать]ЖИВИНА НОЧЬ (ВЕЛЕСОВА НОЧЬ)— чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. 
 
Следующий день (1 травеня/мая)  называют Живиным днём.  
 
Живина ночь 
 
В эту ночь открываются Древние Дороги — Пути Богов.
В эту ночь духи леса выходят из глухих чащоб и заповедных урочищ на белый свет. 
В эту ночь мёртвые возвращаются к живым...   
В эту ночь Чернобог окончательно передаёт Коло Года Болобогу, и Светлые Боги вступает в Свои права...  
 
В ночь с 31 октября на 1 ноября мы отмечаем Великую Велесову или Марину Ночь – время, когда Белбог окончательно передает Коло года Чернобогу, а врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. 
 
В эту ночь души предков ходят по земле и смотрят, как живут их потомки. Если человек живет не по Прави, не по Родовому скону, его могут заморочить, запугать, человек может серьезно заболеть и даже умереть. Поэтому это время считается опасным. В это же время на землю проникают и другие нави в виде астральных сущностей.
 
При желании можно идти на кладбище, исполнять определенные обряды, ритуалы. Особенно хороши ритуалы, связанные с вызовами духа.
 
Небольшой экскурс в основные понятия Навного мира или Того Света.
 
Представление о жестком разграничении Того Света на рай и ад возникли, по видимому, в эпоху двоеверия под влиянием христианства. Тем не менее, в Родноверии различают Темную Навь (Пекло) – обитель неправедных душ и Светлую Навь (Ирий Небесный) – обитель Светлых душ предков. 
 
В некоторых преданиях загробный мир расположен за водным пространством, где соседствуют праведные и грешные души. Судя по мотивам древних сказаний о посещениях некоторых душ того света, страна грешников отделена от страны праведных лишь пропастью, огненной рекой, глухой стеной, оградой и т.д. 
 
Тот Свет как единое пространство, включающее рай и ад, по народным представлениям, является не только местом пребывания душ усопших и Навьих духов, но кроме того, это сказочная страна, куда на зиму переселяются птицы, змеи, насекомые. 
 
По верованиям славян, этот волшебный мир, называемый Ирей находится далеко за морем (Океян море). Считается, что птицы перелетают туда по Млечному пути, а змеи уползают осенью по деревьям. Одновременно с этим известны предания о том, что птицы зимуют, погружаясь в глубины рек, озер и колодцев, а змеи прячутся под землей. Весеннее размыкание (отмыкание) Земли и открывание небесными ключами врат Иного мира освобождает птиц и змей, которые вновь появляются на земле. Вместе с ними Белый свет посещают души умерших и нечистая сила. Осенью врата открыты для переселения на тот свет в ночь с 31 октября на 1 ноября (Хэллоуин), а весной с в ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь).
 
 
Предки — умершие родственники, определяемые в народной культуре как «праведные душечки», «благословенные родители», «святые Деды», «отцы-матери», «свои предки»; воспринимаются как духи-опекуны дома и хозяйства и как высший авторитет для всей семьи и рода.
 
К категории предков причислялись те из родственников, которые умерли «своей» смертью (т.е. естественной, ненасильственной) и, как считалось, благополучно перешли на «тот свет». По некоторым поверьям, различались так называемые «старые» предки (давно умершие) и «новые» (два-три последних поколения умерших родственников), которых родня ещё помнила поимённо. 
 
Старых предков так и называли старыми, а новых – родителями. Безымянные «старые» предки соотносились с мифическими родоначальниками, первопредками, участвовавшими в изначальном освоении мира и жившими в идеальном «Золотом веке»; ср. рус. пословицу: «Предки на дереве едали да золотом платили, а потомки на золоте едят да ветром платят». 
 
Праведные предки противопоставлены в народных верованиях душам «нечистых» покойников, т.е. умершим «не своей» смертью, которые стали вредоносными и опасными для людей духами. 
 
Особую группу составляли умершие в течение последнего года: до тех пор, пока по ним не справили все положенные поминки годового круга (в третий, девятый, сороковой день, полугодовые и годовые), они ещё не воспринимались как «предки», а после этого срока их уже можно было поминать наряду со всеми «родителями» в определённые дни. 
 
В верованиях и обрядности славян почитание предков занимает одно из центральных мест. Считалось, что от их расположения и помощи зависят все сферы жизни человека: здоровье, счастье, удача, хозяйственное благополучие, погодное равновесие и т.п. 
 
По народным представлениям, предки являются своим сородичам во сне, предсказывают будущее и предостерегают о грозящей беде; участвуют в жизни семьи (охраняют дом, скот и посевы, помогают собирать урожай, заботятся о новорождённом); обнаруживают своё незримое присутствие в доме ночными звуками, ищут оставленную для них поминальную пищу и т.п. 
 
Практически все духи, причисляемые в народных верованиях к домашним духам-опекунам, по своему происхождению связаны с родовыми предками. В свою очередь, первейшей обязанностью живых родственников было заботиться о своих предках: в поминальные дни люди соблюдали особые правила поведения и строгие запреты, чтобы не навредить «душечкам»; приносили на могилы родственников обрядовую страву (пищу) или приглашали их в дом на общесемейную трапезу; для предков топили баню и оставляли на ночь тёплую воду и чистое полотенце; перед началом важных хозяйственных и семейных предприятий устраивались жертвоприношения в честь предков.  
 
Живин день и его обличья
 

[показать]

Как известно, в Западной Европе существует понятие Вальпургиева ночь, когда ведьмы, по поверью, слетаются на шабаш. 
 
