• Авторизация


ВЕСТА 29-06-2019 07:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Поляков Евгений Николаевич
ОБРАЗ БОГИНИ ВЕСТЫ В КУЛЬТОВОМ ЗОДЧЕСТВЕ ДРЕВНЕГО РИМА


Веста (лат. Vesta, греч. Ἑστία), в древнеримской мифологии, считалась дочерью Сатурна (Saturnus) и богини Опы (Ops), была богиней священного очага городской общины, курии, каждой семьи и жилища в целом.vesta (489x679, 106Kb) Поскольку родной дом и домашний очаг были основой римского общества, Веста была очень почитаема. Ее даже причислили к пенатам — богам-хранителям и защитникам Рима. Поэтому все магистраты, вступая в должность, приносили ей особые жертвы (Macrob. Sat. III, 4, 6). Изображалась она с покрытой головой и с патерой, а также факелом, скипетром или палладием в руках. Оскорбление Матери Рима считалось непростительным грехом.

«Держится силой земля. Имя Весты — «стоящая силой»;
Имя богини еще в греческом есть языке.
Пламени место — очаг, он горит, а отсюда и имя,¹
В древних домах впереди строился всюду очаг.
Слово отсюда у нас «вестибул».² Коль молимся Весте,
«Первое место тебе!» — мы ей тогда говорим»…
(Овидий, Фасты, VI, 299-304)

Культ Весты, восходящий к древнейшим традициям, был тесно связан с главными святынями Рима — с палладием,³ привезенным Энеем из горящей Трои (он хранился в храме Весты как залог мощи государства), и с регией (жилищем царя).⁴ Все обряды вершились жрицами-весталками (Vestales, Vestae virgines).
_______________________________
[1] Попытка вывести имя богини из vi stans («стоящая силой») выглядит крайне не убедительной. Не спасает даже попытка поставить перед stans («стоящая») приставку ve- (vae-), служащую для усиления значения слова. Латинское имя богини, видимо, имеет греческие корни. Скорее всего, Vesta является производным от греч. формы имени Гестии (Ἑστία) — Εὐεστία («Евестия») или εὖ Ἑστία («Благая Гестия»). Подобную форму имени имела, например, и богиня Тюхе — Εὐτυχία (Евтихия, Εὐ-τῠχία). Весталки также почитали еще одну «благую» богиню, чье имя было сакрально, поэтому ее именовали просто Bona Dea («Благая богиня»).

Ἑστία, эп.-ион. Ἱστίη, Ἑστίη ἡ Гестия (дочь Кроноса и Реи, иногда отожд. с Реей; богиня-хранительница домашнего очага, позднее тж. города, всей Эллады, и, наконец, всей земли, как средоточия мира) HH., Hes., Pind.
ἑστία, ион. ἱστίη, дор. ἑστίη ἡ
1) домашний очаг (где находились домашний жертвенник и изображения семейных богов);
2) семейный очаг, родной дом;
3) перен. обиталище (χθόνιος ἑ. πατρός Soph. — подземное жилище, т.е. могила отца);
4) семья, семейство (αἱ ὀγδώκοντα ἱστίαι Her.; ἑστίας ἄμοιρος Xen.);
5) род, потомство (Γλαύκου Her.);
6) жертвенник, алтарь, святилище (ἑ. βουλαία Aeschin. — алтарь в βουλή).
Bona Dea f Благая богиня, богиня целомудрия.

[2] vestibulum, -i n 1) передний двор дома; 2) вход; 3) преддверие.

[3] Палладий (греч. παλλάδιον, лат. palladium) — статуя Афины Паллады (Παλλὰς Ἀθηνᾶ — Афина воительница, от πάλη — «сражение»).

[4] regia, -ae f 1) царский дворец, двор; 2) царская палатка в лагере; 3) двор, царская фамилия, царь и придворные.


Служительницами Весты становились девочки 6-10 лет из знатных римских семей, которые в течение тридцати лет обязаны были хранить целомудрие. Нарушительницу заживо закапывали в землю либо замуровывали в стену. Первой весталкой, по преданию, была Рея Сильвия — мать Ромула и Рема. При царе Нуме было четыре весталки, затем их число увеличили до шести. Эта традиция оставалась незыблемой вплоть до падения Римской империи. Одежда весталок состояла из длинного костюма, вышитого по краям пурпуром, и широких головных повязок. Жили они в Доме весталок, возведенном рядом с храмом. Отдыхая, прогуливались в своем саду, украшенном статуями знаменитых жриц.

vestali (700x403, 68Kb)
Весталки. Жан-Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin). 1760

