ЖАН БУРДИШОН (около 1457 – 1521 гг.) – французский художник.Знаменитый художник Людовика XI, КарлаVIII, Людовика XII, Франциска 1,прославленный и обремененный заказами, требующими участия большой мастерской, Бурдишон известен сегодня главным образом как миниатюрист, за исключением триптиха "Богоматерь с младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом" (Неаполь, Каподимонте). Ученик Фуке, о чем свидетельствуют его ранние произведения ("Часослов Карла VIII", Париж, Нац. библиотека; "Часослов Бурбонов-Каренси", ок. 1485, Париж, библиотека Арсенала), он, возможно, унаследовал его мастерскую, но от своего учителя он перенял лишь простоту форм и спокойствие композиций. Художник не имел драматического дара; фигуры первого плана не имеют никакой связи с окружающим пространством. Его декоративная и нереалистичная концепция проявляется во вкусе мастера к неподвижной красоте, в единообразных типах, повторяющих мотив, и в любви к тщательному исполнению орнамента.
Между 1503 и 1508 годом мэтр Жан Бурдишон расписал богатый часослов для Анны Бретонской, последней правительницы независимой Бретани и дважды королевы Франции — вот она, кстати, благочестиво преклонила колени, который хранится в Национальной библиотеке в Париже, и который несомненно является одним из прекрасных его творений.
Приглашаю вас полюбоваться чудесными страницами из этой книги.
Часослов на то часослов, чтобы в нём был отражён календарный цикл, куда без этого.
Вот, пожалуйста:
...январь...
...февраль...
...март...
...апрель...
...май.
Нет, я не буду приводить все месяцы, покажу, пожалуй, ещё несколько ради пейзажа на заднем плане и всяких деталей.
Июль:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь — помните, почему у Эко в "Имени розы" аббатство в горах?.. потому что ему надо было колоть свинью раньше срока, до декабря.
Разумеется, в часослове должны быть миниатюры, посвящённые Писанию, и здесь они есть.
Собственно, первая миниатюра, ещё до портрета владелицы, это оплакивание Христа:
Изумительное Благовещенье, посмотрите только на эти зелёные крылья Гавриила:
Встреча Марии с Елизаветой:
Рождественские сцены невероятно прекрасны:
Поклонение волхвов — обратите внимание, как удобно корона надета на руку, чтобы не потерять.
Жуткое синее распятие с натуралистично заплаканной Марией:
Есть здесь и портреты евангелистов.
Иоанн, как положено, с орлом и с апокалиптическими зверями, невзначай пролетающими по небу.
Лука с быком и, как первый иконописец, с образом Марии.
Матфей с ангелом:
Марк должен быть со львом, поэтому будем считать животное им.
Однако Часослов Анны Бретонской — это ещё и своего рода ботанический атлас.
В нём больше двухсот изображений различных растений, причём они подписаны на латыни и по-французски, как в настоящем справочнике, а нарисованы в модном тогда стиле обманки, т.е. представляют собой оптическую иллюзию, имитируют трёхмерность. Рамка страницы или вставка с цветами-ягодами, привычная для рукописных книг средневековья, превращается у Бурдишона в самодостаточное произведение, скорее, уже научного толка. К тому же, миниатюры кишат насекомыми, улитками и прочей живностью, выписанной столь же любовно и тщательно.
Иногда это поле вокруг всего текста:
А иногда миниатюра вставлена в текст — на золотой прямоугольной подложке, но то крыло стрекозы, то усик вьюна пробирается за золотую границу, веселья и иронии для.
Растения, как можно видеть, самые простые: полевые, лесные, растущие вдоль ручьёв, дорог и заборов.
Вполне похоже на правду —что касается бабочек и прочих обитателей зарослей.
Правда, рисовальщики нет-нет, да похулиганят, не без того. Внимание: лягушечка, деловитое семейство улиток — и черепашки.
https://quod-sciam.livejournal.com/
http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-zh/8746
http://yakov.works/spravki/1_history_bio
Продолжение следует...
Серия сообщений "Книжные иллюстрации":
Серия сообщений "Религиозная живопись":