Происходит это в ночь с 30 апреля на 1 мая. Интересно, что примерно в то же время древние славяне отмечали Живин день. Праздник тоже не обходился без магической составляющей, но все же был далек от мрачного европейского аналога. 
 
Жизнь дающая 
 
Праздник был посвящен Живе (или Живице) - богине рождения и плодородия, дающей жизнь всем созданиям. Ее почитали на сороковой день от заката Божича-Коляды и Рождества Ярилы. Иногда богиню звали Ярилица. Такое имя Жива получила за то, что имела власть пробуждать ярую силу жизни во всем, что имеет душу. Она также являлась дочерью и одной из ипостасей богини-матери Лады, «отвечающей» за здоровье и исцеление всего сущего. Считалось, что, когда Жива покидает какую-то душу, ее место занимает богиня Мара, и в тело приходит смерть… 
 
Символом Живы-Живицы являлась кукушка. И в наши дни, услышав кукование этой птицы, мы порой спрашиваем: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» И не задумываемся при этом, что невольно повторяем старинный обряд. Ведь славяне считали, что именно кукушка измеряет время жизни человека в Яви – так звался физический мир, в отличие от Нави – мира потустороннего. 
 
Обычаи Живина дня 
 
Живу праздновали в начале мая, когда появлялись первые всходы. Чествования богини устраивали, как правило, у засеянного поля. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, прося у них богатый урожай и здоровое потомство. К вечеру разводили обрядовые костры по берегам рек и совершали древний арийский обычай — омовение в реке. Считалось, что весенняя холодная вода очищает от скверны. 
 
Женщины устраивали обрядовую пляску с метлами вокруг костра, символически очищая место от нечистой силы. Таким образом они прославляли богиню, которая оживляла природу, посылая на землю весну. Все прыгали через огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. Существовали у Живина дня и свои приметы: «Кто прыгнет высоко, у того смерть далеко». Вокруг костра затевались веселые игрища и велись хороводы. 
 
Коло яри светом зарим Мару борем, 
благодарим Ярило,
Ярило, яви свою силу! – пели наши предки. 
 
Проводились обряды на обретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны, которые снятся в эту ночь, всегда являются вещими. 
 
Также разыгрывались представления, персонажи которых путешествовали в мир Нави и возвращались в Явь. Эти празднества напоминали архаичные встречи весны на исконной земле ариев, которые сегодня теоретически считаются предками славян — в Приполярье. Тогда больных везли на санях, чтобы они могли исцелиться под живительными лучами солнца. С рек сходил лед, и в них появлялось много рыбы, возвращались мигрировавшие в более теплые края звери. Жизнь и Солнце побеждали смерть.
 

[показать]

Этот культ просуществовал около 10 000 лет и, преобразившись, стал Живиным днем у славян. 
 
С наступлением утра собравшиеся начинали угощаться печеньем, изготовленным в виде жаворонков. Кроме того, принято было отпускать в этот день на волю живых птиц, выкликая: 
 
Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела!
Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое! 
 
Языческий и христианский
 
Впрочем, в отличие от Вальпургиевой ночи, в большинстве славянских земель Живин день справляли на один день позже – обычно 2 мая. Об этом исследователи узнали, изучив случайно сохранившийся древний сосуд, покрытый замысловатыми рисунками. Как выяснилось, это был первый дошедший до нас славянский календарь. 
 
В те отдаленные времена сроки вызревания основных зерновых культур у древних славян - яровой пшеницы и ячменя – приходились как раз на конец апреля или начало мая. На древнем календаре в форме сосуда счет идет от 2 мая.
 
Как известно, многие христианские праздники заменили собой языческие, приходившиеся на те же даты. Так случилось и с Живиным днем. Оказалось, что 2 мая по старому стилю (по новому это 15 мая) отмечали день поминовения русских святых Бориса и Глеба. И в данном случае это не простое совпадение. Ведь день 2 мая не связан с днем смерти ни одного из братьев: он был установлен в столетнюю годовщину их смерти в 1115 году, когда убитые в усобицах князья были уже канонизированы. Мощи тогда торжественно перенесли в новопостроенный каменный храм. Собственно, день перенесения мощей и стал первым русским церковным праздником. 
 
В дальнейшем с именами Бориса и Глеба оказалось связано много поговорок, поверий и примет, носящих «аграрный» характер. Так, говорят, что если на Бориса и Глеба громко поют соловьи – жди быстрого наступления лета. 
 
В украинском фольклоре существует древняя земледельческая приднепровская легенда о происхождении так называемых «Змиевых валов». Борис и Глеб предстают в ней сказочными богатырями, побеждающими дракона (Змия). Побежденного Змия братья впрягают в плуг и пропахивают на нем стоверстные борозды – «Змиевы валы», сохранившиеся возле Киева и Перяславля по сей день. В легенде легко угадывается архаичная языческая основа. В пользу этого говорит и то, что на древних изображениях Бориса и Глеба изображали всегда вместе с символом молодого ростка. В церковном календаре их называют Сеятелями: в этот день начинали сажать огурцы и тыквы, продолжали сеять хлеб. 
 
В тех регионах, где праздник выпадал на 1 мая, день Живы заменило чествование Параскевы Пятницы: святая эта по своим атрибутам и функциям сильно напоминает языческую богиню судьбы Макошь. 
 
Обличья менялись, но традиция праздновать первые майские дни сохранилась и сегодня. В России ныне Первомай зовется Днем Труда. Но почему бы не вспомнить древние традиции и не воздать должное богине Живе?
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЖИВИНА НОЧЬ (ВЕЛЕСОВА НОЧЬ) | Ираида77 - Дневник Ираида77 | Лента друзей Ираида77 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»