• Авторизация


Фарфор, стоивший империи: тайна селадонового цвета 27-11-2025 20:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Хильда56 Оригинальное сообщение

Фарфор, стоивший империи: тайна селадонового цвета

5103149_far1 (525x700, 188Kb)
Изображенный объект — это погребальная урна (хуньпин) эпохи Шести династий (220–589 гг. н.э.). На китайском языке такие погребальные предметы называются минги, или «предметы для духа»
Он рождён в объятиях огня и пепла, но душа его — отражение тихого неба после дождя, глубина лесного озера или призрачная дымка весенних гор. Цинцы (青瓷, qīngcí) — «зелёный фарфор» — это не просто керамика, это философия, застывшая в глазури, воплощение древней китайской мечты о гармонии природы и человеческого гения.
Его история уходит корнями в мглу веков, ко временам династий Шан и Чжоу. Но истинный путь селадона начался в эпоху Тан (618–907 гг.), когда мастера, в погоне за подражанием дорогому нефриту (юй, 玉), открыли секрет железа и пламени.
5103149_far2 (476x700, 142Kb)

5103149_far3 (476x700, 193Kb)

Селадоновый хунпинг, или «ваза для души», тип керамической погребальной урны, распространенной в гробницах династии Хань и особенно в период Шести династий в Китае. Эти урны характеризуются простым нижним основанием и сложными скульптурными композициями, украшающими верхнюю часть, как видно на изображении. Считается, что хунпинги служили жилищем для душ умерших или предназначались для хранения еды (например, фруктов или пяти видов зерна) для загробного путешествия души. Со временем их символизм расширился, и они стали выражать надежду на загробную жизнь. Эпоха Сун. Предмет датируются примерно 265–316 годами нашей эры.
Селадоновая глазурь может производиться различных цветов, включая белый, серый, голубой и жёлтый, в зависимости от толщины слоя и материала глины, на которую она наносится. Тем не менее, самые известные оттенки лежат в диапазоне от бледно-бледно зелёного с трещинками до насыщенного тёмно-зелёного, причём часто фактура похожа на зелёные оттенки нефрита. Цвет получается путём проникновения оксида железа в глазурь или в глину. Селадон обычно является продуктом окислительно-восстановительных реакций при обжиге в печи. Как и в большинстве глазурей, в ней могут образовываться трещинки (дефекты глазури), и если такое качество не портит, а украшает, то тогда глазурь так и называют глазурью с трещинками.
5103149_far4 (409x700, 137Kb)

Ваза династии Сун (宋)
Звездный час, эпоха беспримерного рассвета, настал при династии Сун (960–1279 гг.). Это было время утончённой эстетики, поэтических исканий и философских созерцаний.
Сунский селадон — это не яркий крик, а тихий, вдумчивый шёпот. Формы его сосудов дышат совершенной простотой. Цвет — его главная поэма. Оттенки «цинци» варьировались от нежно-серого, как голубь, до густо-зелёного, как омут.
5103149_far5 (700x428, 93Kb)

Ваза династии Сун (宋)
Цвет — главная поэма селадона. Палитра селадона — это целый мир, рождённый капризом пламени и точным расчётом мастера: здесь и бледный, почти белый «пыльный» оттенок (粉青, fěnqīng), напоминающий утренний иней;
5103149_far6 (524x700, 166Kb)

белый «пыльный» оттенок (粉青, fěnqīng)
и нежно-зелёный «бирюзовый» (豆青, dòuqīng),
5103149_far7 (394x700, 179Kb)

Нежно-зелёный «бирюзовый» (豆青, dòuqīng)
цвет молодой листвы; и глубокий, насыщенный «сине-зелёный» (天青, tiānqīng) — цвет неба после летней грозы, считавшийся эталоном красоты;
5103149_far9 (524x700, 174Kb)

«Сине-зелёный» (天青, tiānqīng)
и таинственный «серо-голубой» (灰青, huīqīng), словно окутанный дымкой;
5103149_far10 (394x700, 197Kb)
5103149_far11 (524x700, 171Kb)

«Серо-голубой» (灰青, huīqīng)
и знаменитый «зелёный сливовый» (梅子青, méizǐqīng) — сочный и прозрачный, цвет незрелой сливы, достижимый лишь при многократном обжиге и считающийся вершиной мастерства печей Лунцюань.
5103149_far12 (524x700, 166Kb)

