• Авторизация


ПАТ & РЕХИТ 27-07-2020 16:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Андрей Зубов
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. ПАТ И РЕХИТ



1. Смысл категории «ремеч» («люди»)

Основой египетского понимания царственности являлось то, что царь живет для людей. Царь Ахтой объяснял своему сыну Мерикара — «царь живет для вас». Как же царь живет для людей и как вообще понимали это «царское дело» в отношении людей египтяне?

Царь воспринимался египтянами не как администратор, начальник или высший судья. Да, все эти функции были, и они, быть может, даже усиливались со временем, но главное, что было важно для подданных царя, это то, что царь был спасающим, был их спасителем. Царь помогал людям войти в вечность. Для того и возникла царственность, чтобы помочь людям совершить шаг в благую вечность. Чтобы понять механизм, как это происходило, необходимо разобраться в двух очень важных категориях египетского общества, в понимании которых нет единодушия у египтологов. Это категории пат (pˁt) и рехит (rḫjt). Но прежде посмотрим на само слово «люди» (rmṯ).

Слово «люди» (ремеч), как считает Зигфрид Моренц, первоначально означало «египтяне», в противоположность «чужеземцам» (S.Morenz. Egyptian Religion). То есть это были именно жители страны Египта. Действительно, в речениях Ипувера (I переходный период) содержится своего рода плач о погибели египетской земли. Ипувер говорит, что племена пустыни (ḫȝ stjw, «ха сетиу») стали ремеч повсюду. То есть иноземцы, варвары (если говорить на греческий манер) стали египтянами, и это не менее ужасно, чем то, что, допустим, публичные женщины стали знатными дамами, а знатные дамы стали публичными женщинами. Именно это и происходит в Египте эпохи революции Первого Переходного периода, эпохи социальной смуты.

В Книге Врат (BG II, 4-5) мы также встречаем слова о том, что Гор творит ремеч наравне с азиатами (ˁȝmw, «ааму»), неграми (nḥsjw, «нехсиу») и ливийцами (ṯmḥw, «чемеху»). Все эти народы равны перед Богом. Для Книги Врат, для Нового царства, это уже нормально. В это время ремеч — часто уже просто люди. Даже не египтяне, в противоположность иноземцам, как в Древнем царстве и, по традиции, хотя и с другим смыслом — в цитированном фрагменте Книги Врат. И так до коптского времени включительно: ремеч — это люди вообще. «Египтяне» — это ремеч эн Кемет (rmṯ n Kmt, «люди Египта»).¹

Но здесь интересно мнение Геродота. Во-первых, из «Истории» Геродота (II,143) мы узнаем, что слово ремеч, по крайней мере, во времена Геродота произносилось как «пи-ромис» (где «пи» — артикль). Египетских огласовок мы не знаем. Поэтому сообщение Геродота очень ценно — оказывается, это слово произносилось как «ромис».² И Геродот пишет, что «пиромис» по-эллински означает «благородные люди» (καλοκάγαθος).³ Он не употребляет слово ἄνθρωποι, означающее «люди» вообще. Но из контекста этого рассказа вполне очевидно, что сам Геродот не совсем понимал египетских жрецов.
__________________________________
[1] Kmt (Кемет) — «черная» [плодородная земля], земля долины Нила — Египет.
[2] Отсылка к свидетельству Геродота весьма сомнительна. Греки нещадно коверкали египетские слова, часто сближая их (по созвучию) с греческими словами, имеющими схожее значение. Слово «пиромис» подозрительно напоминает pr rmṯ — «дом ремеч», а слово «ромис», также подозрительно, созвучно с греч. ῥώμης («духовная сила»).
ῥώμη, дор. ῥώμα ἡ
1) сила, крепость, мощь (ῥ. ψυχῆς Xen. — душевная сила, мужество);
2) духовная мощь, мужество (μετὰ ῥώμης Thuc. — мужественно);
3) могущество (πόλεως Thuc.);
4) вооруженные силы, войско.
[3] καλοκάγαθος (= καλὸς καὶ ἀγαθός) — термин, использовавшийся в античной Этике, составленный из двух прилагательных: καλός (прекрасный) и ἀγαθός (добрый).


Геродот рассказывает, что он сам был в храме Амона в Фивах, — и там ему показывали колоссальные деревянные статуи египетских жрецов — этих самых «пиромис», благородных людей. Причем ему показывали множество этих статуй — 345. И он вспоминает, что до него в этом храме был Гекатей Милетский, тоже греческий историк. Гекатей хвастливо рассказывал египетским жрецам, что он знает всех своих предков до 16-го колена и что его род происходит от богов. Вместо ответа, египетские жрецы повели его в храм Амона и показали ему эти бесконечные ряды статуй верховных жрецов Амона, говоря, что каждый из них был сыном предшествующего. Но египетские жрецы подчеркнули, что все они «пиромис», а не боги. То есть все они люди. Таким образом, слово ремеч (rmṯ, люди) противопоставляется слову нечер (nṯr, бог). Геродот этого не понял, но жрецы хотели сказать именно это: «ты кичишься каким-то происхождением от бога в 16-ом колене, а здесь есть жрецы Амона, которые знают свой род на протяжении сотен колен. И все они считают себя людьми».

