Семь особенных мест в Руской ИЗБЕ
Через порог руки не подавать , окна на ночь закрывать , не стучать по столу
– «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме и в целом в Нашей Культуре .
Дом – микрокосм в макрокосме , свое , противостоящее чужому .
Человек обустраивает жилище , уподобляя его мироустройству , поэтому каждый угол , каждая деталь наполнены смыслом , демонстрируют взаимоотношения Человека с окружающим его МИРОМ .
1.ДВЕРИ
Вот мы вошли в русскую избу , переступили порог , что может быть проще ?!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома , это способ преодоления границы между внутренним и внешним Мирами .
Здесь таится угроза , опасность , ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой ворог , и нечисть.
«Маленький , пузатенький , весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов , засовов , замков выработана Нашими Предками система символических способов , защищающих жилище от «нечистой силы»:
Крапива , обломки Косы , нож или восковая свеча , воткнутые в щели порога или косяка , наконец кресты.
В дом просто так не войти и из него не выйти : приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»),
перед дальней дорогой существовал обычай присаживания , путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам ,
а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя .
2. ПЕЧЬ
Что мы видим перед собой при входе в избу?
Печь , которая служила одновременно и источником тепла , и местом приготовления пищи , и местом для сна , использовалась при лечении от самых различных заболеваний .
В некоторых районах в печи мылись и парились .
Печь порою олицетворяла все жилище , ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой).
Показательна Народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить».
Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная , но и как сакральная :
сырое , неосвоенное , нечистое превращалось в вареное , освоенное , чистое .
3. КРАСНЫЙ УГОЛ
В руской избе всегда по диагонали от печи располагался Красный Угол , где мы можем увидеть Кумиры , обереги , иконы , изображения Предков – те объекты , которым придавалась высшая культурная ценность.
Красный угол – священное место в доме , что подчеркивается его названием : красный – красивый , торжественный , праздничный .
Вся Жизнь была ориентирована на Красный (старший , почетный , божий) Угол.
Здесь трапезничали , восхваляли Славных Предков , молились , благословляли , именно к красному углу были обращены изголовья постелей . Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением , свадьбой , похоронами .
4.стол
Неотъемлемая часть Красного Угла – Стол .
Уставленный яствами стол – символ изобилия , процветания , полноты , устойчивости . Здесь сконцентрирована и будничная , и праздничная Жизнь Человека , сюда сажают гостя , сюда кладут хлеб , святую воду .
Стол уподобляется святыне , алтарю , что накладывает отпечаток на поведение Человека за столом и вообще в Красном Углу («Хлеб на стол , так стол престол , а хлеба ни куска – так и стол доска !»).
В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола : во время трудных родов стол выдвигали на середину избы , в случае пожара из соседней избы выносили стол , покрытый скатертью , и обходили с ним кругом загоревшиеся строения .
5. ЛАВКИ
Вдоль стола , вдоль стен – обратите внимание ! – лавки .
Для Мужчин долгие «Мужские» лавки , для жЖенщин и Детей лицевые , расположенные под окном . Лавки соединяли «центры» (Печной угол и Красный угол) и «периферию» дома .
В том или ином обряде они олицетворяли путь , дорогу .
Когда Девочке , ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху , исполнялось 12 лет , родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед , после чего , с благословления родителей , девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан , сшитый специально для такого случая .
С этого момента начинался девический возраст , и Девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой .
Перед выходом в замуж Девица прыгала в понёву (женская юбка)
А вот так называемая «нищая» лавка , расположенная у двери . Получила такое название потому , что на нее мог садиться нищий и любой другой , кто вошел в избу без разрешения хозяев .
6. МАТИЦА
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх , увидим брус , служащий основанием для потолка , – матицу .
Считалось , что матка является опорой верха жилища , поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома , сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля , молитвой , угощением плотников
. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней , связанной с входом и выходом .
Гость , войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев , отправляясь в путь , следовало подержаться за матицу , чтобы дорога счастливой была , а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох , под матицу подтыкали найденный от бороны зуб . 7. ОКНО
Выглянем в окно и посмотрим , что происходит за пределами дома .
Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому , кто внутри избы , но и тому , кто снаружи , отсюда угроза проницаемости .
Использование окна как не регламентированного входа и выхода было нежелательным :
если залетит в окно птица – быть беде .
Через окно выносили умерших некрещеных детей , взрослых покойников , болевших горячкой .
Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках
(«Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе , а рукава – в избе»).
Отсюда и солнечная символика , которую мы видим в орнаментах наличников , украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго , нечистого .
обычаи и традиции
Серия сообщений "интерьер в доме":
Часть 1 - Идеи полок...
Часть 2 - Кухня будущего в 1946 году
...
Часть 22 - Сервировка стола. Красиво, правильно, эстетично
Часть 23 - Уютные спальни с чарующими зимними видами из окна...ДОЛИНА ГРЁЗ
Часть 24 - Обычаи и традиции русского народа.
Часть 25 - Боль проходит, а КРАСОТА остается.... ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР.
Часть 26 - Стиль Кантри
...
Часть 38 - По волнам моей памяти... Неборув
Часть 39 - НЕ СУДИТЕ ПО ФАСАДУ! СТАРЫЙ ДОМ С ПОЛНОСТЬЮ ОБНОВЛЕННЫМ ИНТЕРЬЕРОМ
Часть 40 - Пластиковые окна и подоконники: наводим чистоту и порядок