
Карета — рессорный конный экипаж закрытого типа. Применялась для длительных путешествий в любое время года.

Колесница, возрастом более 2,5 тысяч лет. Найдена в Алтайском крае
Исторические упоминания данной тележки, начинаются ещё с кельтских времён. Первые повозки на конной тяге, найденны в кельтских захоронениях. Слово «карета» произошло от латинского «повозка» и обозначает закрытую повозку на мягком ходу для перевозки людей. Собственно говоря, кареты относятся к классу экипажей, но в культурном смысле их можно выделить и в отдельный класс.

Уже в I веке до н. э. в Древнем Риме использовали подрессоренные телеги для путешествий. Наиболее вероятно, что римляне использовали некое подобие рессоры в виде цепей или кожаных ремней на что указывают раскопки древнеримской эпохи. Государства династии Чжоу в «Эпоху сражающихся царств» были известны тем, что использовали кареты для транспортных нужд, но с упадком цивилизации, секреты постройки карет того времени практически полностью утеряны.

Первые экземпляры карет были в виде колесниц. Такие 2-хколёсные повозки появились в Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. Колесницу использовали в олимпийских играх и на войне. В ней помещалось не более 2-х человек и она очень быстро ездила. Эта скоростная повозка, стала особенно легендарной в странах Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.





Обычная средневековая карета представляла собой четырёхколесный крытый экипаж с полукруглым навесным козырьком над сиденьем кучера. Это обеспечивало надёжную защиту от непогоды и любопытных глаз. Нередко, внутренние салоны украшались живописным дизайном боковых стен и шторок. Кареты могли также дополняться украшениями из золота и драгоценных камней, что в значительной мере увеличивало их вес.



Карета. Подарена императрице Елизавете Петровне прусским королем Фридрихом II.




Аристократы и принцы крови украшали кареты позолотой и родовыми регалиями. Карета того времени представляла собой четырёхколесный экипаж, в который запрягали одну или две пары лошадей (в зависимости от того насколько много было позолоты и украшений, так как они довольно много весили).



Для постройки кареты использовались, в основном, железо и дерево, а обычные кареты для горожан обивались кожей. Механизм крепления колёс к кузову, поначалу был на ремнях. В XVIII веке начали использовать пружины. В XIX веке их заменили упругие рессоры, которые значительно смягчали удары при качении.










На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага. Словарь русского языка XI—XVII вв. определяет колымагу как «закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия». Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о её происхождении от колесных повозок кочевых народов.


В этих экипажах передвигались женщины, иногда им пользовались больные и старики. Мужчины из дворянских и боярских родов предпочитали ездить верхом. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет.







В России кареты появились в середине XVII века, когда германские купцы начали завозить диковинный товар. Популярность транспорта настолько возросла, что к 1680-му году Петербург заполонили пробки. Русский царь Фёдор III, распорядился запретить горожанам пользоваться каретами, кроме Боярской Думы 28 декабря 1681 года. Глобальное использование возобновилось, только после строительства широких дорог по которым уже едет карета.

Позже появился приказ, согласно которому все полковники и люди более высокого чина должны были перемещаться в каретах, запряженных двумя или тремя парами лошадей. При этом кучер обязан был иметь длинную бороду.

Только в ХVIII столетии кареты стали использоваться для путешествий. Встречались как экипажи с жестким каркасом и крышей, так и брички с балдахинами. В будущем появились многоместные дилижанс, омнибусs, шарабаномы.


К концу ХVIII столетия кареты стали элементом престижа. Внешний вид и количество запряженных лошадей позволяли определить положение человека в обществе. Известны случаи, когда богатые люди впрягали в карету 9-12 коней.

Копия кареты Екатерины II в память её посещения Казани
Наиболее состоятельные горожане оббивали внутреннюю часть кареты красным бархатом и соболиным мехом, стеклили окна, а колеса покрывали серебром. Доходило до абсурда — знать отказывалась ходить пешком и выезжала в экипажах даже в гости к соседям.

Зимой нередко использовали кареты на полозьях. Известно, что в 1742 году, во время поездки на собственную коронацию, Елизавета Петровна впрягла в зимний экипаж 23 лошади.

Принц Гарри в открытом ландау , в свадебной процессии

Ульям и Кейт едут в ладнау который был создан в 1902.
Среди карет отличали ландо – 4-колесную карету с откидным верхом и ландонет – облегченное ландо. В музеях Кремля представлены маленькие детские каретки, принадлежавшие Петру I. Они обиты кожей с золотым узором в виде деревьев, фантастических птиц, человеческих фигур. В возках, запряженных маленькими лошадками пони, управляемыми карликами, трехлетнего Петра I вывозили на прогулку.

Карета, подаренная Борису Годунову королевой Англии в начале ХVII
Некоторые кареты поступили в Россию из-за границы, но большинство их было сделано в мастерских Конюшенного приказа, где работали самые искусные мастера каретного, седельного и кузнечного дела. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились крупные каретные мастерские, где было множество мастеров; среди них славились Мякишев, Ильин, Стафеев. В ХVIII- ХIХ столетиях карета стала почтовым и общественным транспортом.





Карета невесты обязательно должна была отличаться от остальных. Некоторые придирчивые невесты требовали средство передвижения предельно приближенного к царской карете: большущего размера, расписанная золотом на зависть подругам, и чтобы была оббита изнутри белой шелковой материей. Запрягалась такая карета как минимум четверкой, а то и шестеркой. Лошади выбирались только белые.




XIX век принес перемены в каретную моду. Если в прошлом столетии были приняты неспешные выезды-смотры, то в начале девятнадцатого века каретные экипажи начали двигаться по улицам с большой скоростью. Осталась в прошлом и пышность экипажей. Теперь сам Александр I ездил по Петербургу в карете с одной лошадью.




Кареты интенсивно использовались вплоть до XIX века, когда на их смену не пришли новые удивительные механизмы передвижения, такие как: велосипед, паровоз, автомобиль. Сегодня сохранились единичные экземпляры в качестве музейных экспонатов, транспорта на свадьбах, экскурсиях, тематических вечеринках и фотосессиях, как повозка для пышных церемоний, например коронация.


Кстати, сегодня кареты скорой помощи называются так именно потому, что первые экипажи этой службы появились еще на каретах, запряженных лошадьми. Термин так прижился, что не изменился доныне.








В одном из залов Оружейной палаты хранится уникальная коллекция карет, имеющая большую историческую и художественную ценность. Она помогает ознакомиться с развитием экипажного дела в России и странах Западной Европы. Каждая карета представляет собой замечательное произведение искусства русских или иностранных мастеров XVI-XVIII вв. прекрасные музеи карет есть в Венгрии, Германии и Португалии.

А еще хочется вспомнить сказочные кареты принцесс. Только карета Золушки чего стоит...

блог Сударушки
|
|

|