Таким образом, слово ремеч, которое первоначально означало египтян, уже с эпохи Среднего царства четко закрепилось за людьми вообще: ремеч — это люди вообще, в отличие от богов. Это не значит, что человек не может стать богом, цель человека — стать богом. «Из человека ты стал богом», — об этом многократно говорится в заупокойных текстах египтян. Но пока человек живет на земле, он — ремеч.


2. Смысл категории «пат»

Другое слово, которое египтяне употребляли в отношении людей, это пат (pˁt). Как пишет тот же Моренц, «слово пат, которое позднее означало просто «человечество», первоначально обозначало исконных обитателей Египта в то время, когда земля была отделена от неба и бог Геб правил землей» (S.Morenz. Egyptian Religion. P. 47). То есть это, если угодно, осирические люди, жившие до восстания Сета против Осириса. Это праведники по естеству. Они жили тогда, когда еще не было смерти.

Здесь можно вспомнить 571 речение Текстов пирамид: «Создан был Пепи сей отцом своим Атумом до того, как небо возникло, до того, как земля возникла, до того, как люди возникли, до того, как рождены были боги, до того, как смерть возникла» (Pyr.1466). Или РТ 570 (§ 1462-63): «О ты, муж… принадлежащий к первоначальным, рожденный до того, как гул вошел в мир, до того, как смута вошла в мир, до того как потрясены были основания, до того как око Гора было исторгнуто, до того как оторваны были яички Сета».

То есть пат — это те люди, которые жили до того, как возникла смерть. Вспомним, что Ветхий Завет начинается с того же: Адам жил в Раю до того, как возникла смерть. Смерть возникла из-за грехопадения Адама. Но то, что в Библии сжато до повествования об одном человеке, о первом человеке — Адаме и его супруге Еве (от которых, после изгнания из Рая, возникло человечество), то в Египте представлено совсем иначе.

В Египте нигде не говорится о том, что была какая-то первая пара и что она пала в грех. В Египте говорится, что до земных царей уже были цари. Царями были боги. Были царями и Геб, и Шу, был царем и Осирис. И при Осирисе, из-за убийства Осириса Сетом, и пришла в мир смерть. То есть идея бессмертия в Египте трактуется совершенно иначе, чем это принято в Библии и чем это принято у многих других народов, которые так или иначе следуют библейской версии.

Итак, если прав Зигфрид Моренц, первоначально пат — это те люди, которые были до того, как вошла в мир смерть. Потом мы опять встретимся с пат, это будут люди Египта, но мы должны помнить это первоначальное, древнейшее значение слова.

В Книге Врат говорится о ликующих в инобытии: «Они совершают прославления Ра на Западе. Они превозносят Гор-Ахти (Ḥr-ȝḫtj).⁴ Те, кто признавали Ра, когда жили на земле, кто приносили свои приношения тем, кто в своих обителях, их слава (т.е. их бытие как блаженных аху⁵) пребывает в святом месте Запада. Взывают они к Ра — привет Тебе, Ра, да пребудешь Ты близ инобытия! Хвала Тебе, да войдешь Ты в святость свернувшегося кольцами [змея Мехена].⁶ Отвечает им Ра: принадлежат вам приношения ваши, о блаженные (хотептиу).⁷ Ибо был я счастлив тем, что соделали вы для меня, когда воссел я на Востоке небосклона, когда воссел я во дворце Ока Моего (т.е. на земле). Их приношения — это восхваления Ра на земле» [BG I: 252-257].
__________________________________
[4] Ḥr-ȝḫtj — Гор [восточного] горизонта (ȝḫt), места, где рождаются боги, солнце и звезды.
[5] ȝḫw — чистые, сияющие духи;
[6] Mḥn — Мехен, бог-защитник Ра. Изображался в виде змея, извивающегося вокруг бога солнца Ра во время его ночного путешествия по Дуату.
[7] Т.е. ḥtptjw (те, кто приносили приношения на земле) теперь, после смерти, сами получают приношения.
ḥtpt — предложения, подношения (от ḥtp — мир, умиротворение).


pr_rn (700x417, 601Kb)
Змей Мехен, извивающийся вокруг Хнума-Ра. Гробница Рамсеса I.

Здесь пат — это те, кто служат Ра. Они продолжают служить Богу независимо от того, что смерть вошла в мир. Да, смерть вошла в мир, но те люди, которые не смущаются этим (а ведь вошла в мир не только смерть, но, как мы видим в РТ 570 [§1463] и злоба, и грех), которые продолжают приносить приношение богам и умершим, то есть жертвовать собой ради других, они — пат. И их спасает cам Ра.

