При всей любви нашего народа к бане, следует отметить, что она , как и самовар не является нашим исконным изобретением. История бани имеет много тысячелетнюю историю [показать]
Приветствуя друга, китаец обычно спрашивал: «Ел ли ты?», перс от души желал: «Будь всегда весел!», а римлянин интересовался: «Как потеешь?».
Несомненно, ни в одной стране «банная индустрия» не получила такого размаха, как в Древнем Риме. И нигде не приобрела такой продуманной четкой системы.
[показать]
Было время, когда в Древнем Риме строили только частные, домашние бани. Такую баню могли позволить себе лишь люди с достатком непосредственно при доме. Небольшая раздевальная вела в жарко натопленную комнату — тоже небольших размеров, — где собственно и происходила «банная процедура». Считалось, что по-настоящему жарко может быть только в... темной бане.
Со временем частные бани становились комфортабельнее, роскошнее. Жалким бедняком считал себя тот, у кого на стенах бани не сверкал драгоценный мрамор, вода не лилась из серебряных кранов и солнце круглый день не заливало ее через огромное окно. Так нужда в гигиенической и полезной для здоровья процедуре все возрастала, но, по-прежнему, баню мог позволить себе далеко не каждый. Тогда, начиная с III века до н.э., стали строить общественные бани. Поначалу такие бани не отличались особым комфортом. К концу I века до н.э. в Риме уже насчитывалось более 150 общественных бань, а к IV веку н.э. их уже было около тысячи. [показать]
Знаменитые Римские сауны с колонным двором и множеством комнат.
Впервые в лечебных целях баню стали использовать во II в до н.э. Выдающийся римский врач того времени Асклепиад говорил: «Больной обязан выздороветь, если его врачи — чистота, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе». Тогда впервые врачи стали замечать, что «банная процедура» улучшает кровообращение и этим самым повышает жизненный тонус.
[показать]
Баня посещалась, как минимум, ежедневно. Один из анекдотов той поры рассказывает о том, как к римскому императору Тиберию
прибыл чужестранец, который спросил, зачем он, император обязательно один раз в день утруждает себя посещением бани
«Я император и у меня нет времени ходить в баню дважды в день», — ответил ему надменный Тиберий.
Императоры, действительно имели много обязанностей — в отличие от многих пресыщенных жизнью патрициев, которые посещали
термы утром и вечером, зачастую проводя там большую часть своего времени. [показать]
Такое поведение изнеженных римлян легко объяснимо: баня была не просто местом для очищения тела, а клубом, гимнастическим
залом, лечебным заведением и много еще чем. В бане мылись, занимались физическими упражнениями, вели диспуты,
договаривались о делах; в бане рисовали, сочиняли и тут же исполняли музыку и стихи, пировали и даже спали – без преувеличения,
в римских термах можно было провести всю жизнь. [показать]
В конце пятого века нашей эры в Риме насчитывалось более 900 бань, которые обслуживали двухмиллионный город. [показать]
Любой император, желая приобрести популярность в народе, строил публичные бесплатные бани.
Богатые граждане имели свои собственные термы, обставленные с исключительной роскошью: в ход шел мрамор,
дерево ценных пород, серебро и золото. [показать] [показать] [показать]
Римляне хорошо знали о пользе бани для здоровья. Римский врач, философ и литератор Асклепиад Купальщик писал,
что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем
воздухе. Судя по тому, что сам Асклепиад прожил более 70 лет, его методики были верны.