«Зелёный сливовый» (梅子青, méizǐqīng)
Наиболее ценными для коллекционеров и знатоков являются именно те оттенки, что наиболее полно воплощают сунский идеал — утончённую сдержанность и духовную глубину. Вершиной ценности считается редчайший «небесный» (天青, tiānqīng), холодный и чистый голубовато-зелёный оттенок, который можно было получить лишь в исключительных условиях. За ним следует сочный и прозрачный «сливовый зелёный» (梅子青, méizǐqīng) — апофеоз мастерства лунцюаньских гончаров, символизирующий жизненную силу. Не менее ценится и сложный «пыльный зелёный» (粉青, fěnqīng) — приглушённый, матово-молочный оттенок, обладающий особой мягкостью и элегантностью. Эти цвета не кричат, а шепчут, и в их тишине — целая вселенная.
5103149_far13 (394x700, 115Kb)

Ваза с четырьмя ручками, выполненная в стиле Лунцюань, с селадоновой глазурью и аппликацией в виде облаков и драконов. Эпохи Юань (Эпоха Юань — это период правления монгольской династии Юань в Китае (1271—1368 гг.), основанной внуком Чингисхана Хубилаем)
Вершиной искусства стали печи Лунцюань (龙泉, Lóngquán) в провинции Чжэцзян, чьё имя стало синонимом лучшего селадона в мире. Их изделия, покрытые густой, как будто живой глазурью, сводили с ума ценителей от Японии до Ближнего Востока.
5103149_far14 (533x700, 153Kb)

Именно здесь были достигнуты те самые легендарные оттенки глазури — «зелёный сливовый» (梅子青, méizǐqīng) и «пыльный зелёный» (粉青, fěnqīng).
5103149_far15 (525x700, 137Kb)

Особенности: Для лунцюаньского селадона характерна толстая, опаковая глазурь, часто наносившаяся в несколько слоев, которая создавала эффект невероятной глубины и мягкого свечения, имитирующего нефрит. Изделия были известны своей прочностью и звонким, чистым звуком при легком ударе.
5103149_far16 (434x700, 137Kb)5103149_far17 (700x700, 333Kb)5103149_far18 (700x700, 248Kb)

Цзюнь Яо (кит. 钧窑, пиньин jūnyáo) - цзюньчжоуский фарфор
Фарфоровая посуда для чаепития, изготавливавшаяся в провинции Хэнань, покрывалась очень толстым слоем переливающейся глазури с никогда не повторяющимся рисунком. Это делало её более толстостенной и, даже можно сказать, грубой. За счет неусовершенствованной на тот период технологии обжига порядка 70% от общего количества селадонового фарфора шло в брак, а оставшиеся 30% стоили неимоверных денег.
5103149_far19 (536x700, 335Kb)
Чайный фарфор Жу Яо
Чайный фарфор Жу Яо, производимый на территории провинции Хэннань, приобрел свою популярность за счет практически лишенной украшений текстуры и характерной для селадона паутинки трещин. В зависимости от направления и густоты разрывов сетка кракелюра приобретала очертания рыбьей чешуи, крыльев цикады или колотого льда. Поначалу этот эффект воспринялся как брак, возникающий из-за чрезмерно толстого слоя глазури и очень резкого охлаждения. Однако впоследствии большинство китайской знати стремилось стать обладателями фарфора Жу Яо. Причина тому – его быстрое визуальное «старение». От чаепития к чаепитию напиток проникал во множественные трещинки и окрашивал их в бурый цвет, придавая посуде особую патину древности.
Много веков назад технология изготовления Цин Ци Жу Яо была утеряна, и только в XX веке она была восстановлена вновь и продолжает совершенствоваться.
5103149_fy (700x525, 168Kb)

Тонкостенные керамические изделия Гуань Яо (в дословном переводе «казенная керамика») предназначались только для китайских императоров и их приближенных. Отличительной особенностью этого фарфора был ржавый ободок, который образовывался по самому краю сосуда. Подобное явление, возникающее вследствие выделения входящего в состав глазури окисного железа, получило название «коричневый рот» или «железная ступня».

5103149_far22 (476x700, 419Kb)
Селадоновый фарфор Гэ Яо, практически не дошедший до наших дней, является самым старинным типом керамики периода Пяти династий. Обожженный в «старых печах» Чжэцзяна, он имеет свои характерные черты: эффект кракле (растрескавшегося стекла), более темные оттенки цвета морской волны и просвечивание полос на гранях.
5103149_far23 (378x700, 141Kb)

Фарфор Дин Яо, производившийся в провинции Хэбей (район Динцзя в древности), относился к самым ценным и изготавливался только для императорских чайных церемоний. Изюминкой этой посуды, привлекавшей внимание влиятельных вельмож, была гравировка и тонкий золотой или серебряный ободок. Таким образом китайские мастера устраняли чисто техническую проблему – невозможность максимально полно перекрыть глазурью края чашек и пиал.

https://dzen.ru/a/aSM0tt2yOTyVCi3q

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фарфор, стоивший империи: тайна селадонового цвета | babeta-liza - Дневник babeta-liza | Лента друзей babeta-liza / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»