Это цитата сообщения
Stefaniia-Stefa Оригинальное сообщениеКак философ Эпикур пытался сделать всех людей счастливыми
«Некоторые желания естественны и необходимы, другие естественны, но не необходимы, а третьи не являются ни естественными, ни необходимыми, а порождены бессмысленными прихотями» - именно так рассуждал Эпикур в своей философии.

Пейзаж с радугой, Йозеф Антон Кох, 1824 год.
Гедонизм - это понятие связно с именем греческого философа Эпикура.Эпикур (341–270 гг. до н.э.) — это древнегреческий мыслитель, который пытался решить вопрос: «как достичь счастья?» Он не писал об идеальном государстве, как Платон, и не учил добродетели во имя долга, как стоики. Однако, он утверждал, что наша жизнь должна быть счастливой и приятной, а удовольствие её целью, а не пороком, с которым стоит бороться. На самом деле Эпикур пренебрежительно относился к работам многих других философов, включая Сократа и Платона, отчасти потому, что он рассматривал философию как практическую систему для достижения счастливой жизни, а не как способ исследования абстрактных идей логики и математики. Его презрение к другим философам может быть одной из причин, по которой на него так яростно нападали его современники, афинские стоики.

Основы философии Эпикура - «Удовольствие - суть начало и конец счастливой жизни».
Эпикур не призывал человека к праздной роскоши или крайнему гедонизму. Цель жизни по Эпикуру, не погоня за наслаждениями, а свобода от страданий.
Эпикур различал три вида удовольствия:
-
Естественные и необходимые для человека (еда, вода, тепло, дружба), которые требуется удовлетворять в любом случае.
-
Естественные, но не необходимые (вкусная еда, удобства): человек может их удовлетворять, но должен не стать от них зависим.
-
Неестественные и ненужные (слава, богатство, власть), такие удовольствия, по Эпикур, беспокойны и вредны для людей.
Другим важным понятием для философии Эпикура является атараксия, то есть умение сохранять спокойствие как высшее счастье.
Атараксия — это состояние, когда человек свободен от различных тревог, страданий и страха. Эпикур считал, что «человек счастлив тогда, когда ничто его не тревожит — ни боль, ни страх, ни жажда власти».
Атараксия является достижимым качеством, но достигается не богатством, а разумом. Буквально получается,что человек, довольствующийся малым и умеющий управлять всеми своими желаниями, живёт спокойнее любого императора.
Другим важным явлением в философии Эпикура является то, что философ радикально переосмыслил саму идею смерти: «Смерть нас не касается: когда мы есть — её нет, когда она есть — нас нет.»
Он считал, что страх смерти — один из главных источников страданий. Однако, по его мнению, этот страх ложен, бояться смерти — бессмысленно, ведь смерть — это отсутствие каких-либо ощущений, а значит, и отсутствие любых страданий. Эта простая мысль разрушала страх, навязанный религиями и мифами, и дарила внутреннюю свободу членам общины Эпикура. Эпикур не отрицал существование богов, однако он считал их безразличными к человеку. По его мнению, боги живут в своём совершенном мире и не карают людей, не поощряют их, не вмешиваются в их жизни. Это также освобождало членов его общины от страха перед гневом богов, адом, судьбой. Только наш разум и наш разумный выбор может определить нашу жизнь и нашу судьбу, а не различные капризы богов.
Эпикур говорил и о том, что чем меньше у человека всевозможных желаний, тем легче ему достичь удовлетворения от своей жизни. Сам Эпикур жил очень скромно: хлеб, вода, беседа с друзьями — этого ему было более чем достаточно. Он утверждал: «Привыкай к мысли, что ничто из того, что нужно, не трудно добыть, а всё труднодоступное — не нужно».
Известно, что Эпикур ставил дружбу выше любви, брака или семьи. Он считал, что друзья — это лучшая опора в трудности, а также источник радости и безопасности.
В «Саду» Эпикура община была построена именно на дружбе, поддержке и открытости. Это редкий философ, который видел счастье не в одиночной медитации, а в человеческой близости.
После смерти Эпикура его идеи и продолжали жить, но с приходом стоицизма и христианства началась большая кампания по его дискредитации. Его стали называть:безбожником (хотя он богов признавал),развратником (хотя он жил скромно),эгоистом (хотя он превозносил дружбу).
И уже в Средние века эпикуреизм стали отождествлять с крайним гедонизмом и аморальностью, забыв про то, что Эпикур учил самодисциплине, умеренности и жизненной философии.