• Авторизация


Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия. 14-06-2012 12:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия.















***



Настроение сейчас - философское






Эпоха меча



У индейцев Сиу (Дакота, что означает "союзники") есть легенда о развитии человеческой цивилизации. По преданию, существует мистический бык Буфалло, олицетворяющий наше мироздание. Время в этом мире движется циклично; оно разделено на четыре эпохи, каждая из которых сменяет предыдущую в своем развитии.



Каждую Эпоху бык Буфалло теряет по одной ноге. Сейчас, в ту эпоху, в которую живем мы, у быка осталась лишь одна нога. Это значит, что мы живем в эпоху Меча - эпоху вражды, великих раздоров и лицемерия. И недолго ждать того времени, когда Злые духи отнимут у быка последнюю ногу. Тогда мир людей 



обречен на вымирание.



 



Конечно, можно воспринимать эту легенду как вымысел автора, плод богатого воображения шаманов индейских племен, бред и галлюцинации от употребления наркотических веществ. Но давайте хотя бы на некоторое время забудем о всех своих предрассудках, страхах, недоверии и - на некоторое время - представим, что все это пра [показать]вда… Что тогда? Что будет тогда, когда мы вдруг окажемся в мире, где не действуют наши рациональные объяснения различных явлений жизни? Где люди живут по совершенно иным законам? Ценят совсем не то, что мы? Думаю, тогда настанет время выбора - поверить ли в сказку, в то, что я забыл давным-давно в детстве; в то, о чем хотя бы ненадолго стоило бы задумываться время от времени. Или отринуть это, загнав все в рамки очередного "атмосферного явления". Я предлагаю просто представить, что все это реальность. Коли это так, тогда четыре ноги быка Буфалло превращаются в четыре столпа (основы) человеческой цивилизации. Аскетизм, Чистоту, Милосердие и Правдивость. Трех из них уже нет. Бык, по преданиям, - символ моральных принципов, а корова представляет собой Землю. Когда бык и корова находятся в радостном настроении, люди на Земле тоже радуются. Причина этого в том, что бык помогает производить зерно на полях, а корова дает молоко, чудо-пищу, в которой есть все необходимое для жизни. Поэтому человеческое общество в прежние времена очень заботилось о содержании этих полезных животных, чтобы они могли в радостном состоянии духа бродить повсюду. То, что у быка мироздания осталась всего одна нога - признак того, что три качества уже оставили наше общество. Не общество индейцев, а именно наше общество, ведь легенды всегда говорят о человеке вообще. Но чтобы понять, какие именно качества канули в Лету, достаточно разобраться, как индейские племена проснулись однажды не в эпоху благоденствия, а в эпоху Меча. Для этого мы вникнем в систему религиозных и моральных ценностей коренных жителей Северной Америки. В культуру быка Буфалло, так долго сопротивлявшегося вторжению бледнолицых.



