Когда мы слышим имя Рубенса, перед нашим внутренним взором возникают громадные многофигурные композиции с бурлящим движением фигур и пышнотелые златокудрые красавицы — плоть и кровь старинной цветущей Фландрии. Эти образы заслоняют подчас другие стороны плодотворной художественной деятельности Рубенса, в том числе и его мастерство портретиста.
Рубенс, Питер Пауль (и мастерская)
Женский портрет ((Helene Fourment)
Около 1620-1630 98×76 см.
Маурицхёйс
Питер Пауль Рубенс
or
Attributed to Jan Boeckhorst after Rubens
Портрет Елены Фурман
ок1630. 65х50.
Королевский музей искусств Брюссель
or
Antwerp Rubenshuis
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет с Изабеллой Брандт
1609-10. 178х136.
Старая пинакотека Мюнхен
В течение своей жизни ему пришлось написать много портретов. Причем, если некоторые крупные композиции, созданные по эскизам Рубенса в его мастерской с помощью многочисленных учеников, хранили иногда только следы собственноручной работы, то портреты, особенно родных и друзей, он писал сам от первоначального эскиза до окончательного завершения.
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет с Изабеллой Брандт (Деталь)
1609-10. 178х136.
Старая пинакотека Мюнхен
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет с Изабеллой Брандт (Деталь)
1609-10. 178х136.
Старая пинакотека Мюнхен
Питер Пауль Рубенс
Портрет Елены Фурман
1630-32. 97х69.
Старая пинакотека Мюнхен
Питер Пауль Рубенс
Портрет Елены Фоурмен
Музей Гульбенкяна Лиссабон
Питер Пауль Рубенс
Женский портрет (Изабелла Брандт)
1637. 97х71.
Гос музей Берлин
Художник, создавший множество полотен, на которых царствует изобильная плоть, Рубенс (1577-1640) был в то же время тончайшим портретистом. Писал он по большей части родных и по нескольку раз, как, например, свою первую жену Изабеллу Брандт.
Питер Пауль Рубенс
Портрет Сюзанны Фурман
1620-25
Лувр
Питер Пауль Рубенс
Портрет Сюзанны Фоурмен
1637. 97х71.
Гос музей Берлин
После кончины жены он так отозвался о ней в одном из писем: «Поистине Я потерял превосходную подругу ... она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую».
Питер Пауль Рубенс
Портрет Изабеллы Брандт
1626. 86х62.
Галерея Уффици Флоренция
Peter Paul Rubens
Isabella Brant
1621-25
Cleveland MA
Питер Пауль Рубенс
Женский портрет
1620-е. 97х68
Маурицхейс Гаага
«Я решил снова жениться,— пишет Рубенс другу,— потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи».
Питер Пауль Рубенс
Портрет Елены Фоурмен
Peter Paul Rubens (1577-1640)
Helene Fourment in a Fur Coat
(The Furlet, "Шубка") фрагмент
176 x 83 с_мдерево, масло,
1638
Музей истории искусств, Вена
Питер Пауль Рубенс
Женский портрет
1635-40. 104х78.
Музей Бойманс-Бенинген Роттердам
Питер Пауль Рубенс
Женский портрет, возможно, Сусанна Лундин (урожденная Фурмен, 1599-1628)
Питер Пауль Рубенс
Портрет Елены Фурман
Музей искусств Марсель
Шестого декабря 1630 года состоялось бракосочетание Петера Пауля Рубенса «кавалера, секретаря тайного совета его величества и камер-юнкера ее высочества принцессы Изабеллы» с Еленой Фоурмен.
Peter Paul Rubens
Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье
1630-1631
Старая Пинакотека, Мюнхен
Peter Paul Rubens (1577-1640)
Елена Фоурмен в свадебном наряде (деталь)
1630-1631
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Елены Фоурмен было в ту пору шестнадцать лет. Белая, румяная, веселая, точно языческая богиня, она была воплощением мечты Рубенса. Художник любуется ею. Счастливый, он и в своих картинах воплощает стихийную силу всепобеждающей любви. Почти все лучшее, написанное Рубенсом в последнее десятилетие, освещено этим чувством.
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет со второй женой Еленой Фурман в саду
98х131
Старая пинакотека Мюнхен
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет со второй женой Еленой Фурман в саду (деталь)
98х131
Старая пинакотека Мюнхен
Peter Paul Rubens
1. Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми, Клар-Джоанной и Франсуа (портрет не закончен)
ок. 1636,
Лувр
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми, Клар-Джоанной и Франсуа (портрет не закончен)
ок. 1636,
Лувр
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми, Клар-Джоанной и Франсуа (портрет не закончен)
ок. 1636,
Лувр
Peter Paul Rubens
Helene Fourment and her son Frans (drawing)
Buenos Aires, MNBA Argentina
Photo after clearing it up in a photoshop software
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Елены Фоурмен с её старшим сыном Францем
1638
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Елены Фоурмен с её старшим сыном Францем
1638
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Он рисовал ее всегда — задолго до того, как она вошла в его жизннь - идеал пышной белокурой красавицы с красивым разрезом больших блестящих глаз - этот образ всегда присутствовал в произведениях Мастера. Как Пигмалион - он сначала сотворил руками эту модель, а потом она ожила.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Святая Аполлония
Этюд к образу Апполонии
Галерея Уффици, Флоренция
Peter Paul Rubens
Portrait of Helena Fourment
1630-31
London, Courtauld - (Exhibition 2012 at The Frick Collection)
Peter Paul Rubens
Portrait of Helena Fourment (DETAIL)
1630-31
London, Courtauld - (Exhibition 2012 at The Frick Collection)
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Николас Рубенс с коралловыми бусами
1620-1621
Альбертина, Вена, Австрия
Ребенку, играющему с птичкой, приблизительно два года. Первоначальный вариант, на котором была только голова ребенка, был, видимо, эскизом ангела к картине "Мадонна в цветочнoм венкe". Позже художник дорисовал картину с левой стороны, добавив руку с птицей. Ребенок, вероятно, первый сын Альберт, который родился в 1614.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Мальчик с птичкой
ок1616. 49х40.