И теперь мы можем взглянуть другим взглядом на один христианский текст. В Каноне Кресту 3-ей недели Великого Поста, написанном Федором Студитом, есть такие слова: «Воскресл еси смерть упразднив, якоже великий царь, от адовых сокровищ воззвал еси нас в наслаждение Царства Небесного, в землю бессмертия» (Утрен. 6.1). Это, конечно, о Христе. Он упразднил смерть и воззвал людей в наслаждение Царства Небесного, как великий Царь. Разумеется, можно сказать, что это чисто художественная метафора. Но я думаю, что нет. Я думаю, что для Федора Студита было важно, что великий Царь — это Царь, который побеждает смерть и помогает преодолеть смерть своим подданным. Таким великим Царем является Христос, и своих верных чад, верных христиан, он приводит в вечность. Федор Студит говорил об этом не на пустом месте, и когда он называет Христа «великим Царем», он имеет в виду то представление о царе, которое было до Христа. Ведь и в Риме жреческий титул императора был Pontifex Maximus — Великий Мостостроитель, то есть тот, кто созидает мост (pontis) с земли на небо.⁸ И этот императорский титул наследовали епископы Рима. Об этом уж точно Федор Студит отлично знал. А поскольку в древнем Израиле такого представления как раз не было — в древнем Израиле царь никогда не считался спасителем, Спасителем всегда считался Бог, — то речь идет, конечно, о царях Рима, Месопотамии и Египта, и это рефлексия на ту веру, что «царь спасает».
__________________________________
[8] pontifex, -icis m понтифик (первоначально «мостостроитель»), верховный жрец в античном Риме;
pons, -ntis m мост;
fixus, -a, -um 1) крепкий, прочный, незыблемый, неподвижный, прикрепленный.


Нам очень трудно различить в Текстах пирамид те моменты, которые являются общечеловеческими, от специфически царских. В этих текстах, безусловно, есть и то, и то. Но представления, что царь не будет осужден, что царь не познает смерти, постоянно присутствуют в Текстах пирамид.

Посмотрим, например, 425-ое речение: «О Осирис-Пепи, да будешь ты защищен. Я даю (sḏm n.f) тебе всех богов, достоинство их и все достояние их, дабы ты не познал смерти» (Pyr. § 775). Т.е. Пепи (или просто как любому человеку, или как царю) дается достоинство всех богов, дабы он не познал смерть.

Или знаменитое 219-ое речение: «Если Осирис не осуждается — Унас этот не будет осужден. Если Осирис осуждается — Унас этот будет осужден (нехеп — осуждение, от hp — закон)» (Pyr. 167). Т.е. Унас не осуждается потому, что не осужден Осирис. Значит, Осирис и Унас — одно целое. Только если Осирис будет осужден, то может быть осужден и Унас. Но Осирис осужден быть не может, он праведник по определению, поэтому и Унас не может быть осужден. Мы не знаем наверняка, царский это текст или общечеловеческий, но для египтян было очень важно, что царь не осуждается.

В 570-ом речении есть очень интересное место, и оно несколько раз встречается в Текстах пирамид: «Я избежал дня своей смерти, как и Сет избежал дня своей смерти» (Pyr. 1453).

Сет совершил преступление, он убил Осириса, и суд признал его виновным, но Сет был помилован, он не был убит, не был казнен, он избежал дня своей смерти. Это тоже очень важный момент, что речь идет о помиловании. И мы понимаем, что древняя формула соединения Гора и Сета в царе (супруга царя именуется той, «которая взирает на Гора и Сета», то есть на царя) означает право царя на власть давать жизнь и осуждать на смерть. Но, в то же время, это принцип помилования. Царь ожидает помилования, но не только для себя. Он ожидает помилования для всех людей, которые связаны с ним положительным образом, то есть для пат.


3. Смысл категории «рехит»

И здесь мы переходим к другому моменту — речь пойдет о рехит (rḫjt). Слово рехит очень древнее. Его этимология неизвестна. Но важно, что рехит изображали такой хохлатой птичкой, похожей на чибисаpr_ra (332x156, 13Kb) (vanellus cristatus). Часто это была птичка с перебитым крылом, которая не может взлететь, которая сидит на земле.

Первоначально рехит — это мятежники. Именно так они изображены в образах птиц на древнейших булавах царя Скорпиона и на Палермском камне, а также и в Текстах пирамид, и в Текстах ковчегов. Рехит — это противники Бога и противники царя. И в юридическом, и в этическом смысле слово «рехит» соединено с категориями зла и мятежа. Оно может относиться как к египтянам, так и к иноземцам. К иноземцам, естественно, чаще. Но важен сам факт, что это птица, которая не может взлететь, птица с переломанным крылом. Духовная суть каждого человека потенциально предназначена к полету, к жизни вечной, к тому, чтобы стать богом. Но своими грехами, своими преступлениями человек себя обрекает на то, что он не может взлететь. Вспомним знаменитое речение Текстов пирамид, гласящее, что боги взлетают, а люди погребаются, люди скрываются (Pyr. 459a). В этом речении употреблено слово ремеч, но вполне могло быть употреблено и слово рехит, поскольку речь идет о тех, кто не может взлететь.

pr_bs (353x397, 210Kb)
Булава царя Скорпиона из Иераконполя (додинастический период),
с повешенными птицами в верхнем регистре.
Оксфорд, Эшмолеанский музей.