АСКЕТИЗМ



Было одно обстоятельство, занимавшее в системе ценностей [показать]североамериканских индейцев важное место. Это относительное равнодушие к материальным благам, богатству и накопительству. Помимо религии и восприятия природы, отношение к материальным ценностям было основным "водоразделом" в культурах индейцев и европейцев, в их менталитетах. Именно тут надо искать корень той психологической, духовной несовместимости коренных американцев и колонизаторов. Индейское общество строилось на принципах равенства, справедливости и демократии. Понятие собственности у большинства племен было развито слабо. Охотничьи угодья в равной степени принадлежали всем членам племени, землей и продуктами земледелия владела та община, которая вырастила урожай. У индейцев существовала весьма оживленная торговля, но ее задачей был взаимовыгодный обмен продуктами труда между племенами, а не нажива. Потребности коренных американцев были настолько скромны, что они не имели даже представления о том, что такое обогащение. Приход европейцев многое изменил, и все же материальные ценности так и остались для индейцев второстепенными. Даже активная меховая торговля, в которую было втянуто большинство племен, обеспечивала индейцев лишь необходимым минимумом европейских товаров. А им и нужен был минимум. В общественном сознании индейцев накопительство воспринималось как позорное, недостойное настоящего воина занятие. Скряга, прятавший по углам дорогие вещи, презирался всеми соплеменниками от мала до велика. Даже вожди чаще всего были бедны, поскольку традиция предписывала им быть щедрыми. Если человек хотел стать вождем, ему недостаточно было воинских заслуг и ораторских способностей - он обязан был лично помогать вдовам и сиротам, делиться с нуждающимися своим имуществом. "Столкнулись не только вооруженные люди (одни - луками и стрелами, другие - ружьями), но и очень и очень несхожие мировоззрения, - пишет В. Вардугин в предисловии к книге "Мифы и легенды Америки". - У белых оттолкнуть локтями ближнего, разбогатеть любой ценой считается естественным и незазорным. Для индейцев же страсть к наживе, жадность, тем более накопительство за счет бедного соседа считается презреннейшим из состояний, до которого только можно дойти. Позорно иметь в доме еду, если ее нет у соседей…" "Нашим верованием было то, что любовь к владению есть слабость и должна быть преодолена, - сказал Охайеса из племени вахпетонов санти-сиу. - … Если позволить ей существовать, со временем она нарушит духовный баланс человека. Поэтому наши дети рано учатся красоте щедрости. Их учат отдавать то, что они ценят больше всего. Так они могут почувствовать счастье отдачи. Если ребенок склонен к жадности или хватается за свое небольшое имущество, легенды говорят о презрении и позоре, которым покрывается скупой и плохой человек. Индейцы в своей простоте буквально отдают все, что имеют, родственникам, гостям из других племен или кланов, но более всего бедным и старым, от которых не ждут отдачи". В этом заключается суть понятия "аскетизм". Это добровольное принятие неудобств для своего тела, своей комфортности для духовного развития, для приобретения хороших качеств, для помощи ближнему и принесения пользы обществу. До сих пор (!) у индейцев существует удивительный обычай - потлач, показывающий вершину их аскетизма. Это большой праздник, который устраивал, как правило, уважаемый и состоятельный человек для всей деревни. Во время потлача его инициатор раздавал соплеменникам все свое имущество, причем дарил даже очень дорогие вещи. Во-первых, так демонстрировалось уважение к гостям, а во-вторых, потлач был символом презрения к богатству, знаком того, что материальные блага все равно остаются второстепенными. Такой праздник одновременно выполнял важную социальную функцию, отражающую присущее индейцам стремление к равенству. Материальные ценности не до бесконечности концентрировались в одних руках, а с помощью потлача "циркулировали" по всему племени, переходя от одного владельца к другому. Тем самым имущественное расслоение в племени не получало социального закрепления и носило условный характер. После потлача первый богач становился бедняком, а последний бедняк мог обогатиться. Этот праздник был своеобразным иммунитетом против "болезни" материального неравенства в обществе, против зависти и внутриплеменных конфликтов между бедными и богатыми. Аскетизм всегда сопутствует человеку - если это на самом деле человек, поскольку чтобы получить что-то высшее, нужно отказаться от чего-то низшего. Чтобы получить хорошее образование, нужно затрачивать множество умственной энергии и ограничивать себя в желаниях поесть и поспать - иначе добиться успеха в учебе будет трудно. Человек, не практикующий аскетизм, считали индейцы, терял свой человеческий статус, потворствуя своей животной природе - желаниям тела, а не духа. Аскетизм также помогал индейцам вступать в общение с мистическими силами, с Великим Духом. Чтобы увидеть вещий сон, индейцы часто соблюдали священный пост (это и есть аскеза), проводя его в одиночестве, без еды и воды, в труднодоступных местах. Такой пост очень поэтично, но в целом верно описал Г. Лонгфелло в своей "Песни о Гайавате", где главный герой, вождь оджибвеев (его прототипом послужил Хайонвата, один из основателей Лиги ирокезов), размышляет о судьбах своего народа, а в конце поста получает великий дар Владыки Жизни - маис (кукурузу). Почему же аскетизм потерян? Европейское общество давно взяло курс на потребление. В итоге старые культурные традиции, подобные потлачу, стали забываться как пережитки прошлого. Думаю, сегодня многие из нас с удовольствием бы поучаствовали в празднике потлач, однако довольно-таки сложно было бы принять это как образ жизни. Несомненно, каждый хоть раз в жизни чувствовал радость отдачи, когда дарил кому-то подарки, вот только множественные стереотипы нашего ощества подавляют все лучшие начинания: "Ты че, дурак, жертвовать нищим собрался?!", "Какой нормальный человек сегодня не тащит?" Хотя где-то глубоко внутри каждый понимает нужность аскетизма, но в то же время как-то "стыдно перед друзьями" и т.п. Аскетизм остался - несомненно, но утратилась его суть: можно видеть, как зимой девушки (не в обиду сказано) наряжаются "по минимуму", чтобы привлечь к себе внимание. Какую же силу воли нужно иметь, чтобы терпеть сорокаградусный мороз только ради того, чтобы показать свою красоту! С одной стороны - похвально, редкий мужчина будет столь же решительным; с другой - ту же силу воли можно использовать и в более серьезных целях, можно направить ее на помощь ближнему, а как ее не хватает во время войны. Индейцы считают, что если просто перенаправить свой аскетизм в нужное русло, можно достичь фантастических результатов в развитии своих способностей и испытать гораздо большее счастье, чем счастье от новой покупки, - счастье отдачи.



