Это цитата сообщения
браило Оригинальное сообщение Бармы царя Алексея Михайловича Тишайшего - малоизвестная и одна из самых ценных царских регалий

Драгоценное оплечье, бесспорно, принадлежит к замечательным произведениям ювелирного искусства. Оно было изготовлено в Стамбуле в 1660–1662 гг. по заказу царя Алексея Михайловича. Согласно архивным документам бармы выполнялись по «образцу», который был выдан Ивану Юрьеву из приказа Золотой палаты Московского Кремля.
По-видимому, это был рисунок, на котором, прежде всего, были тщательно переданы сюжетные композиции, украшающие медальоны барм.
Царь Алексей Михайлович с шитыми бармами-оплечьем (фрагмент)
Изображения на бармах, мастерски наведенные прозрачными эмалями, подчинены идее прославления верховной власти.
Так, на одном из медальонов помещена фигура библейского царя Давида, помазанного на царство пророком Самуилом. Не менее важный смысл имеют и изображения святых Константина и Елены на другом медальоне. Константин Великий, первым из римских императоров принявший христианство, всегда воспринимался как идеальный монарх, в панегирических сочинениях ему постоянно уподобляли Алексея Михайловича.
Бармы на оплечье Константинополь (Стамбул). II половина XVII в. Золото, камни драгоценные, мастика. Литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба. Принадлежали царю Алексею Михайловичу
Бармы представляли собой широкий белый воротник из шелка, украшенный медальонами.
Их круглые золотые пластинки, расписанные яркой разноцветной эмалью, обрамлены золотыми ажурными оправами, усыпанными сверкающими рубинами, алмазами, изумрудами. Всего на этих медальонах насчитывается 500 драгоценных камней, из них 248 алмазов.
Всего медальонов семь, три из них покрупнее, четыре поменьше.
Один крупный медальон выделяется из всех по форме и цветовой гамме. Видимо, он должен находиться в центре, а два других, имеющие выпуклую форму, на плечах.
На центральном медальоне изображена сидящая на троне Богоматерь с Иисусом Христом на коленях. Два ангела держат над ней корону.
Венчание Пресвятой Богородицы
На одном из плечевых медальонов изображен крест и христианские святые, император Византии Константин Великий и его мать Елена.
Обретение Креста святыми Константином и Еленой
На другом медальоне показано, как святой Меркурий в обличье воина поражает копьем гонителя христиан императора Юлиана Отступника.
Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем имп. Юлиана
И четыре медальона поменьше:
Пение псалмов царём Давидом
Сотворение мира
Цари, апостолы, праведники
Сошествие Святого Духа.
Бармы на Руси известны давно, еще со времен феодальной раздробленности, возникшей после распада Киевской Руси. Считается, что обычай носить бармы пришел к нам из Византии.
После того, как Иван III взял в жены принцессу Софью Палеолог из Византии, греческий император Константин XIX Мономах передал для него Шапку Мономаха, животворящий золотой крест и бармы.
Держава. Стамбул, 1662 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Скипетр. Стамбул, 1658 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Принадлежали царю Алексею Михайловичу
Последний раз бармы использовались при венчании на царство Петра I и Ивана V.
Пётр упразднил этот элемент, и при короновании своей супруги Екатерины I возложил ей на плечи порфиру – подбитую горностаем мантию, относящуюся к регалиям царской власти.
При Романовых бармы уже перестали передавать по наследству от отца к сыну. Их делали для каждого правителя в индивидуальном порядке. Вероятно потому что по мере развития религиозных воззрений правители обращались к своему небесному покровителю и защитнику. И хотели видеть его изображения при восхождении на престол на этом элементе убранства.
В Оружейной палате хранится также тронное кресло, привезенное царю в подарок купцами. Изготовили его персидские мастера.
Трон алмазный. Иран, 1659 год.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево, ткань; литье, чеканка, басма, лицевое и декоративное шитье, лаковая миниатюра по дереву. Высота: 161 см. Ширина: 75,5 см. Длина: 51 см. Принадлежал царю Алексею Михайловичу
© Музеи Московского Кремля