"А ранее хана Юсуфа письменных свидетельств не имеется". (с)
Первые документальные свидетельства о роде Юсуповых относятся к концу XIV в. И речь шла о Едигее Мангите (ок. 1352-1419), темнике Золотой Орды и основателе династии, правившей тем, что от неё осталось, - Ногайской Ордой. В 1549 г. бием Ногайской Орды стал правнук Едигея по имени Юсуф.
У Юсуфа было несколько сыновей, двое из которых Ибрагим и Эль попали в плен к русскому царю. Ну, как "в плен" - они были отосланы ко двору Ивана IV и служили живой гарантией лояльности Ногайской Орды. В то же время Московский Кремль был заинтересован в сотрудничестве с квалифицированными военными кадрами, поэтому братьям оказывались почести. И в итоге они стали руководить своими коллегами "служилыми татарами".
Эль сражался на нашей стороне в Ливонской войне (1558-1583). За ратную службу он получил землю в Романовском уезде (для простоты понимания, это Ярославль и всё, что вокруг) и фамилию Юсупов-Княжево. Один из его сыновей Сеюш служил царю Михаилу Фёдоровичу, а его сын Абдуллах - Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу.
Его потомки продолжили эту благоразумную традицию и род Юсуповых пришёл к тому к чему пришёл в своём зените: богатейшая семья, сколотившая огромное состояние благодаря грамотному распределению и вложению ресурсов. И процесс этот был непрерывен у нескольких поколений.
Это были люди, которые росли в условиях богатства материальной и духовной культуры. С одной стороны, Юсуповым требовалось идти в ногу со временем, когда из военных они переквалифицировались в предпринимателей, промышленников, игроков на бирже.
И с другой, обладая превосходным эстетическим воспитанием, они испытывали потребность в том, чтобы деньги обращались в антикварно-коллекционные ценности. Среди представителей этого рода есть знатоки "в древностях, искусствах и картинах". В этом можно убедиться, посетив Юсуповский дворец на Мойке.
Сохранилось завещание князя и княгини Юсуповых 1900 г., в котором говорится следующее:
"…в случае внезапного прекращения рода нашего всё наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами и хранящихся в домах наших Петербургском (Мойка, 94) и Московском (Трёхсвятительский пер. у Красных ворот) и в Подмосковном имении Архангельском, завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…" (с)
Словом, княжеский род Юсуповых - это настолько цельное в своей последовательности явление, что не возникает вопросов на предмет интереса членов этой семьи к искусству Востока (для них это было большим, чем дань моде на экзотику), откуда такие несомненные раритеты и почему часть их коллекции оказалась в Эрмитаже.
Что до предметов восточного антиквариата из коллекции Юсуповых, то среди них можно выделить китайские произведения художественного металла периода правления династии Цин (1644-1912). Часть из них представлена на выставке "Мир русского дворянства: Юсуповы и Восток". В ряде публикаций можно не только почитать о выставке, но и послушать комментарии создателей, в частности, рассказ Марии Львовны Меншиковой, с. н. с. отдела Востока Эрмитажа.
В декоративном оформлении сосуда из коллекции Юсуповых можно заметить мотивы драконов и чешуи, на крышке восседает снежный лев. На фигурных картушах тулова изображены даосские бессмертные небожители - так сосуд становится не просто ёмкостью для вина, которое при неумеренном количестве сокращает срок жизни, но и вполне материальным пожеланием долголетия.
Восточные сосуды этого типа в Европе и России послужили прототипами для кофейников. Например, в "Описи к драгоценным вещам" 1789 г., в которых перечислены предметы из коллекции Екатерины II (большой любительницы кофе) подобные сосуды так и обозначены - кофейники.
Золотая шаровидная коробочка 6,5 см диаметром украшена меандровым орнаментом и мотивами персиковых веток. В китайском искусстве персиковое дерево и его плоды символизируют благополучие и долголетие.
Золотые и серебряные туалетные шкатулочки являлись солидной статьёй китайского экспортного искусства.
В коллекции Юсуповых сохранились парные подсвечники в виде дерева в кашпо. В одном из подсвечников воспроизведено деревце карамболы, во втором - граната. Оба деревца символизируют пожелание многочисленного мужского потомства.
Плоды вырезаны из агальматолита. Расцветка этого минерала очень и очень разнообразна.
Подсвечники украшены серебряной филигранью с эмалевыми вставками. Китайская серебряная филигрань относилась к предметам роскоши для самых искушённых любителей восточной экзотики.
На выставке "Юсуповы и Восток" также была замечена лунная фляга, которая вошла в каталог выставки.
На ней изображены куст пиона и пара фениксов. Пионы в традиционной китайской символике означают весну, благородство и богатство, фениксы символизируют женское начало, красоту и гармонию.
Лазурь эмалей клуазонне и символические благопожелания были воспроизведены в интерьере Китайской комнаты в московском дворце Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке.
Что до провенанса китайских произведений в коллекции Юсуповых, то в этом отношении следует принять во внимание визит чрезвычайного посла китайского императора Ли Хунчжана на коронацию Николая II в 1896 г., которому он преподнёс, в частности, парные лунные фляги.
Ли Хунчжана принимали во дворце Юсуповых на Мойке и среди его подарков семье были самые роскошные цинские произведения.