ЧИСТОТА



Что же такое Чистота? Поскольку весь окружающий мир индейцы считали творением Великого Духа, то землю они называли священной. Священным было и все то, что существовало на этой земле: животные, растения, силы природы. Ощущение единства с природ [показать]ой, стремление к гармонии с ней, взгляд на человека как на частицу живого и одухотворенного мира составляли стержень индейского самосознания, основу всей духовной жизни коренных американцев. Один из важнейших обрядов большинства племен - курение Трубки Мира - по сути, являлся молитвой (табак имел религиозное значение и применялся в самых торжественных случаях; в повседневной жизни индейцы курили смесь с добавлением ивовой коры и других растений). Каждый, кто затягивался из Трубки Мира, выпускал дым на четыре стороны света, в землю и небо. Это было своеобразным подношением божественным силам и символизировало неразрывную связь людей с ними. Чистота - это не просто чистое тело, это состояние души, понимание взаимосвязи людей со всеми живыми существами на Земле, с самой Землей. Это личностное восприятие всего окружающего мира. В 1890 году, перед лицом неизбежной необходимости идти по пути цивилизации белых людей, вождь племени сахаптинов Смохалла сказал такие слова: "Вы требуете от меня пахать землю. Это как же: взять нож и выпотрошить собственную мать? Значит, когда я умру, она не примет меня в лоно свое и не позволит мне упокоиться в нем. Вы требуете от меня выкапывать из земли камни. Это как же: вспороть матери кожу, чтобы добыть кости? Значит, после смерти я не смогу войти в ее плоть, чтобы в ней возродиться. Вы требуете от меня косить траву, сушить сено, продавать его и обогащаться, подобно бледнолицым. Но как осмелюсь я отрезать волосы у собственной матери?" Еще более известны слова вождя Сиэттла: "… Земля - наша мать. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли… Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле. Мы это знаем. Все вещи связаны - как кровью, которая соединяет семью… Мы не плетем паутину жизни - мы просто вплетены в нее. Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе". Эти изречения очень метко отражают мироощущение североамериканских индейцев. Именно подобное отношение к природе никак не могли понять европейские колонисты и американские поселенцы. Они воспринимали как "дикость и язычество" то, что индейские охотники просили прощения у убитых животных, что они смотрели на лес, землю, воду как на живых существ, что считали себя не хозяевами мира, а братьями зверей и птиц. В свою очередь, индейцев шокировало потребительское отношение белых к окружающей среде, их приводили в ужас вырубки лесов, распашка почвы, бессмысленное уничтожение бизонов и других животных. "Индейцам казалось, что европейцы ненавидят саму природу - живые леса с их птицами и зверями, покрытые травой долины, воду, почву, сам воздух", - замечает Ди Браун, исследователь культуры индейцев. Еще один пример чистоты - это восприятие мира через язык. Каков наш повседневный словарный запас? Тысяча-две слов. У Пушкина он составлял 20 тысяч слов. А у индейца… Словарь "первобытных" языков отличается таким богатством, о котором европейские языки дают лишь весьма отдаленное представление (не зря английский стал мировым языком - ведь его так легко выучить). Во многих языках североамериканских индейцев нет особых названий для обозначения цвета. Цвет всегда указывается следующим образом: данный предмет сравнивают с другим, цвет которого взят как бы за образец; например, говорят, что такой-то предмет имеет вид или цвет вороны. Так, например, коткот (ворона) служит для обозначения понятия "черный": все, что является черным, в особенности предметы блестящего черного цвета, называется именно так. Ликутан или лукутан тоже обозначает "черный", но скорее в смысле "темный"; товоро обозначает "черный цвет обугленного ореха мучного дерева"; лулуба - "черная грязь болот в зарослях манговых деревьев"; деп - "черная краска, получаемая от сожжения смолы канареечного дерева"; утур - "цвет обугленных листьев бетеля, смешанных с маслом". Все эти слова употребляются соответственно случаю для обозначения черного цвета; столько же разных слов имеется для других цветов: для белого, зеленого, красного, синего и т.д. (для сравнения: только в арабских странах существует сорок обозначений оттенков зеленого цвета!). У индейцев нет ни рода, ни вида: каждый дуб, каждая сосна, каждая трава имеют свое особое имя. Исследователи отмечают также, что у индейских племен существует специальное имя для каждого рода дождя. Даже геологические особенности почвы не ускользнули от их внимания: они имеют особые названия для каждого вида почвы, камней или скал. Оджибвеи, например, имеют особое название для солнца, сияющего среди туч, для маленьких голубых просветов, которые видны иногда на небе среди мрачных туч. У лопарей есть 20 слов для обозначения льда, 11 - холода, 41 - снега во всех его видах, 26 глаголов - мороза и таяния. Вот это и называется чистотой восприятия - отношение к Природе как к Личности. Отсутствие чистоты сердца выражается именно в овеществлении окружающего мира - мы забыли, что медведь тоже живой, что собака живая, что дуб и ель также живые, что даже мелкая гусеница и муравей - это живые существа, имеющие имена, а не мертвая материя. Если хотя бы на миг представить, что все это - просто сгустки материи, тогда гораздо легче уничтожить это "неживое вещество". Легко совершить убийство. Только мы забываем, что такое отношение к окружающему миру выливается, в конце концов, в такое же мертвое отношение к человеку. Начинается все с безразличия к чужим радостям и горю, а кончается полным пренебрежением человеческой личностью и жизнью. Ведь только в нашем мире появилось такое заведение, как "дом престарелых", куда "можно сбагрить своих стариков". Это значит, что второй столп человеческой цивилизации уже на грани уничтожения. Чем меньше мы заботимся друг о друге, чем больше мы воспринимаем друг друга как механизм достижения собственных целей, тем сильнее принципы Эпохи Меча укореняются в нашем сердце.



