[показать]
В сознании индейца религиозное и мистическое зачастую неотделимо от материального и повседневного, и поэтому любое событие, происходящее в материальном мире неразрывно связано с миром духовным. Для удачи в бою необходима не только ловкость и сила, но и помощь духов, магических сил. Именно по этому готовясь к сражению, воин покрывал свое тело магическими символами, призванными защитить и помочь в сражении, а иногда и навести ужас на врага. Подобной раскраской воин покрывал и свою боевую лошадь. Каждый символ имел определенное значение и цель, с которой он наносился. Основной задачей боевой раскраски лошади было обеспечение успеха, защиты, усиления тех или иных качеств животного. Некоторые символы свидетельствовали о подвигах хозяина. Раскрашивание лошадей носило, прежде всего, религиозный характер, поэтому обычно право раскрашивания предоставлялось заслуженным и храбрейшим воинам, военным лидерам и шаманам. С другой стороны, если один индеец просил другого раскрасить его лошадь, то подобная просьба считалась большой честью и проявлением уважения.
Каждое племя использовало свои символы и цвета для их изображения, иногда трактовка одного и того же символа у разных племен была различной. Например, сиу использовали красную краску для отпечатков руки, в то время как кроу предпочитали белый. Но были некоторые идентичные символы, которые широко использовались большинством племен при раскраске военной лошади.
Пожалуй, наиболее распространенный символ в раскраске боевой лошади – это отпечаток руки. Он имел несколько значений в зависимости от расположения и цвета. Так отпечатки рук на груди лошади, говорил о сбитом на скаку или убитым голыми руками враге. Отпечатком левой руки на правом бедре отмечалась лошадь, которая помогла воину вернуться домой живым из опасного сражения. Воин, который отправлялся в серьезное сражение, ставил на своей лошади отпечаток руки пальцами вниз. Смертельно раненый воин гладил свою лошадь по правому плечу, таким образом, оставляя кровавый отпечаток своей руки на лошади – такое сообщение о смерти получали соплеменники, когда лошадь возвратилась с поля боя в лагерь. Так же отпечаток руки мог символизировать месть или военные победы.
Круг красного или желтого цвета вокруг глаз и ноздрей лошади наносился для обострения зрения и обоняния.
Зигзаги молний на ногах лошади - для силы и скорости. Так же наносилось стилизованное изображение стрекозы, как просьба к духам придать лошади такую же быстроту и реакцию как у стрекозы, которую часто называли маленьким вихрем. С той же целью на всех четырех копытах рисовались треугольники - стилизованное изображение наконечника стрелы.
Зигзагообразная фигура, символизирующая змею, изображалась на задних ногах лошади, что бы животное получило возможность передвигаться быстро и незаметно.
Точки на груди лошади - символическое изображение града, наносились как просьба, о том, чтобы на врагов обрушился град.
Красные горизонтальные полосы на носу лошади символизировали «ку» - подвиги, совершенные воином (от французского «coup» - «удар»). Такое же значение имели полосы на передних ногах.
Две перекрещенные линии означали, что лошадь и воин избежали засады.
Подковы (дугообразные или прямоугольные символы) показывали число лошадей, захваченных в набегах.
Квадрат, нарисованный на лошади, обозначал предводителя военного отряда.
Так же на лошадях могли быть изображены символы военного общества, помогавшие во время сражения его членам держаться рядом.
Лошади были окрашены одинаково с обеих сторон.
Шрамы лошади, полученные в сражении, покрывались красной краской. Места ранений обводились кругами или фигурой похожей на замочную скважину.
Помимо раскраски к хвосту и гриве лошади привязывались орлиные перья. Они могли символизировать «ку» владельца лошади или быть символом магической силы орла, которая должна помогать в битве. Грива лошади собиралась в пучки, что бы растрепанные на ветру волосы не путались и не мешали воину стрелять из лука. Хвост завязывался в простой узел или сворачивался и обматывался оленьей кожей или красным сукном. У многих племен развязать хвост боевой лошади значило закончить войну. К уздечке лошади привязывали различные магические амулеты. Восточные апачи, команчи и другие индейцы Южных Равнин часто вплетали в гривы своих любимцев или подвешивали к уздечкам скальпы врагов. Это могло служить как знаком отличия, так и средством устрашения противника.
Так же, помимо всего вышеперечисленного на лошадь предводителя отряда могла быть одета маска, часто богато украшенная вышивкой иглами дикобраза или бисером. Иногда такие маски делались из шкуры бизона с прикрепленными к ней рогами. Декор маски во многом зависел от видений, полученных воином.
По воспоминаниям свидетелей вид воина в полном боевом снаряжении и раскраске на раскрашенном боевом коне производил ошеломляющее впечатление.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]