Весталки поддерживали постоянный огонь в очаге храма Весты. Очаг был символом незыблемости римского государства (Serv. Verg. Aen. X 228). Хотя угасание священного пламени считалось дурным предзнаменованием, в канун нового года (1 марта) его традиционно гасили и зажигали вновь трением двух кусков сухого дерева. От этого пламени зажигались огни в очагах курий. Также обновлялись хранившиеся в храме священные лавры (Macrob. Sat. I 12, 6). Во время жертвоприношений жрицы готовили смесь из муки, соли и пепла жертвенных животных (т.н. mola salsa; Serv. Verg. Вис. VIII, 820). Девятого мая отмечался праздник Весты. В этот день храм открывал свои двери для женщин, которые приходили сюда, чтобы просить помощи и благословения богини.

В частных домах Весте посвящался вход в дом — вестибул: «Vestibulum (преддверие) есть первая часть входной двери. Называется оно так либо потому, что одевает (vestiat) дверь, так что мы видим крышу, поддерживаемую двумя колоннами; либо потому, что оно посвящено Весте, почему девушки, выходящие замуж, не касаются порога. «Поверху ногу неся, избегает коснуться порога» (Лукан [II, 359])» (Сервий, Комментарий к Энеиде, II, 469).

Впоследствии Весту и ее храм стали отождествлять с земным шаром, неподвижно висящим в космосе и заключающим внутри себя огонь, а также с огнем — «чистейшим» из четырех первоэлементов.

«Медью, ты видишь, теперь все покрыто святилище Весты,
В дни же седой старины крылось соломой оно.
Весты тот храм небольшой, столь же малый и в нынешнем Риме,
Храмом великим тогда был он при Нуме царе.
Внешнюю форму его, говорят, сохранили и ныне;
Этому, думаю я, много есть важных причин.
Веста и наша земля — они вечный огонь охраняют:
Наша земля и очаг — место святого огня.
Шару подобна земля: не имея нигде укрепленья,
Бременем тяжким она в воздухе вечно висит.
Уравновешенный шар сохраняет вращением форму,
И на поверхности нет остроконечных углов.
Место же шара того — посредине обширного мира,
И отстоит от концов на расстояньи одном.
Будь земля не кругла, не имей она места в средине,
Мир бы тогда не имел тяжести в центре своем.
Малый подвешенный шар в Сиракузском имеется замке,
В воздухе шарик висит, мир представляя собой.
Место есть там и земле в расстояниях равных повсюду,
Этого чтобы достичь, шаром ей следует быть.
Формы такой же и храм без углов и без выступов разных,
И защищает его фолос⁵ от сильных дождей.»
(Публий Овидий Назон. Фасты, VI, 261-282)
_______________________________
[5] θόλος ὁ свод, купол.

Именно богине Весте римляне посвятили свой первый круглый храм (θόλος) на Римском форуме, описанный Овидием. Форма этого храма отобразила античные представления о форме Земли: «Круглый храм царь римлян Нума Помпилий посвятил Весте, — видимо, потому, что считал ее землею, которая поддерживает жизнь человеческую; и шаровидную форму храм должен иметь для того, чтобы богине воздавалась честь в храме, подобном ей самой.» (Фест. О значении слов).

Плутарх уточнил, что этот храм был римским вариантом модели Вселенной: «По преданию, Нума построил также храм Весты для хранения неугасимого огня. Он дал ему круглую форму; но она представляла не фигуру земли, — ее могла бы изображать Веста, — а вообще Вселенную, в центре которой, по верованиям пифагорейцев, горит огонь, называемый Гестией или Монадой.»⁶ (Нума, 11).
_______________________________
[6] μονάς (-άδος) adj. — монада, согласно пифагорейцам, термин обозначающий «единое божество», «первичную сущность».


Строители круглых храмов в Древнем Риме скорее всего копировали греческие образцы. И круглый храм на Ларго Арджентина (II в. до н.э.), и храм-толос Весты (Сивиллы) в Тибуре (нач. I в. до н.э.), и даже храм Весты в Риме (IV-I вв. до н.э.) имели по 18 колонн коринфского ордера, установленных по периметру цилиндрообразного святилища. В плане архитектурных особенностей круглые античные храмы делят на два типа — толосы и моноптеры.

Толос (θόλος) — круглое, в плане, сооружение, внутреннее пространство которого завершалось куполом. В классический период античной Греции сформировался тип круглого храма, который затем стал популярным и в Риме. Толос имел круглую (в плане) целлу, окруженную колоннадой. Этот храм мог иметь также внутреннюю колоннаду, что превращало его интерьер в круглый колонный зал, но данный элемент в архитектуре толоса не был обязательным.

