С момента изобретения фарфора в Китае он стал пользоваться огромным спросом у аристократии. Поскольку транспортировка была сложной и дорогостоящей, европейские мастера пытались раскрыть секрет его изготовления. В начале XVIII века в Саксонии алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер при участии учёного Эренфрида Вальтера фон Чирнхауза (или Чирнгауза) воссоздал формулу твёрдого фарфора.
Мастеров тщательно охраняли, но технология всё же распространилась: вскоре фарфоровые мануфактуры появились в Австрии, Пруссии, Франции и других странах. Европейский твёрдый фарфор оказался совершенно новым материалом и по качеству превзошёл китайский мягкий фарфор.
Первоначально в Россию фарфор ввозили из Европы, преимущественно с немецких и французских мануфактур. Поскольку рецепты держались в строжайшем секрете, пришлось разрабатывать собственную технологию. Для этого из Швеции тайно привезли алхимика Христофора-Конрада Гунгера, но его попытки оказались безуспешными.
Успеха добился русский учёный Дмитрий Виноградов, соратник Михаила Ломоносова. В 1740-х годах он разработал рецепт отечественного фарфора, освоил технологии росписи, глазурования и даже создавал сервизы для императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 году под Петербургом основали «Невскую порцелиновую мануфактуру» (от нем. Porzellan — «фарфор»), а к 1747 году добились стабильного качества фарфоровой массы.
Помимо изысканной посуды для двора, здесь производили статуэтки, табакерки, украшения и даже курительные трубки. Однако сам Виноградов, несмотря на заслуги, оказался в опале: его держали под стражей, опасаясь разглашения секретов. Умер он в 38 лет, по некоторым данным, из-за алкоголизма.
В 1765 году мануфактуру переименовали в «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). При Екатерине II на изделиях появилась монограмма правящего монарха, а в росписи преобладали античные мотивы и панегирики императрице. Павел I продолжил развитие завода, демонстрируя его как предмет национальной гордости.
При Александре I управляющим стал граф Дмитрий Гурьев. По его инициативе пригласили лучших мастеров, а в росписи стали преобладать патриотические сюжеты. Шедевром эпохи стал Гурьевский сервиз (1816–1824), включавший около 4500 предметов с уникальными изображениями народов России.
При Николае I на заводе создавали копии картин известных художников, а также фарфоровые цветы Петра Иванова — настолько реалистичные, что их путали с живыми. К сожалению, технология их изготовления утрачена.
С 1844 года при заводе действовал музей. Александр III лично утверждал эскизы, а изделия часто выпускали в двух экземплярах: для императора и для коллекции (ныне хранится в Эрмитаже). До революции завод оставался ведущим в Европе. В годы Первой мировой войны здесь производили технический фарфор, а художественный выпуск сократили.
После 1917 года завод национализировали и переименовали сначала в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а в 1924 году — в Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Год спустя, в честь 200-летия Российской академии наук, к названию было добавлено имя М. В. Ломоносова и предприятие получило официальное наименование Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Основной продукцией стал агитационный фарфор с революционной символикой. Также выпускали технические изделия, включая оптическое стекло.
В Великую Отечественную войну оборудование эвакуировали на Урал, где производили детали для военной техники. В блокадном Ленинграде из остатков сырья делали посуду для госпиталей, а художники расписывали корабли в маскировочные цвета.
После войны завод восстановил производство, но художественный фарфор возрождался медленно. Лишь в 1960-е годы, под лозунгом «Искусство — в быт!», начался расцвет: создали технологию костяного фарфора, а продукция завода получала международные награды (в 1980 году — «Золотой Меркурий»).
После распада СССР завод сохранил традиции. В 2005 году ему вернули историческое название — «Императорский фарфоровый завод». Сегодня здесь сочетают ручную роспись с современными технологиями, продолжая многовековую историю русского фарфора.
Спасибо за внимание!