Алан Гарднер считал, что рехит — это «плебеи», «простолюдины», «чернь», а пат — это «знатные», «патриции» (Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica, vol. I). С другой стороны, в словаре Эрмана и Грапова термину рехит придается нейтральное значение — «подданные», «народ», «люди» (A.Erman, H.Grapow. Wörterbuch der ägyptischen Sprache). И, наконец, в целом ряде текстов, и это тоже отмечается в словаре Эрмана - Грапова, о рехит говорится как о враждебных существах, которых надо побивать или отгонять от Египта. Но первоначальный смысл состоит именно в том, что это не просто люди, и не плебеи, а люди недостойные, грешники. Те, кто не могут достичь Неба.

Иноземцы же именуются рехит потому, что у иноземцев нет тех священных ритуалов, которые есть у египтян. И, соответственно, они не могут спастись. Египтяне так думали очень долго, до самого позднего времени. В знаменитой надписи Кадешской битвы Рамсеса II говорится (в обращении к Амону): «Что Тебе, о Амон, эти азиаты (ˁȝmw), жалкие, не ведающие Бога (ḫmw nṯr)?». Или в папирусе Сольт: «Азиаты не должны входить в этот Дом Жизни, не должны видеть того, что в нём» (Pap. Salt 8 25.vii.5). То есть для азиатов закрыты таинства, они не посвящены в таинства, и они не должны их видеть.

И в храме Хнума в Эсне (это уже эллинистическое время) в навечерие великого праздника Опет, который тоже связан с таинствами, даются следующие указания: «Не дозволяйте азиату (ˁȝm nb) входить в храм (ˁḳ r ḥwt nṯr), будь он стар или юн» (Эсна 197.20). То есть очень-очень долго к азиатам, и вообще ко всем иноземцам, относились как к людям, у которых не может быть никаких посвящений, никаких религиозных обрядов, и поэтому они рехит, «не способные взлететь».

С другой стороны, частое употребление слова «рехит» в составе титулов знати, чиновников подчеркивает, что они управляют рехит. Это и привело ученых к заключению, что рехит — это profanum vulgus, низшие классы. Но на самом деле смысл был иной. Этот смысл заключается в том, что главной задачей вельмож было не управление народом (хотя, наверное, и это тоже), но помощь людям в том, чтобы перестать быть рехит, чтобы из рехит превратиться в пат, не социально, а мистически, то есть открыть им возможность спасения. Простой народ действительно может быть не знаком с ритуалом, и его надо учить, просвещать, спасать. Поэтому «повелевающий рехит», «управляющий рехит» — это почетный титул чиновников.

В одном из иероглифических начертаний рехит, птичка ибис, но с человеческими ручками, или лежа на земле, или стоя на своих лапках, со здоровыми крыльями, изображена в молитвенной адорации к Богу. Дело в том, что в очень многих храмах есть надписи, в которых говорится, что рехит поклоняются своим владыкам, что они молятся Богу, просят его о помиловании. Это все говорит о том, что рехит, в принципе, это грешники, но они могут становиться и молитвенниками, и праведниками.


4. Царь — спаситель рехит

Но давайте теперь посмотрим употребление слова рехит в древнейших текстах — в Текстах пирамид.

Древнейшие варианты слова «рехит» встречаются в пирамиде Унаса. На западном фронтоне погребального покоя его гробницы начертано 230-е речение, содержащее надписи с заклинаниями против змей и скорпионов — символов смерти — второй смерти, которая наступит после смерти первой. Рехит упоминаются как существа, находящиеся под покровительством некоего Меджера: «Небо заклято (букв. обвито), земля заклята. Меджер, который позади рехит, заклят. Заклят Бог-чьи-глаза-слепы (букв. чья-голова-слепа). И ты сам, Скорпион, будешь заклят» (Pyr. § 233 b – 234 a).

И рехит, и Меджер (находящийся позади рехит)⁹ несут в себе негативную коннотацию. Под именем «Меджер» здесь, скорее всего, выступает Сет, как враг и убийца Осириса. И он заклят, поэтому он не может причинить зла Унасу.
__________________________________
[9] В египетском символизме, бог, стоящий за человеком, является его покровителем.


В гробнице Унаса, а также Пепи I, в 307 речении упомянут Нефертум как глава рехит (ḥrj-tp rḫjt): «Унас сам [обитатель] Иуну (Гелиополя), тот, кто был рожден в Иуну, когда Ра был главой Двух Девятериц богов и Нефертум, несравненный, был главой рехит, наследником своего отца Геба» (Pyr.§ 483 а).

Нефертум (Nfr-tmw) — это цветущий Атум, «цветущая полнота». Это может быть Осирис, это может быть и Гор, но, скорее всего, здесь имеется в виду Осирис — он был главой рехит.

Т.е., с одной стороны, позади рехит стоит Меджер, а, с другой — главой рехит является Осирис. Здесь можно вспомнить знаменитые слова Христа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). В этом смысле главой грешников является Христос. За спиной грешников стоит сатана, который их побуждает на грех, а Христос им помогает спастись и измениться к лучшему. Мы видим этот же двойственный смысл и в отношении рехит. Царь должен, с одной стороны, оберегать страну и народ от грешников, а, с другой стороны — исправлять и спасать грешников. И это очень древний принцип.

