Не запутаться во всех этих героях нам позволяет шпаргалка, составленная любимым поэтом семьи Барберини- Франческо Браччолини. В еще одном труде прошлого, авторства Чезаре Рива, был закреплен и свод правил по изображению мифологических фигур.
Гости дворца имели уникальную возможность разглядывать фрески под музыку оркестра, а порою и театрализованные постановки.
Существуют разные способы чтения такого комплексного сюжета: круговой и крестовой. Так что приглашенные часами беседовали о захватывающих историях из мифов, и тем самым своего рода сдавали экзамен на образованность...
«Триумф Божественного Провидения» Пьетро да Кортона
Для элиты того времени язык мифов, как и религиозных сюжетов, был необходимой для культурного человека азбукой.
Вера (слева) и Надежда (справа) держат лавровый венок, по форме напоминающий герб, внутри которого летают пчелы. Они составляют семейный герб Барберини,
Богиня Рима с папской тиарой и Глория (или Религия ) с ключами от собора Святого Петра
Бессмертие , представленное как Урания, держащая звездный венец и Милосердие (в красном), держащие лавровый венок
Центральная часть композиции демонстрирует семью Барберини, рой пчел отсылает нас к фамильному гербу, а тиара и скрещенные ключи- к символу папства и Ватикана
Под гербом Барберини фигура Божественного Провидения- вся в золоте, держит в руке меч правосудия.
Божественное Провидение, снабженное скипетром и окруженное светящимся ореолом, намекающим на его божественное излучение.
За ним сидят Справедливость , Благочестие , Сила , Истина , Красота и Скромность
Кронос с косой, пожирающий одного из своих сыновей
- олицетворение времени Сатурн (Хронос) пожирающий своих детей.
Рядом с ним три Парки (Мойры): Клото, Атропа и Лахеса- дочери Юпитера иЮстиции (Зевса и Фемиды), прядущие нить жизни. Интересная деталь- ангелок-путто справа от трех сестер. Он держит в руках кусок гобелена, которым в XVII веке были задрапированы стены зала.
Справедливость, которая побеждает гордость и ересь. Короткая сторона над входом.
Под ними богиня мудрости Минерва (Афина). Она свергает гигантов, осмелившихся бросить вызов жителям небес, что символизирует защищенность Барберини..
Триумф мира Длинная левая сторона.
Религия с горящей вазой и открытой книгой, которыми она желает примирить и принести гармонию.
Аллегория мира в белых одеждах с лилией в руках прогоняет Венеру (Афродиту), символизирующую разврат. Пусть прекрасная богиня и была женою Вулкана (Гефеста), она умудрялась изменять мужу направо и налево со всем Олимпом.
Ангел над нею держит веточку оливы- символ мира.
Тут же над ее головою дерутся на кулаках шаловливые ангелочки Эрос и Антерос. Один поражал волшебными стрелами любви, а другой стрелами антипатии, и часто играл с чужими сердцами злые шутки, влюбляя красивых созданий в уродливых.
Триумф религии и мудрости. Длинная сторона справа.
В центре находится Наука, которая смотрит вверх, в окружении Божественной помощи , Религии и Чистоты .
Справа Силен . Слева Венера
В окружении веселой компании мы видим Пьяного Силена, спутника Бахуса (Диониса). Страшный, обрюзгший и неприятный на этом празднике жизни необходим, так как немного вина не вредит, а наоборот рождает в устах истину (In Vino Veritas).
На картуше в центре изображены три пчелы Барберини, работающие на полях , две тянут плуг, а третья направляет их кнутом.
Геракл прогоняет порокию.
Короткая сторона внутренней стены главного фасада. Добродетели и доблесть, отгоняющие пороки в пользу изобилия.
Картуш с булавой
Аллегория силы- непобедимый Геркулес (Геракла), навстречу которому летят Изобилие и Благополучие, прогоняя войну и освобождая от оружия, но один хитрый пупсик-путто крадет меч и уносит его в кузнецу Вулкана (Гефеста). См.ниже
Кузница Вулкана
Циклоп работает в мастерских, чтобы сделать оружие, в то время как Марс (Арес) обезоружен Кротостью и должен лежать на стопке оружия.
Замыкают цикл историй Марс (Арес), безоружно лежащий у ног Арахны, символизирующей победу над грубой физической силой с помощью ума и
Религия и мудрость побеждают похоть и невоздержанность.
Наука
Религия и Чистота
Благоразумие еще одна добродетель, которая нужна понтифику для служения. Нарядно одетая аллегория держит в руках ключ, как становится ясно из следующей картины, от храма Януса на Римском Форуме.
На картуше в центре фриза изображено Солнце Барберини
Теламоны и тритоны держат монохромный восьмиугольный клипеус с бронзовыми монохромными сценами из римской истории, которые аллегорически описывают моральные добродетели Барберини
Лев (Крепость)
В основании - животные, представляющих другие достоинства Барберини. ] .
Единорог (Умеренность)
Угол с теламонами и тритонами, держащими восьмиугольный наличник с Благоразумием и внизу два медведя (Преобразование, Обновление)
Гиппогриф (Проницательность)
Фреска на потолке парадного зала Дворца Барберини впечатлюящих размеров – 24 метра на 14,5 метра. Она выполнена на высоте 18 метров
На четырех боковых сценах изображены сцены, отсылающие к доброму правлению Урбана VIII:
• военные добродетели (сцена « Торжество мира» ),
• религиозные и духовные добродетели (сцена « Триумф религии» ),
• добродетели разума (сцена Изгнание пороков Геракла )
• и, наконец, справедливости (сцена битвы Минервы с великанами )
В ту эпоху, XVII в, только фреска Микеланжело
в Систинской Капелле Ватикана
превосходила по размерам
«Триумф Божественного Провидения»
https://juliesatu.com/blog/palatstso-barberini