Как же выглядели римские термы? Как проходил процесс отдыха в них? [показать]
Итак: [показать]
Палестра. Римляне начинали посещение бани с физических упражнений. Для этого в термах существовали особые помещения,
называемые палестрами. Занятия эти были не особенно энергичными и, как правило, неагрессивными. Безусловно, некоторые,
особенно воинственные римляне, занимались в палестрах борьбой, боксом и фехтованием – на это указывают расписные фрески в
Каракалле, но большинство мирно предавалось играм в мяч, бегу и плаванию. Главная цель, которую преследовали
посетители бани в палестре – разогреть, размять мышцы и хорошенько пропотеть. [показать]
Аподитерий. В аподитерии или попросту раздевалке римляне разоблачались. Для того, чтобы предоставить максимальный
комфорт посетителям терм и обеспечить сохранность вещей, в аподитерии существовали скамейки и полочки, куда можно было
сложить одежду и прочие принадлежности. Впрочем, если комфорт римские раздевалки гарантировали, то безопасность
оставленных вещей – отнюдь не всегда. Состоятельные граждане обязательно оставляли в аподитерии раба или слугу, который
охранял одежду. В противном случае гордый римлянин имел все шансы отправиться домой полностью обнаженным: воровство
одежды в аподитериях было делом обычным.
Если же одежда все-таки была украдена, чистому, но голому римлянину ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к помощи
богов. Для этого посетителю бани, утратившему свое облачение, следовало записать на табличке проклятие, адресованное вору, и
отнести эту табличку в один из храмов. Несколько таких табличек было найдено при раскопках римского города Бата. Одна из них
была адресована Миневре и гласила: «Не давай сна и здоровья тому, кто причинил мне ущерб, будь то муж или жена, раб или
римлянин, до тех пор, пока он не обнаружит себя и не принесет украденное в твой храм». [показать]
Тепидарий. Тепидарий – в буквальном переводе, «теплое помещение», был местом купания и омовения. Здесь посетители бань
сами или при помощи рабов втирали в кожу масло(мыла римляне не знали), а затем счищали его специальными металлическими
скребками. Кроме того, здесь же делался массаж, и оказывались услуги по удалению волос с тела – несмотря на болезненность, эта
процедура была популярна в Риме поскольку существовала мода на гладкую, без единого волоска, кожу. После гигиенических
процедур отмытые и расслабленные римляне купались в бассейнах с теплой водой, а затем шли в парную. [показать]
Кальдарий, лаконик и гипокауст. Самое горячее отделение римских терм называлось кальдарий. Кальдарий представлял собой
обширное помещение с высоким потолком, оснащенное неглубокими бассейнами с горячей водой. [показать]
Вода нагревалась за счет гипокауста – печи, которая находилась под кальдарием и служила источником тепла для терм. Гипокауст нагревал пол кальдария довольно сильно – чтобы не обжечь ноги, римляне в парной надевали деревянные сандалии. Для любителей сухого жара
существовало помещение, в котором бассейнов не было – лаконик. [показать]
Фригидарий. После парной римляне посещали фригидарий – помещение, в котором находились бассейны с прохладной водой. [показать]
Здесь разгоряченные посетители бани купались, обсушивались и наслаждались «культурной программой» — в термах к их услугам
были поэты, музыканты, актеры и танцовщицы. Кроме того, во фригидарии можно было перекусить, выпить вина и даже поспать. [показать]
Затем, совершенно утомленный и не всегда трезвый, римлянин возвращался в аподитерий, где одевался и уходил домой –
набираться сил для нового посещения терм. [показать]
Баня для Римлян играла более важную роль, чем простое место для купания: там происходили серьёзные разговоры, люди отдыхали душой и телом. [показать]
В термах были и свои служебные помещения и сооружения. В южной части находился префундий – там нагревались вода и воздух. В теплых помещениях пол был двойным. Верхний его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. В пространстве между трубами циркулировал горячий воздух, нагревавший пол. Таким же образом нагревались и сами помещения: горячий воздух проходил между непосредственно стенами и их мраморной облицовкой.