В Текстах пирамид, в одном из первых речений, Гор провозглашается «владыкой пат» (nb pˁt) (PT 21, §14d). Причем слова о том, что Гор — владыка праведников, связаны с царем уже умершим — в нашем смысле слова, а в египетском — вознесшимся. Он венчается короной уререт¹⁰ в небесном Иуну, и, следовательно, он — владыка тех пат, которые уже в Вечности, в божественном мире спасенных праведников.
__________________________________
[10] wrrt — уререт, великая триумфальная корона Осириса, кеглеобразной формы с двумя страусиными перьями по бокам.


И в Текстах ковчегов встречается титул Гора как владыки пат (СТ 18; 29; 73), а главой рехит называется сам Ра (СТ 746). Помните евангельские слова о том, что Бог «повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45)?

В одном древнем тексте из пирамидного храма Сахура в Абусире (Сахура — это второй царь V династии, правивший задолго до Унаса) сказано: «Сердца всех рехит покорены для тебя богами» (Urk. I, 168, 14). В подобной же фразе из Белого храма Сенусерта I (начало Среднего царства) вместо рехит стоит пат: «Они (боги) покорили для тебя (царя) сердца пат» (Lacau P., Chevrier H. Une chapelle de Sésostris I-er à Karnak. Le Caire: l'Institut français d'archéologie orientale). И в этом принципиальная разница между Древним и Средним царствами.

В эпоху Сахура монархия только возникла, всего за несколько веков до того, и монархическая концепция была еще очень живой, она еще не пережила кризиса Первого переходного периода. Ясно, что царственность возникла для рехит, чтобы сделать их пат, а не чтобы оградить праведников от грешников. Поэтому в заупокойном храме говорится, что «сердца всех рехит покорены для тебя богами», — то есть речь идет о людях, которые отдали свои сердца царю Сахура. А уже после Первого переходного периода в храме Сенусерта I говорится о том, что «боги покорили для тебя сердца пат (праведников)». А рехит, которые восстали и свергли монархию и учинили великое бесчинство (что описано в Речениях Ипувера) — их сердца не покорны царю.

Но и в Текстах пирамид, и в Текстах ковчегов сохраняется эпитет Бога «хери-теп рехит» (ḥrj-tp rḫjt — букв. «тот, кто над рехит»). Т.е. тот, кто над грешниками, кто над нечестивцами, которых надо сделать праведниками.

В этом смысле особенно интересно 491 речение Текстов пирамид, где говорится о Пепи I Мерира: «Гор дарует мне этот его хлеб, которым он удовлетворил своих рехит. (Я) вкушаю его с ними» (PT 491, § 1058). Это удивительный текст. Оказывается, Гор дает свой хлеб рехит, а мы знаем, что значит давать хлеб — что такое совместная трапеза.

Когда в Ветхом завете иудеи приносят в жертву быка или барана и вкушают его мясо перед Богом, сжигая какие-то части на жертвеннике, и дым от всесожжений поднимается в небо — они таким образом разделяют трапезу с Богом, они соединяются с Богом — именно в этом состоит главный смысл жертвы. А совсем не в том, что люди «кормят» Бога — против этого не единожды восстает Бог и в псалмах Давида, и в словах пророков: «Ем ли я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (Пс. 49:13).


5. Рехит, лишенные спасения

Когда Гор дает хлеб рехит и когда умерший царь вкушает его с рехит, то это означает, что рехит достойны стать пат, что они достойны стать одиным целым с царем.

В Новом Царстве часто употребляется формула: «поклонение рехит, дабы они были живы» (dwȝ rḫjt ˁnḫ sn). Когда рехит поклоняются Богу, они перестают быть рехит — постепенно, не в один момент. Отсюда это излюбленное египтянами изображение рехит в виде птичек с ручками, сложенными молитвенно.

Но, с другой стороны, в Текстах пирамид говорится: «Возвеличьтесь (wr) вы, владыки, сокройтесь (jmn) вы, рехит перед Унасом, ибо Унас — Бабуин, Владыка ночного неба, Бык (=властелин, предводитель) бабуинов. Жив тот, о ком он не ведает» (PT 320).

Египетское «имен» (jmn, «сокройтесь») означает, что рехит станут невидимы перед Унасом. Таким образом, в этом речении из пирамиды Унаса говорится о том, что Унас воскресает, что он проходит небесные врата. А перед этим есть очень красивая фраза: «Унас осветил ночь, послал Унас часы-звезды, воссияли Силы и удостоили Унаса быть Баби (bȝbj, бабуином). Унас сей — сын Неведомой (Jhmt, Ихмет). Родила она Унаса для того, чей лик желт, Владыки ночных небес».

И после этого говорится, чтобы скрылись рехит. То есть те рехит, которые не стали пат, которые остались грешниками, которые отвергли владычество Унаса над собой в земной жизни, когда Унас был царем. Они не захотели стать пат, и поэтому они остались рехит. И они должны скрыться, они должны уйти, и, по всей видимости, они не спасутся.