МИЛОСЕРДИЕ



Столп милосердия рушится вслед за столпом чистоты. Поскольку человек перестал воспринимать окружающее - и даже человека - как личность, он перестал кому бы то ни было сочувствовать. Мало кто знает, что первоначально индейцев вообщ [показать]е не считали людьми, так как о них ничего не было сказано в Библии. Некоторые католические теологи на этом основании утверждали, что жители Нового Света - существа, созданные сатаной. Для окончательного решения вопроса о "человеческом статусе" коренного населения Америки потребовалась специальная булла папы римского (!), которая была издана в 1537 году и формально признала индейцев людьми. Покушение на столп милосердия случилось в самом начале истории "освоения и покорения" Северной Америки. Индейское сопротивление в Северной Америке (без учета истории Мексики) продолжалось около 370 лет! Первая исторически зафиксированная попытка европейцев завоевать часть североамериканской территории состоялась в 1521 году, когда испанский первооткрыватель Флориды Хуан Понсе де Леон решил захватить полуостров. В бою с местными индейцами его экспедиция была разгромлена, де Леон погиб. А последней датой "индейских войн" считается 1890 год, ознаменовавшийся резней индейцев при Вундед-Ни. К тому моменту индейцы степных резерваций предприняли последнее, мирное усилие, чтобы сохранить свою культуру и духовную идентичность. Эта масштабная акция протеста вошла в американскую историю как Пляска Духов. Но после Вундед-Ни она пошла на убыль. К 1890 году сдались и последние группы партизан-апачей на юго-западе США. Между этими двумя датами - летопись беспрецедентного геноцида, направленного не просто против отдельных племен, а против всего коренного населения целого материка! Ничего подобного мировая история, в том числе история колонизации, не знала. Как только поселенцы освоили Висконсин, Иллинойс, Огайо, Индиану и южные штаты, они в очередной раз нарушили фронтир (границу между белыми и индейцами) и устремились в прерии. Первой жертвой колонизации среди степных племен стали пауни - они раз за разом уступали пришельцам свои земли. Но такие племена, как дакоты (сиу), чейенны, арапахи, юта, апачи, команчи и кайова оказали американцам упорное сопротивление, достигшее своего пика в 60-70 годы ХІХ века. Борьба с непокорными племенами Великих Равнин оказалась для США нелегким испытанием. Чтобы решить проблему раз и навсегда, американцы применили против индейцев самые изощренные и беспрецедентные карательные меры: они целенаправленно уничтожали огромные стада бизонов, охота на которых являлась для степных племен основой жизни, индейцам дарили зараженные оспой одеяла, после чего среди них вспыхивали катастрофические эпидемии. Все это привело к тому, что целые племена вымирали. Именно тогда практика "предоставления" индейцам резерваций достигла кульминации геноцида. Такие резервации создавались на самых бесплодных землях, а жившие там индейцы влачили нищенское существование, довольствуясь мизерными подачками от государства. Подобные резервации - исключительно североамериканский феномен, до такого колонизаторы не додумались ни в Азии, ни в Африке. Система резерваций стала апофеозом ненависти белых по отношению к индейцам, последним шагом на пути физического и морального уничтожения коренных жителей Северной Америки. По оценке специалистов, до открытия Америки на территории современных США и Канады проживало до 3 миллионов человек. К концу ХІХ века их численность сократилась до 200 тысяч. Апофеоз разрушения милосердия описал Стивен Кинг в своей повести "Нужные вещи", которая получила свое продолжение в знаменитом романе "Буря столетия", где люди, утратившие чистоту сердца, ставили вещи гораздо выше человеческой жизни; считали, что ради спасения многих, их счастья, можно один раз сделать гадкое дело, причинив кому-то зло. Однако практика мировой истории показала, что невозможно построить собственное счастье на чужом несчастии - даже на несчастии животных.