Моноптер (μονόπτερος) — круглый, в плане, тип храма без целлы, без стен, крыша которого поддерживалась единым кольцевым рядом колонн. Главная особенность этого типа храма — полная открытость и проницаемость колоннады. Моноптеры, в силу своей открытости, не могли служить местом хранения сокровищ, не могли они также скрывать от глаз верующих какие-либо священные реликвии, в них не было недоступного для непосвященных внутреннего пространства. Это накладывало отпечаток и на характер использования сооружений данного типа. Моноптеры могли быть своего рода сенью над открытым, доступным для каждого алтарем или скульптурным изображением богини.

Древнейший храм Весты повторил форму греческой хижины с конусной крышей и отверстием в центре для выпуска дыма: место культа Гестии — одной из главных греческих богинь, хранительницы домашнего очага — было простым круглым навесом над неугасимым огнем.


B0009 (700x346, 112Kb)160227 (500x238, 35Kb)
1. Римская республика, Рим. Денарий (AR 19mm, 4.01g), 55 до н.э. Монетарий Квинт Кассий Лонгин. Av: голова Весты, покрытая платком, в диадеме; VEST (Vesta) / Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Rv: храм Весты, увенчанный её скульптурой, с патерой и скипетром; свод по бокам украшен антефиксами; внутри храма — курульное кресло; слева — урна, справа — табличка с буквами A C (Absolvo Condemno).
2. Гай Юлий Цезарь (37-41). Рим. Асс (Æ 29mm, 10.56g), ок 40/1г. Av: голова Цезаря; C CAESAR DIVI AVG PRON AVG P M TR P IIII P P. Rv: Веста на троне со скипетром и патерой; VESTA / S C

3920523 (700x343, 163Kb)RIC0586 (700x322, 110Kb)
3. Веспасиан (69-79). Рим. Аурей (AV 19mm, 7.11g), 73г. Av: голова Веспасиана в лавровом венке; IMP CAES VESP AVG CEN. Rv: круглый храм Весты с тремя статуями; VESTA
4. Септимий Север (193-211). Рим. Аурей (AV 20mm, 7.15g), 207г. Av: бюст Юлии Домны, второй жены Септимия Севера; IVLIA AVGVSTA. Rv: круглый храм Весты, со статуями внутри и на крыше; перед храмом шесть весталок вокруг горящего алтаря; VESTA MATER

2960291 (700x313, 108Kb)157720 (500x228, 34Kb)
5. Вибия Сабина (128-136/7), жена Адриана. Рим. Денарий (AR 19mm, 3.42g), ок. 128-134гг. Av: бюст Сабины в диадеме; SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG P P. Rv: Веста сидит на троне, держа палладий и скипетр.
6. Юлия Флавия, дочь Тита Флавия Веспасиана (79-81). Рим. Дупондий (Æ 30mm, 12.36g), 80/1г. Av: бюст Юлии Флавии; IVLIA IMP T AVG F AVGVSTA. Rv: Веста сидит на троне, держа палладий и скипетр; VESTA / S С

img_440 (700x346, 223Kb)img_670 (700x355, 274Kb)
7. Юлия Мамея (222-235). Рим. Денарий (AR 18mm, 3.30g), ок. 226г. Av: бюст Юлии Мамеи в диадеме; IVLIA MAMAEA AVG. Rv: Веста со скипетром и патерой; VESTA
8. Юлия Домна (193-217). Рим. Денарий (AR 17mm, 2.92g), 211-215г. Av: бюст Юлии Домны; IVLIA PIA FELIX AVG. Rv: Веста восседающая на троне, со скипетром в левой руке, в правой — симпулум (simpulum); VESTA

AN00657587_001_l (700x333, 64Kb)img _567 (696x349, 311Kb)
9. Нерон (54-68). Рим. Аурей (AV 19mm, 7.28g). Av: бюст Нерона в лавровом венке; NERO CAESAR AVGVSTVS. Rv: храм Весты, со статуей богини, восседающей на троне; VESTA
10. Адриан (117-138). Рим. Аурей (AV 19mm, 7.40g), 128/9г. Av: бюст Сабины Вибии в диадеме; SABINA AVGVSTA. Rv: Веста на троне со скипетром и палладием; VESTA


https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-bogini-ves...tovom-zodchestve-drevnego-rima

_______________________________
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕСТА | vissarion - Дневник vissarion | Лента друзей vissarion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»