Царь поднимается на небо, небесные двери и врата отворяются для него, но они отталкивают, не пускают (ḫsfw) рехит. Грешник войти в небесные врата не может. Вспомним Откровение Иоанна Богослова о Новом Иерусалиме, сходящем с Неба: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи…» (Откр. 21:27).

Речение 373 — одно из наиболее важных из упомянутой группы речений. Впервые оно появляется в пирамиде Тети и затем полностью воспроизводится в гробницах Меренра (VI династия, ок. 2255-2246 до н.э.) и Пепи II. Некоторые фрагменты этого речения сохранились на деревянных и каменных ковчегах периода X-XII династий из Саккары (самые ранние варианты). Фрагмент этого же речения содержится в текстах восточной стены гробницы Сенмута в Фивах (XVIII династия) и на ковчеге Анх-хапа из Саккары (персидский период, V в. до н.э.). Это речение особенно важно, поскольку оно говорит о дверях, о вратах, которые не пускают рехит: «Стань у дверей, которые не пускают рехит. Страж-привратник (ḫntj-mnwt.f) выходит к тебе, берёт он руку твою и ведёт тебя на небо к отцу твоему Гебу». (PT 373, § 655 b).

В речении 297 Текстов ковчегов (CT IV, 50) аналогичный текст говорит о том, что врата, закрытые для рехит, открыты для умершего, богиня письма Сешат определяет ему обитель, где он может пребывать. В пояснении к варианту этого речения сказано: «Что касается того, кто знает это речение, он будет у портала небесного, когда уйдёт к своему Ка» (Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Coffin Texts: 3 Vols. – Warminster: Aris&Phillips Ltd. – Vol. II). А рехит не смогут там быть, они будут отторгнуты.

В Текстах пирамид говорится, что небесный лодочник, египетский Харон, который переправляет богов, может перевезти царя на небо, ибо нет осуждения (srḫw) его ни живыми, ни мертвыми, ни гусем, ни быком¹¹ (PT 270, § 386 а).
__________________________________
[11] Белый гусь (Великий Гоготун) — священный образ Амона-Ра — снес Мировое яйцо в египетской космогонии. Бык — это частый образ Осириса и образ Ра. С другой стороны, гусь и бык — наиболее частые объекты жертвоприношений.


Взойти на Небо может только тот, кто не осужден. И задача царя помочь людям перестать быть рехит, и помочь им взойти на Небо. При этом характерно, что царь в Древнем царстве имеет власть определять не только земную, но и посмертную судьбу своих подданных.

В царском указе конца Древнего царства говорится о том, что царь мог лишить нарушителей Маат земных владений и не дать им стать «во главе аху» (т.е. Осирисом — «первым среди западных») в мире ином. Такие нарушители Маат связывались по рукам и ногам как «осужденные царя Осириса» (т.е. последователи Сета).

Оказывается, что наказания этого мира: связывание, бичевания, в крайнем случае, даже смертная казнь — это то, что ждёт грешника и после смерти. Но почему смертная казнь в Египте была так мало распространена? Да по той простой причине, что задача царя была не убивать, а исправлять, делать из рехит пат. Поэтому казни подвергался только неисправимый грешник, кто совершал тягчайшие преступления. Царь Ахтой говорил царевичу Мерикара: «Никого не лишай жизни, неполезно это тебе, наказывай лучше битьем». Побивание палками может вразумить преступника, казнь — никогда.

В 650 речении Текстов пирамид говорится о царе:

Его сын (Гор) наделяет Пепи Неферкара сего жизнью,
Он расширяет радостью его сердце,
Он наполняет сладостью его сердце.
Он основывает (букв.: возделывает мотыгой) для него [землю] Юга,
Он основывает для него землю Севера.
Он сокрушает для него крепости Азии,
Он стряхивает для него всех мятежных рехит под пальцы его
.
(PT § 1836-1837)

Мятежные рехит — те, кто не хотят исправляться, кто не молятся, кто, напротив, пытаются самоутвердиться против царя-спасителя, они стряхиваются под пальцы его ног, то есть он их попирает.

В аналогичных текстах более позднего времени, записанных в пирамиде царицы Нейт, говорится о том, что для нее открыты врата, «отгоняющие ливийцев» (ḫsfw ṯḥnw) (Nt 735-736: R.O. Faulkner. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Supplement of Hieroglyphic Texts.). А в последней пирамиде, где были найдены речения — в пирамиде Иби (VIII династия, ок. 2109-2107 до н.э.), говорится о вратах, отгоняющих финикийцев (fnḥw) (Aba 537-538: R.O. Faulkner. The Ancient Egyptian Pyramid Texts). Это было время смуты, когда страну пытались захватить иноземцы, и у любого народа в этой ситуации возникает ненависть к иноземцам. И рехит, которых отгоняют, подобны ливийцам и финикийцам, это не подданные как таковые, а это мятежные подданные, потому что финикийцы и ливийцы в данном случае, в эпоху Переходного периода, в эпоху смуты — это чужаки и захватчики. Слова «рехит», «ливийцы» и «финикийцы» употреблены в приведенных речениях в сходных смыслах.