ПРАВДИВОСТЬ



Еще французские иезуиты в Канаде, проповедовавшие среди гуронов, ирокезов и алгон [показать]кинов Слово Божие, обратили внимание на то, что, несмотря на язычество (в христианском понимании), индейцы отличаются подчеркнутой религиозностью, причем не в смысле строгого соблюдения обрядов, а в нравственном понимании этого слова. Знаменитый исследователь родоплеменного общества Льюис Морган, известный своими трудами по истории и культуре Лиги ирокезов, отмечает у них интереснейший обряд - санундатхейвата ("собрания для покаяния"). Он сообщает, что перед каждым религиозным праздником у ирокезов происходила церемония публичной исповеди. Люди собирались вместе, и каждый, кто хотел исповедаться, брал в руки нитку белого вампума (символ чистоты и правды), признавался в своих грехах и обещал исправиться. Три столпа уже уничтожено. Но один остался - и это правдивость. Что же такое правдивость? Индейцы говорят: "Будь честным перед самим собой" - значит "сознавай, для чего тебе дана человеческая жизнь. Неужели для того, чтобы вести себя подобно свинье? Стремиться к тем же целям? Почему тогда ты не свинья? Пойми, что без аскетизма, чистоты и милосердия твоя жизнь превращается просто в животное существование", - так говорит Гитчи Маниту, Великий Дух. Правдивость - последний столп человеческого общества. С ее помощью могут быть восстановлены все оставшиеся принципы. Но тем местом, где нет правдивости, целиком владеет Эпоха Меча.



