Одно из тех таинственных мест, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни: необычные камни "перибаджаралы", приспособленные ранними христианами под часовни, церкви и монастыри, синее небо, добрый и радушный анатолийский народ. Сам музей-заповедник Гёреме известен как долина скальных ранне-христианских церквей и монастырей. Мало кто знает, но здесь в IV веке жили отцы церкви Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов.
В первые века нашей эры, когда христианство римской империей считалось ересью и строго преследовалось, первые христиане нашли себе прибежище в местных пещерах и перибаджаларах - так турки называют причудливой формы камни. Уже к концу II века в Каппадокии начитывалось очень много христианских сообществ. А с III века эти места стали наполняться христианами, приходившими из Сирии, Палестины и Рима.
Национальный парк Гёреме — музей под открытым небом в Турции. Национальный парк расположен между городами Невшехир, Ургюп и Аванос, и занимает территорию в 300 км². В ареал парка входят множество скальных образований, пещерных церквей и монастырских сооружений.
Город Гёреме, в километре от которого находится известная долина и музей-заповедник, в те заповедные времена был известен под именем «Корама». Известно, что некоего христианина Хиерона в III веке замучили до смерти в Малатье и матери его передали лишь руку мученика, которую она привезла в Корама.
В IV веке Каппадокия стала духовным центром христианства. Здесь родились и жили святые Василий Великий, его брат Григорий Нисский и Григорий Богослов. Говорят, что сам византийский император, в облачении простолюдина, дабы не быть узнанным, приходил к старцам за благословением.
Интересно, что именно здесь родился известный христианский мученик Георгий, известный на Руси как Георгий Победоносец или Георгий поражающий дракона.
[показать]Фото rmc43
К сожалению, в Каппадокии не осталось ни одной действующей христианской церкви или монастыря. Большинство опустело в период правления Османской империи. Более того, из-за длительной заброшенности даже историки и археологи не могут определить точное время возникновения построек. Только по иконографии фресок и росписей историки и искусствоведы могут условно определить временные границы строений.
[показать]Национальный парк Гёреме
Музей-заповедник Гёреме - это первое место, куда вы должны отправиться по приезду в Каппадокию. Если вы остановитесть в Гёреме, то до музея можете легко дойти пешком. Здесь можно фотографировать, однако съемка внутри зданий запрещена, так как фото-вспышки серьёзно разрушают хрупкий красочный слой.
Большинство церквей Каппадокии очень просты в выборе своих архитектурных форм – это, как правило, небольшое прямоугольное или квадратное помещение, выдолбленное в скале, с полукруглой, прямоугольной или бесформенной апсидой. Строители редких церквей, видимо, пытаясь внести архитектурные элементы в пещерный тип храма, столбам и опорам придавали вид колонн, нередко даже вытачивая намеки капители.
Всю фресковую живопись Каппадокии условно можно разделить на несколько периодов. Ранне-христианский, когда живописью как таковой не сильно интересовались. Все, что было важно - это схематично охрой указать базовые символы христианства: крест, виноградную гроздь, рыбу. Забавно, что в некоторых церквях, видимо, более фантазийные художники, пытались высеченным в скалах сводам придать большую «архитектурность» и, фактически, нарисовать кирпичную кладку.
[показать]Фото Florence3
Со временем, монахи стали больше внимания уделять живописности сцен, однако, фигуры изображённых святых ещё очень абстрактны.
[показать]Святой Георгий Победоносец. Фото amitd.
Затем, в период иконоборчества, многие фрески были сбиты, и в интерьере церквей снова появляется символизм: Христа и святых изображают в виде крестов, гроздей винограда, иногда птиц. После того как этот период закончился, начался рассвет каппадокийской фрески. Именно его вы увидите в "Тёмной церкви" и в церкви "Пряжки".
Церковь "Пряжки" или Токалы, кстати, одна из самых хорошо сохранившихся. Она находится в метрах четырехстах от входа в музей. Но, купив билет в музей, вы легко можете попасть в церковь. Обратите внимание на фреску «Елиусе» или «Умиление» - удивительно то, как она сохранилась практически нетронутой. Это, наверное, одна из самых потрясающих фресок не только в Каппадокии, но и всей Турции.
[показать]Богоматерь "Елиусе"
Azize Catherine Şapeli.
Женский и мужской монастыри
Их вы увидите при входе, друг напротив друга – многоуровневые скальные массы, скорее похожие на муравейник.
[показать]Справа мужской, а слева - женский монастыри
В России его знают, пожалуй, только знатоки христианства и историки. А ведь этому святому приписывают изобретение иконостаса и литургии Василия Великого.
[показать]Неприметная горка справа - это келья Василия Великого
Несмотря на то, что главный вход в церковь на юге, попасть в нее вы можете только по узкому и низкому туннелю с севера. Считается, что монахи прорубали такие узкие и низкие туннели по двум причинам: во-первых, узость прохода не позволяла возможным агрессорам ворваться в храм или монастырь, а во-вторых, входящий наклонялся в смирении.
[показать]Яблочная церковь
[показать]Фрески Яблочной церкви
Как раз пример иконоборческого движения. Здесь все упрощённо-символично: кресты, деревья, и даже знаменитая сцена «Деисус» или «Моление», где Богоматерь и Иоанн Предтеча предстают перед Христом в молении за грехи человеческие, даже эта сцена зашифрована в трех крестах.
Одна из известных сцен со Святыми Георгием и Федором, убивающим дракона.
Как известно, Георгий родился в христианской семье в Каппадокии. Он отличался умом и, как бы сейчас сказали, быстро продвинулся по карьерной лестнице. Говорят, что он даже был одним из фаворитов императора Диоклетиана. Но, когда выяснилось, что он христианин, его пытали и принуждали отречься от христианства и совершить жертву Аполлону. Апокрифы рассказывают, что как его только не пытали в течение семи дней, но каждое утро все раны заживали. Тогда его приговорили к усечению головы.
История с его победой над драконом ещё более мутна, скорее всего это наложение историй о разных мучениках.
Обязательно поднимитесь в «Тёмную» церковь, несмотря на дополнительную плату. Она того стоит – удивительные и хорошо сохранившиеся фрески.
[показать]Тёмная церковь
В завершение осмотра не забудьте заглянуть в церковь «Пряжки», которая, как мы говорили, находится за территорией музея.
[показать]Сцена "Сошествие Святого Духа на Апостолов". Фото mephistofales
Сандаловая келья
http://travel-me.ru/posts/39-natsionalnyy-park-gyoreme
Dorn, Wolfgang. Zentralanatolien. — Köln: DuMont Verlag, 1997.
Серия сообщений "Турция и Иран":