Характерно, что в Текстах пирамид царь входит во врата, которые закрыты для ливийцев и финикийцев, потому что он обладает атрибутом царской власти — скипетром аба (ˁbȝ), и он правитель девяти луков — Песеджет (PT § 1915 b; § 2223а). Лук — это образ действия на расстоянии. Песеджет (psḏt) очень часто связаны с рехит.

Девять луков и рехит изображают часто вместе. Рехит — это и те, кто далеко за границами Египта испытывают власть египетского царя. А луки символизируют дальние страны не потому, что там лучники, а потому, что власть египетского царя распространяется далеко, за границы Египта. И даже там, за пределами Египта, рехит могут стать пат, если они признают власть царя и будут ему следовать, а потом, может быть, и войдут в ритуальный мир Древнего Египта.

Положение рехит (будь они египтянами или иноземцами), как нарушителей Маат, мятежников, преступников и святотатцев было практически неизменным, как на земле, так и в инобытии. Шеи таких Рехит перерезались ножом, их вешали на веревках, бросали под стопы царя, как жалких птиц, вместе с Девятью луками. Они безжалостно уничтожались Гором и его «Белым Оком» [CT 857 = VII 60]. Некоторые из этих образов явно связаны с воспроизведением ритуала победы Гора над Сетом и его приспешниками — врагами хефтиу (ḫftjw). Уничтожение рехит-хефтиу означало полный триумф царя как полновластного владыки загробного царства.


6. Два типа рехит

Все рехит делятся на две группы: те рехит, которые молятся и стремятся стать праведниками, и те рехит, которые не стремятся и поэтому гибнут. Неисправившиеся рехит ввергались в подземные чертоги Осириса под его бдительный надзор, но даже пребывая во мраке преисподней, они и оттуда могли угрожать умершему (CT 741 = VI, 368).

Человек с негативными качествами рехит воспринимался, подобно Сету, как злодей, отягощенный многими пороками. По смерти он не мог достичь Запада, его тело бросали в пустыне на съедение хищным птицам (Pap. Chester Beatty III, rt. 11,8: A. H. Gardiner. Hieratic Papyri in the British Museum, third series: Chester Beatty Gift. Vols. 1-2). В этом же папирусе говорится, что видеть во сне птицу с надломленными крыльями было плохим предзнаменованием: оно сулило быть осужденным на загробном суде (Pap. Chester Beatty III, recto 8,9).

Из гробничных надписей частных лиц Древнего царства известно, что человек с безупречной репутацией (jmȝḫw) перед Богом, царем и людьми надеялся достичь небесного мира. Верность царю была одним из важных залогов для осуществления этих надежд. Пат — люди, которые преданы царю, согласно Текстам Пирамид воспринимались как члены плоти своего господина. Речение 268, § 371а Текстов Пирамид в этом смысле исключительно важно, оно воспроизведено практически во всех пирамидах Древнего царства. В нем говорится, что царь спасает (nḥm, букв.: «забирает») пат как члены плоти своей.

Поэтому пат — это те, кто находятся в теле царя, и те, кто, как часть тела царя, забираются им на небеса, как это и звучит в важнейшем 268 речении Текстов пирамид. Т.е., оказывается, что пат — это те, кто в теле царя. А кто в теле царя? Это не его родственники, не его вельможи (вельможи тоже разные бывают), это все те, кто верны ему, все, кто следует воле царя как земного воплощения Бога, все, кто следуют Маат — все они пат, и они спасаются царем. Царь оказывается спасителем. Вот потому-то царь «живет для вас», что он спасает: одних, как пат, он ведет с собой в Царство Небесное, других (рехит) он пытается исправить и сделать их пат, а те, кто неисправим, те отвергаются им и лишаются всего. Отсюда и символика наделения царем заупокойным инвентарем своих верноподданных.

В Папирусе Весткар (Pap.Westcar, 7, 21-22) рассказывается о том, что когда царевич Джедефхор приходит к волшебнику Джеди и приглашает Джеди к своему отцу Хеопсу, всячески пытаясь заманить его, он говорит: «Ты будешь вкушать яства, которые дарует царь, пищу тех, кто следует за ним. Он поведет тебя во время доброе к отцам твоим, пребывающим под Богом (в некрополе)». То есть царь приведет тебя в Инобытие. Следовательно, в эпоху V-VI династий, когда записывались повести Папируса Весткар, это было твердое знание твердой веры, которая была и в эпоху III-IV династии. Царь и здесь дает тебе пищу как символ единства с собой, и там ведет тебя в Царство Небесное. Так что царь действительно «живет для вас».

Но те, кто восставали против власти царя, лишались гробницы, их имя предавалось проклятию, и потомки их не могли больше владеть их должностью. Повсюду на Востоке, в том числе и в Египте, хороший вельможа передавал своему сыну свою должность, семейное преемство должности — процесс хотя и не вечный, но долгий. Противодействие царю пресекало и это преемство.

