[500x8]
[750x474]
Рубенс был крайне плодовитым художником: по некоторым оценкам его кисти принадлежит более двух тысяч работ, даром что в написании немалой части картин ему помогали многочисленные ученики. Рубенс за свою карьеру живописца проиллюстрировал практически все античные мифы и основные библейские сюжеты, притом не по одному разу. Также писал портреты, пейзажи, натюрморты. В общем, наверное, нет ничего удивительного в том, что неутомимый живописец, добившийся прижизненной славы и достигший высот изобразительного мастерства, был во многом новатором и даже в некотором смысле бунтарём.
Самым очевидным его нововведением являлись так называемые рубенсовские женщины. Рубенс одним из первых стал изображать представительниц прекрасного пола своей эпохи в натуральном виде, невзирая на эталонные стандарты женской фигуры, кои, на самом деле, были и остаются весьма консервативными. В основном, писал он, скорее, знатных дам — у женщин из низшего сословия особые проблемы с излишками жировой ткани вряд ли возникали.
[750x875]
Три грации
Разумеется, стремление к естественности и даже прозаичности являлось основной из тем произведений Рубенса. Однако порою сей подход доводил до безобразия и граничил с вульгарностью.
[750x749]
Пьяный Силен
Не чурался Рубенс и двусмысленных намёков. На следующей картине проиллюстрирован популярный средь художников сюжет античной мифологии: Зевс в образе орла похищает прекрасного юношу по имени Ганимед. Рубенс писал его дважды: сначала "приличный" вариант.
[750x748]
Затем художник написал иную версию известного мифа, по которой Зевс похитил Ганимеда ради плотских утех.
[750x1090]
Если вы не заметили: колчан стрел в виде фаллического символа пронзает молодого человека пониже спины.
Ещё менее хитроумно Рубенс обошёлся с другим известным мифологическим персонажем античной эпохи — Гераклом.
[750x817]
Если вы снова не заметили, то вначале обратите внимание на то, на что в любом случае обратили бы внимание в первую очередь. А затем переведите взгляд на правую кисть женщины слева, сложенную в жесте, намекающем на невеликие размеры геракловых достоинств.
Ещё один пример популярного полумифического сюжета античного периода: молодая женщина кормит грудью умирающего голодной смертью отца, заточённого в темнице. Рубенс и его писал дважды. Сначала вариант, исполненный величия и скорби.
[750x592]
Теперь версия, коей больше подойдёт эпитет "комичная".
[750x625]
Разумеется, в отношении библейских сюжетов Рубенс был более сдержан и не позволял себе вольностей, подобных вышеупомянутым. Однако и на данном поприще мятежная натура художника проявилась вовсю.
К примеру, если любой другой живописец в стремлении к естественности попытался бы очеловечить фигуру Христа, избавив того от догматичной косности и наделив религиозный символ не свойственной ему чувственностью, то Рубенс пошёл ещё дальше. Вместо того чтобы запечатлевать Спасителя в образе живого человека, Рубенс писал его человеком мёртвым. И в самом деле, что может быть более естественным?
[750x796]
Святая Троица
Кстати, одними из самых почитаемых произведений Рубенса являются как раз-таки картины с изображением синюшного, в кровоподтёках, безжизненного тела распятого Христа в нелепой маске смерти.
[400x293] [350x293]
В общем, Рубенс был большим оригиналом, правда фантазия иной раз изменяла и ему. Тогда художник рождал композиции навроде следующей.
[750x658]
Святое семейство с попугаем
Однако мы немного отвлеклись. Дело в том, что Рубенс не питал ни малейшего интереса к обезьянам, да и прорисовкой животных на пресловутой картине занимался не он.
Ян Брейгель Старший не мог сравниться со своим знаменитым коллегой и товарищем в славе и искусности, он даже не был самым известным из Брейгелей-художников, коим являлся его отец Питер Брейгель Старший. Однако по количеству изображений представителей семейств капуциновых и мартышковых Ян Бархатный мог дать Рубенсу сто очков вперёд.
[750x495]
Святое семейство. Фрагмент
Более того, разглядывая его картины, иной раз может показаться, что крохотные обезьянки, будто лишь заполняющие пустое пространство на полотне наравне с другими животными, в действительности играют заглавные роли. Будто подчёркивая их статус, Ян Брейгель Старший зачастую изображал цепкохвостых приматов на переднем плане, прямо перед зрителем.
Кстати, пребывание Адама и Евы в Райском Саду также являлось одним из самых востребованных у художника сюжетов. При желании на этих картинах можно углядеть несмелые попытки отобразить ту самую деталь, ради которой я и затеял всю эту эпопею.
[240x193] [240x193] [260x193]
По-видимому, любовь к обезьянам Яна Старшего была столь сильна, что передалась и его сыну Яну Младшему — ещё одному живописцу из династии Брейгелей. Тот даже вывел наследственную приязнь на новый уровень, поменяв местами на серии своих картин одних приматов с другими.
[750x622]
И, дабы не нарушать традиций, Ян Брейгель Младший, разумеется, не раз воспроизвёл достопамятную сцену у Древа Познания. И на нижеприведённой картине, кажется, даже отобразил её почти столь же смело, как когда-то его отец. Впрочем, у предка в помощниках имелись необузданность и авторитет Рубенса.
[750x518]
В заключение. Конечно, можно списать всю эту историю с плодом в лапах мартышки на простое обезьянничание. Однако авторы не могли не сознавать крайней степени двусмысленности подобной сцены. Так что, думаю, они это нарочно.
[500x8]
Источник http://klavdivs.livejournal.com/
|
|
|
|