Без общественных бань нельзя представить себе самого захолустного италийского городка; их строили даже в сёлах. Человек, искавший популярности среди своих земляков или одержимый той любовью к своему городу, которая так характерна для древнего италийца, поправлял на свои средства обветшавшую баню или дарил сограждан правом на вечные времена бесплатно ею пользоваться. [показать]
Горячая благодарность, с какой люди откликались на предоставление им бесплатной бани, свидетельствует о том, что главными посетителями бань была беднота, для которой много значило сэкономить и несколько жалких грошей, взимаемых как плату за вход. В Риме эта плата равнялась одному квадранту, т.е. 1/4 асса, что составляло в месяц при ежедневном посещении бани меньше двух сестерций. Плата не всюду, правда, была одинаковой: в маленьком шахтерском городке Випаске мужчины платили арендатору бани пол-асса, а женщины — целый асс. С маленьких детей, в Риме по крайней мере, платы не взималось вовсе. [показать]
Имелась упорная, причем явно шедшая снизу тенденция к тому, чтобы мужчины и женщины мылись в банях одновременно и совместно. Адриан специальным указом “разделил бани на мужские и женские”, но не прошло и полувека, как Марку Аврелию понадобилось снова “уничтожать совместные бани” , которые, следовательно, возродились немедленно после первого запрещения. Последний раз пытался настоять на их ликвидации еще полувеком позже Александр Север. Отсутствие позднейших свидетельств говорит, скорее всего, не об устранении самого явления, а о том, что с 30-х гг. Ill в. императорам было уже не до того. [показать]
Римская баня на полотне Альма-Тадема в лондонской галерее Тейт
Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались. Развалины их находят во Франции и в Англии, по Рейну, Некару и Дунаю, но наилучшее представление о римских банях дают хорошо сохранившиеся остатки помпейских бань. В этом маленьком городке было две городских бани (третью начали строить незадолго до катастрофы, и она осталась незаконченной). Одни расположены за Форумом к северу — их и называют Форумскими, по местоположению, или Малыми по сравнению с другими банями, которые получили от археологов название Стабиевых, потому что одной стороной выходили на улицу, шедшую по направлению к городу Стабиям. [показать]
«Бани, любовь и вино – до старости жили мы вместе»: неизвестный автор поставил слово “бани” впереди по требованию гексаметра, но они вправе занять это место и по своему значению в жизни древнего римлянина. Ежедневное посещение бани – оно вошло в обычай с I в. н.э. – предписывалось элементарным правилом гигиены, требовавшей соблюдения физической чистоты: в южном климате, под знойным солнцем, в тесноте, пыли и грязи городских улиц и квартир-конур это требование без ежедневного мытья было бы неосуществимо. [показать]
Затем баня, по воззрениям тогдашней медицины, принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее нельзя было обойтись. А кроме того, бани были местом встреч и сборищ, веселых игр и спортивных радостей. Марциал, перечисляя то, чем красна жизнь, называет рядом с избранными книгами баню. На одной из плит Тимгадского форума выцарапана игральная доска, и в ее клеточки какой-то досужий игрок постарался вписать формулу, которая объясняла, в чем смысл жизни: “охотиться, мыться, играть [в кости], смеяться – это вот жизнь”. [показать]
Мы видели, с каким вкусом и усердием помпейцы украшали свои бани, а Помпеи были только небольшим и невидным городом. Богачи, современники Сенеки и Марциала, превращают свои бани в настоящие дворцы, где “один человек располагает пространством не для одного”. Хозяин убирает их статуями и колоннами, которые “ничего не поддерживают”, но поставлены как украшение и показатель затраченных средств, устраивает искусственные водопады, чтобы слушать “шум воды, скатывающейся по ступеням”, заказывает дорогие мозаики для полов; “мы дошли до таких прихотей, что желаем ступать только по драгоценным камням”; “наши бассейны обложены фасосским мрамором, который когда-то редко видели и в храме”. [показать]
Стены инкрустировали и облицовывали разным мрамором: по словам Марциала, в бане Клавдия Этруска, сына императорского отпущенника, “в одном месте зеленел тайгетский камень и состязались своей разной окраской толстые плиты, которые вырубили фригиец и житель Ливии”. Иногда добавлялся еще мрамор из Кариста. Вся эта роскошь меркнет, однако, перед императорскими термами в Риме. [показать]
Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков, теснившихся на антресолях своих мастерских или где-то “под черепицами” в душной грязной квартире без воздуха и света с видом на грязные стены противоположного дома, до которого только что нельзя было дотянуться рукой. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. [показать]
Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё населения города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни. [показать]
Термы Каракалла. План.