С другой стороны, царские дары заупокойного инвентаря всегда назывались, всегда фиксировались в гробничных биографиях. Моренц пишет в «Религии Египта»: «То, что для современного человека звучало бы грубым намеком, совершенно положительно воспринималось египтянами, которые с глубоким вниманием относились к смерти и полагали, что гробницы должны быть хорошо снабжены всем необходимым, дабы обеспечить умершему благое пребывание в инобытии» (Morenz. Egyptian Religion. Ithaca). Например, в одном из самых ранних дошедших до нас текстов врач Ненехсехмет говорит о том, что царь Сахура подарил ему гробницу (Urk.I,38) — это примерно середина III тысячелетия. Царедворцу Уни, надзирающему за Верхним Египтом, царь дарит ковчег из песчаника «из Туры» (Urk 1.99). Известно множество подобных примеров от самых ранних до поздних.

Поскольку царь — Гор, сын Осириса, то царь давал дары усопшим как Осирису, а в грядущем соединении спасал усопшего, ибо дары царя не что иное, как Око Гора. «Все, что будут приноситься тебе на земле — это Око Гора» (BD 125). И дары царя — это то, что должно было воскресить умершего. На трех гробах из Дейр-эль-Бахри (Фивы, XII династия, ныне они хранятся в Берлине), есть надпись: «Я чист, я очищаю стол приношений холодной водой и воскурением благовоний. Я избираю то, что предо мной на столе приношений. Царский дар (jḫt nswt): чисто (jw wˁb) все, что делается для меня. Царский дар: чисто все, что делается для сути моей. И я чист и оправдан (mȝˁ-ḫrw )» (СТ 831. vii,31).

Здесь мы видим, что царь приносит в дар жертвы, и мы знаем, что жертвенная формула гласит, что дары приносит царь и Анубис, а с конца Древнего царства — царь и Осирис. Царь-Гор – как владыка живых, и Осирис — как владыка мертвых, приносят жертву — Око Гора, для оживления умершего. И мы понимаем, насколько велика роль царя.

В Новом царстве это знание формально сохранялось, мы не знаем до конца, верили ли в это, ведь было несколько кризисов, были цареубийства, были времена смуты. Но в XI веке до н.э. Рамсес III повелел выбить следующую надпись: «Силен ты (Амон-Ра), да будет известно это по всей нижней стране (tȝ) и по всей нагорной стране (ḫȝst), что ты есть источник власти царя, сына твоего, супротив всей нижней страны и всей нагорной страны. Ты даешь победу стране Египта (tȝ n Kmt), твоему единственному уделу (pȝj tȝ wˁtj), не рукой воина или иной, человеческой, но только великой силой твоей, дарующей спасение» (H.W. Helck, ZÄS, 83, 1958, Pl.III, ll.10-11. – p.35). Амон-Ра через царя, давая ему победу, дарует спасение людям.

Иная участь была у злодеев, алчных, врагов и мятежников — то есть у тех, кто в качестве рехит восставал против божественного порядка, против Бога, царя и добропорядочных людей. Здесь, на земле, их ожидал суд и расправа, а после смерти они лишались погребения и своих имен, и врата в мир небесный были закрыты для них навсегда.

В определенном смысле все люди — рехит, так же как в Библии говорится: «Всяк человек — ложь» (Пс. 116). И в Послании к Римлянам апостол Павел повторяет эти слова: «Бог верен, а всяк человек лжив» (Рим. 3:4). Египтяне не сомневались в испорченности человеческой природы. Вспомним 1130 речение Текстов ковчегов, где Бог-Творец говорит: «Я не творил лжи, это они сами извратили свою природу». Каждый, в некотором отношении, грешник, творящий зло, алчный, то есть живущий для себя. Рехит по человеческой природе своей склоны к беспорядку, и поэтому иногда рехит — это все люди. И главная задача того, кто обладает властью, как говорится в Поучении Мерикара: «Удалить вражду от рехит, умиротворить и удовлетворить (sḥtp) их».

Стараясь жить в соответствии с Маат, египтяне надеялись с помощью ритуалов преодолеть свою испорченную сущность, и, тем самым преобразить свою смертную природу в божественную и стать богоподобными на небесах. Постепенно эта идея даже распространялась на другие народы. Гимн Нового царства звучит следующим образом: «Различны наречия людские и их природы, различен цвет кожи их, ибо так различил ты народы, но ты всем им подаешь благо», — это Амарнский гимн, большой гимн Атону.

Наконец, очень символично, что во время коронации существовал обязательный обряд — царь выпускал стрелы на четыре стороны света и освобождал птиц, и они улетали. Это очень характерный знак. С одной стороны, царь показывал, что его власть распространяется на четыре стороны света, он — вседержитель (nb-r-ḏr), а, с другой стороны, он освобождает грешников — рехит. На всех четырех сторонах света он, распространяя власть до пределов земли, помогает грешникам стать праведниками, помогает этим птицам с переломанным крылом взлететь.


_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПАТ & РЕХИТ | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»