Математически, оно определяется, как: отношение целого к большей части должно равняться отношению большей части к меньшей. Если разделить отрезок прямой на две неравные части, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), получим результат, который называют Золотое Сечение. Это число равняется 1.618 или 0.618. Части же целого отрезка (а+в), взятого за 1, выражают в относительных величинах: а=0.62..., в=0.38 или в процентах 62% и 38%.
Эти числа и получили название "золотых".
Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Именно в такой пропорции выбирали размеры холстов известные художники.
Примером же использования правила «Золотого сечения» в фотографии может являться расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости.
Рис.1 и 2
[показать]
рис.1
рис.2
[показать]
рис 3
Разумеется, в момент съемки мы не в состоянии просчитать и зрительно отложить в уме необходимые пропорции. Поэтому на момент съемки, используется упрощенный вариант построения «Золотого сечения», или правило «Трети». Заключается оно в следующем: мы мысленно делим кадр, на три части по горизонтали и вертикали и в точках пересечения воображаемых линий, размещаем ключевые детали снимаемой сцены. Простейшая сетка «Третей», выглядит следующим образом: (рис 3).
рис.4
рис.5
Таким образом, кадр сформированный по правилу золотого сечения может выглядеть, к примеру, так: (рис 4,5)
[показать]
рис.6
[показать]
рис.7
Разумеется, мы можем комбинировать размещение объекта, в зависимости от замысла фотографа и объекта съемки. На рис. 6 -9 показаны различные варианты использования правила.
[показать]
рис.8
[показать]
рис.9
Далее, небольшое отступление, касающееся ЗП (заднего плана).
[показать]
рис.10
При использовании правила «Золотого сечения», необходимо не забывать про линию горизонта.
Правильная ее постановка, соответствует одной из линий горизонтальных третей, верхней или нижней, в зависимости от композиции. На рис.10, показано позиционирование горизонта, по нижней линии трети.
рис.11
рис.12
По поводу «золотого сечения» можно говорить бесконечно. Ниже, я хочу привести различные варианты сеток, созданных на базе\по правилу «Злотого сечения», для различных композиционных вариантов. Для того, что бы понять принципы необходимо самостоятельно экспериментально, попробовать, совместить сетки с вашими фотографиями. Базовые сетки, выглядят так рис.11-17:
рис.13
рис.14
рис.15
рис.16
рис.17
Для тех, кто решил попробовать, выложу их в архиве, в прозрачных слоях.
Архив лежит тут: http://www.wisp.ru/setka_1.zip
[показать]
рис.18
[показать]
рис.19
Композиционно, кадр необходимо строить так, чтобы объекты на нем были уравновешены. Что это значит? А значит это, что гармонично будут смотреться снимки, где или соблюдена симметрия (рис18, в данном случае уравновешивающими элементами являются столбы справа и слева), либо основной объект экспозиции, компенсирован дополнительным или второстепенным (рис19, в данном случае, журавль слева, уравновешивает композицию справа).
[показать]
рис.20
[показать]
рис.21
Любой снимок, даже построенный по правилу «Золотого сечения», может быть неправильно воспринят и не понят, только лишь потому, что не учтено направление движение (взгляда, действия) объекта съемки. На рис.20, у девушке совершенно не остается места для, продолжения движения (она уходит из кадра), хотя кадр построен в соотношениях «Золотого сечения». На рис.21 такое пространство у нее есть. Повторюсь, данное правило касается не только движения ( людей, животных машин), но и взгляда ( портрет), динамики поворота тела, лица, или сюжетного действия.