Это цитата сообщения
браило Оригинальное сообщениеТромплёй – от античности до наших дней

Тромплей, или обманка — это прием, с помощью которого художники показывают «фокус»: создают на плоскости объемную реальность. Такие картины рвутся наружу — или же, напротив, вам самим интересно в них залезть. Знакомый и модный обман: стрит-арт… скетчинг… Между тем искусство это — весьма не новое.
Впервые обманки использовали во времена Древнего Рима и Греции. Наиболее распространенные иллюзии – реалистичное изображение окна, алькова, двери, атриума на плоской поверхности стены.
Вилла Боскореале Италия 79 год нашей эры
Вилла Боскореале - это название, данное любой из нескольких римских вилл, обнаруженных в районе Боскореале. Все они были погребены и сохранены в результате извержения Везувия, вместе с Помпеями и Геркуланумом
Обман зрения использовали с целью визуально расширить пространство комнаты. Верх искусства при использовании техники «тромплей» — создание максимально правдоподобной иллюзии.
Если в античные времена “обманки”, в основном, решали практические задачи, то настоящий расцвет искусства “изображения объемного предмета на плоской поверхности” пришелся на эпоху Возрождения и позже Барокко.
Тромплей в живописи
В обиход вошел термин “Тромплей”. Перспективное направление в искусстве привлекало все большее количество поклонников. Фрески, портреты, натюрморты, жанровые сцены...художники искали все новые и новые решения и оттачивали мастерство, а заказчики не скупились на вознаграждения.
"Старый скрипач в нише каменной арки"
1660 Франс ван Мирис-старший
"Старый мужчина в окне"
1653 Самюэл ван Хогстратен
"Ваза с цветами в каменной нише "
1615 Рулант Савери
"Молодая крестьянка с тремя детьми у окна"
1840 Фердинанд Георг Вальдмюллер
Геррит Доу. «Автопортрет»
«Тромплейная часть» картины — деревянная рамка, которая на самом деле нарисована.
Роспись потолка обманки в технике тромплей в церквях
Иллюзорная роспись потолка, которая включает в себя техники перспективы и квадрата, является традицией в искусстве эпохи Возрождения, барокко и рококо, в которойиспользуется стиль тромпель.
Перспективные инструменты, такие как ракурс, и другие пространственные эффекты используются для создания иллюзии трехмерного пространства на плоской поверхности потолка над зрителем.
Иллюзорная перспектива тромпель-ильного купола Андреа Поццо в Сант-Игнацио (1685)
создает реальное архитектурное пространство, что на самом деле является слегка вогнутой окрашенной поверхностью.
Роспись потолка Камеры дельи Спози
Андреа Мантенья Палаццо Дукале. Мантуя
♦
В России примеры обманки в живописи можно увидеть в Галерее Гонзаго
Галерея Гонзаго.1807 Пьетро ди Готтардо Гонзаго
♦
Фигуры-обманки в технике тромплей
Такие фигуры украшают экраны каминов, устанавливаются в комнатах, скверах. Порой гости не решались входить в зал, видя, что там «горничная подметает пол».
Фигура-обманка спящего мальчика на высоком стуле, около 1650 Иоганнес Корнелисзон Верспронк
Горничная с метлой,
около 1640 Генриетта Роннер-Книп
Людей или животных в натуральную величину рисуют на тонких деревянных панелях, а затем вырезают.
Собака с миской,
Жан-Батист Удри. 1751
Герцогиня София Фредерика и Ульрика София Мекленбургские,
1769 или 1770 Георг Давид Матьё.
Чугунная фигура-обманка кота, предназначенная для закрывания дымохода, около 1900
♦
«Весталка»
Мраморная вуаль. Техника тромплей эффект вуали. Рафаэль Монти
Тромплёй в наши дни
Сегодня обманки украшают фасад театра Сен-Жорж по Франции, полки с книгами нарисованы на стене дома во французском городе Леоне. Дома, расписанные обманками, есть в Германии, и даже в столице Кубы – Гаване.
У современных живописцев есть обширный арсенал средств, чтобы создавать гиперреалистичные оптические иллюзии:
Тромплей в современном интерьере