ЛЕГЕНДА О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ



Эпоха Меча поразила и практически истребила всю индейскую цивилизацию. Но только ли индейцев касается эта легенда о быке Буфалло? Если разобраться в сказаниях народов мира, то похожую легенду о быке мироздания и о том, как постепенно все человеческое общество входило в эпоху вражды и лицемерия, мы можем найти практически в каждой культуре мира. Вспомним знаменитую Вавилонскую башню. Это та самая точка отсчета, после которой, по ветхозаветному преданию, появилось множество народностей, говорящих на разных языках. Давайте теперь попытаемся разобраться, что же такое "разные языки", ведь мы часто говорим: мы не смогли найти общего языка. О чем это говорится? Европейцы с индейцами тоже не смогли найти общего языка - или просто не захотели говорить на их понятиях. Вот именно - у них были другие понятия. Другое понятие слова "любовь", слова "дружба", слова "честность", слова "красота" - а в итоге полное непонимание друг друга, как будто встречаются люди с разных планет. Просто одни уже живут в Эпоху Меча, а другие только-только соприкоснулись с ней, поэтому чистота понимания еще не утрачена в их культуре. Для одной стороны Любовь - это бескорыстное, добровольное, радостное, не ждущее ничего взамен чувство, когда ради того, кого любишь, можно пожертвовать самым ценным в жизни. Для другой стороны любовь стала обозначением плотских отношений, секса; даже понятие "любовь к Родине" уже утратило в их понимании смысл. Это называется подменой понятий: любовь - на вожделение и похоть, дружбу - на взаимовыгодное сотрудничество и т.д. Но это только подмена понятий - о перемешивании языков не идет речь; буквы остаются теми же, просто находятся в разных смысловых плоскостях, которые без Чистоты невозможно соединить в единое целое. Объяснить? Например, как по-английски будет звучать слово "земляника"? Правильно, "strawberry" - "страубери". Ничего не напоминает? "С травы бери", ведь земляника растет практически у самой земли - "земля-ника". Видите, просто разные смысловые плоскости. Если разбираться в этом и дальше, то мы сможем обнаружить подобные параллели во всех мировых языках, по типу "дерево" - "древо" - нем. "trevo" - англ. "tree". Все просто. На этот счет известный петербургский филолог Александр Драгункин опубликовал в 2005 году исследование "Пять сенсаций", в котором с филологической точки зрения доказывает, что у русского и европейских языков - единые корни. На основе этого он разработал быструю систему изучения английского языка. Для примера, взять английское weave (уиив, виив) - "ткать". Восстановить утраченную приставку с- - и получим "свить, с-вив-ать". Все дело в немного различной форме. Таким образом, не было различий в языке - просто строители Вавилонской башни утратили чистоту восприятия окружающего мира, стали вкладывать в старые понятия иной смысл. Мотыльков пленяет ослепительно яркий свет, и из-за этого они становятся жертвами огня. Так же и одурманивающий свет райских удовольствий всегда пленяет слабых людей, и они становятся жертвами огня заблуждения. Это случилось и с теми, кто строил Вавилонскую башню, - перед их глазами замерещились райские наслаждения, которые приближались якобы с каждым метром. Одна эта мысль заставила какую-то часть этих людей забыть об истинной цели строительства, и они потерялись в понятиях. Целью одних осталось прославить Бога, а целью других стало построить лестницу в Небеса - самый легкий путь к наслаждениям, обойдя при этом все нравственные законы мироздания. С этого момента