Вот что пишет об устройстве и технике сооружения терм римский архитектор Марк Витрувий Поллион, живший в I веке до н.э., автор трактата “Десять книг об архитектуре” - Выбрать место под строительство необходимо более тёплое, т.е. здание не должно быть обращено на север или северо-восток. Горячие и тёплые помещения должны иметь естественный свет с запада. даже в зимнее время. Если природные условия препятствуют этому заданию, свет должен проникать с юга и здание ставить с учётом этого требования. [показать]
Женские и мужские отделения должны располагаться с одной стороны, но в разных отделениях. С севера или с северо-восточной стороны над нагревательными устройствами располагались медные баки для нагрева воды. В целях экономии, вода горячая и холодная, подавались по трубам одновременно, что уменьшало расход горячей воды.. Висячие полы горячих бань, земляной пол покрывались черепицей с наклоном к нагревательным отверстиям, так, чтобы пар не смог останавливаться и сам возвращался к топке. И огню легче распространяться под висячим полом. Висячие полы устанавливали на столбах. Сводчатые покрытия бань выполнялись из плотно подогнанных каменных плит, но мог использоваться и деревянный каркас. Такую конструкцию крепили железными обручами с крюками, под каркас подкладывали слой обожжённой глины. На крюки укладывались плиты, точно подогнанные под общий уровень. Такая точная подгонка позволяла жару не задерживаться на покрытии. Величина термы зависела от количества посетителей. [показать]
Термы Диоклетиана. План
Бассейны должны располагаться у окон, находящихся в стенах западных и южных сторон здания, что позволяло дольше использовать естественное освещение. Предусматривалось и то, чтобы стоящие вдоль краёв бассейна люди не могли затенять собой вводу бассейна, [показать] [показать]
Потолок горячих бань имел форму полушария. В центре потолка имелся круглый люк – кружьё, закрытый медным щитом, служивший для выпуска пара и жара. [показать]
Почти все помещения отапливались через систему специальных каналов, проложенных в стенах. Само здание снаружи и внутреннее убранство поражали отделкой, стены были украшены мозаикой, мрамором. Вдоль стен стояли скульптуры и живые цветы.. [показать]
Обогрев в тепидарии Стабиевых терм в Помпеях.
Видны мозаичный пол и устье печи
Древнеримские термы [показать]
Первые термы выстроил в Риме Агриппа, завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). [показать]
Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были Траяновы термы, где в царствование этого императора мылись женщины. [показать] [показать]
Римские бани. 1858 - Бронников Федор Андреевич.
Позднее воздвигнуты были термы Каракаллы, официально именуемые Антониновыми; они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием.
Между Квириналом и Виминалом лежали термы Диоклетиана, занимавшие 13 га. Тепидарий их Микеланджело превратил в церковь, существующую и поныне. Национальный Римский музей нашел себе приют в этих же развалинах.
Древнеримские термы строились по всей территории Римской империи, но до наших дней сохранились, как правило, только в виде руин. [показать]
Термы Каракаллы, Рим, Италия, III век (212-217 годы)
Лучше всего сохранились термы Каракаллы, которые уже в V век н. э. считались одним из чудес Рима. [показать]
Термы Агриппы, Рим, Италия, I век до н. э. [показать]
Аподитерий мужского отделения Стабиевых терм
Женская половина терм, куда вёл отдельный вход с улицы, меньшего размера и скромнее украшена, однако лучше сохранилась. Из внутреннего дворика можно попасть в помещение аподитерия, рисунок мозаичных плит на полу которого изображает тритона в окружении четырёх дельфинов, осьминога и каракатицы. [показать]
Помещение женского тепидария украшено напольными мозаиками с геометрическим узором и декоративными настенными панелями. Отделение женского кальдария освещалось через отверстие в своде.
[показать]
Сейчас даже невозможно представить, какие дворцы-термы строили древние римляне.
[показать]
Термы Диоклетиана - это сооружение, которое архитектурно повторяет формы целого города. Оно было возведено в Древнем Риме и выполняло... За один раз там могло поместиться 3 200 человек.
Сейчас не часто встретишь роскошные условия термы. Предлагаю посмотреть видео о современных Римских банях.