Гос музей Берлин
Мотив ребенка, играющего с птицей, возвращает к старине. Птица символизирует душу или жизнь, которая улетает. На многих картинах художников XV-XVI веков "Дева Мария с младенцем", Иисус изображается с птицей в руке, как намек на его смерть и воскрешение. Имел ли Рубенс подобную аллегорию ввиду, когда добавил птицу в детский портрет, или мотивировал некоторый специфический инцидент из собственной жизни, не известно
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Два спящих ребенка
Питер Пауль Рубенс
Маленькие Христос и Иоанн
112х149.
Частное собрание
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Этюд головы девочки
(Портрет Клары Серены Рубенс)
1615 - 1616
Клара Серена, дочь Рубенса, умершая в 1623г. в возрасте двенадцати лет, была дочерью Изабеллы Брант, первой жены Рубенса
Peter Paul Rubens
Clara Serena Rubens (vor Restaurierung) [1620-23]
London Private Collection -
On loan to the Collection of the prince of Liechtenstein
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Николаса Рубенса
Rubens's son Nicolaas wearing a red felt cap
1625-27
Vienna Albertina GAP
Peter Paul Rubens
Artist's son Albert Rubens
1619
Vienna Albertina
Peter Paul Rubens
Artist's son Nicolaas Rubens
~1620
Vienna Albertina
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Альберта, сына художника
1618
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс
Портрет сына художника
Частное собрание
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Альберта и Николаса Рубенсов
1626-27,
Коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц
Музей Лихтенштейн, Вена
Альберт и Николас - сыновья Изабеллы Брандт, первой жены Рубенса
Изабелла Брант родила Рубенсу троих детей Альберта и Николаса и Клару. Все они были нарисованы и написаны им в графических или живописных работах, как будто сам процесс исполнения портретов продлевал и углублял его семейное счастье, его семейные радости.
Peter Paul Rubens
Artist's sons Albert and Nicolaas Rubens (Detail)
1626-27
Liechtenstein
Рубенс любил свой интимный домашний мир и круг. Глядя на портреты близких ему людей, видишь, как Рубенс никогда не нарушает ту меру объективного отображения своих любимых, не становится слащавым и приторным в передаче этих образов. Неизменно его мастерство, показывая всю прелесть и чистоту женских и детских лиц и фигур, удерживает руку художника в границах подлинного реализма.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Инфанты Изабеллы (Эскиз к картине)
1625
Альбертина, Вена, Австрия
Этот рисунок стал основой для живописного портрета, украшающего коллекцию Государственного Эрмитажа. Путь от натурного рисунка, в первую очередь лица, к масляными красками, свойственен Рубенсу-портретисту.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Камеристка Инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов
1624-1626
Портрет Клары Сирены, дочери художника?
Питер Пауль Рубенс
Св Бега с супругом (Деталь)
Питер Пауль Рубенс
Портрет Елены Фоурмен (деталь)
Музей Гульбенкяна Лиссабон
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Автопортрет с Еленой Фоурмен и сыном
ок. 1639
Метрополитен музей искусств, Нью Йорк, США
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Автопортрет с Еленой Фоурмен и сыном (Деталь)
ок. 1639
Метрополитен музей искусств, Нью Йорк, США
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Автопортрет с Еленой Фоурмен и сыном
ок. 1639
Метрополитен музей искусств, Нью Йорк, США
Peter Paul Rubens (1577-1640),
Rubens, his wife Helena Fourment (1614-1673), and their son Peter Paul (born 1637)
New York, Metmuseum
Серия сообщений "живопись старых мастеров \9\":
Часть 1 - Корнелис ван дер Ворт (Cornelis van der Voort, 1576-1624, Dutch) - голландский художник-портретист
Часть 2 - Николас Элиас Пикеной (Nicolaes Eliasz. Pickenoy, 1588–1650/6, Dutch) - Голландский костюм в портретной живописи XVII века \1\
...
Часть 29 - Гобелены по эскизам фламандского художника Бернарда ван Орлея (Bernard van Orley, c.1488-1541, Flanders) \4\
Часть 30 - Гобелены по эскизам фламандского художника Бернарда ван Орлея (Bernard van Orley, c.1488-1541, Flanders) (DETAILS) \5\
Часть 31 - Музы Рубенса - Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное... \1\