их и настигло известное проклятие, послужившее причиной возникновения тысяч новых языков. А все потому, что изменилось их отношение к принципам жизни человеческого общества. Одни продолжали воспринимать правдивость в ее истинном смысле - правдивости по отношению к самому себе (быть честным с самим собой - "Кто я такой? Зачем я живу? Я это сделал только из-за своей слабости. В моих неудачах никто не виноват, кроме моего страха, гордыни и зависти!" и говорить правду о себе другим); другие стали воспринимать это качество в смысле "говорить всю правду о других, что я о них думаю". Одни продолжали воспринимать аскетизм как добровольные ограничения себя в чем-то (пище, сне, комфортности) ради более высокой, духовной цели, ради развития собственных качеств; другие стали понимать под аскетизмом получение более изысканного сиюминутного удовольствия ("Чем дольше воздерживаешься от секса - тем в тысячу раз кайфовей потом!"). Одни продолжали понимать чистоту как внутреннее состояние сознания, состояние собственных мыслей, свободу от гнева, похоти, безумия, лицемерия, жадности, лености, жестокости, гордости и зависти; другие стали видеть в чистоте лишь чистоту своего тела, собственное сердце их уже не заботило. Одни продолжали видеть за качеством милосердия личностное отношение ко всем окружающим его живым существам, в том числе к зверям, птицам, растениям, даже рекам, морям и ветрам. Другие стали понимать под милосердием сострадание к тем, "кто мне нравится" (мы защищаем сусликов от вымирания, но не обращаем внимания на тысячи скотобоен, где тысячами уничтожаются такие же животные; мы сострадаем белым людям, попавшим в ураган, но не обращаем внимания на чернокожих голодающих - история знает тысячи подобных предрассудков!). Так эти люди, говорившие прежде на едином языке, перестали вдруг понимать друг друга, хотя буквы в словах стояли на своих местах. Цели их разошлись, и, задуманное как дело всей жизни, строительство Вавилонской башни остановилось из-за возникших между бывшими братьями вражды и ссор. Так они до сих пор и не могут понять друг друга, не могут найти общего языка; условно они разделились на тех, кто сохранил способность воспринимать ценности в их подлинном свете, и тех, кто решил модернизировать старые понятия, наполнить их иным, более прогрессивным, удобным смыслом. Естественный вопрос: "Неужели все так плохо?" Нет, не все - это картина реальности, в которой мы живем, только глазами индейцев, людей, оставшихся верными заветам Великого Духа, верными своим принципам человечности. Они смогли сохранить свой человеческий облик и разум только благодаря правдивости. Это помогло восстановить быку Буфалло три оставшиеся ноги. Нам остается только делать выводы - принципы Эпохи Меча слабы там, где хранят последний столп человеческого общества.



 



http://zolopok.livejournal.com/26325.html



Алексей Рудых.



В написании статьи использованы следующие материалы: Потылико А. Североамериканские индейцы: жертвы собственного нравственного превосходства (www.mesoamerica.ru); Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1999; Ди Браун. Схороните мое сердце у Вундед-Ни. - М., 1984; Д.Ф. Купер. Последний из могикан. - М., 1978.; Л.Г. Морган. Лига Ходеносауни, или ирокезов. - М., 1983





Иллюстрации к посту, некоторые:



http://www.liveinternet.ru/photo/1793674/post6786770/



[640x480]



 




 



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия. | Быстрый_Лис - Дневник Быстрый_Лис | Лента друзей Быстрый_Лис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»