• Авторизация


Без заголовка 11-07-2018 22:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Скульпторы Возрождения :Донателло



Лев, заказанный Фердинандо I Медичи. 1594

Скульптор – Фламинио Вакка (итал. Flaminio Vacca, 1538–1605). Лоджия Ланци, Флоренция

Сегодня мы поговорим о скульптуре Кватроченто, потому что, наверное, именно в скульптуре искусство сделало самый большой шаг по сравнению даже с Проторенессансом. Это видно уже в самом начале XV в., в первой его половине, на примере известных скульпторов Донателло, Гиберти, Верроккьо.(о нем уже был пост)

Рельефы на притолоке портала собора в Пьяченце. XII в.

И чтобы понять масштаб этого шага, надо немножко отступить назад, потому что романская архитектура Италии, в отличие, скажем, от Франции и даже от Германии, была не столь заполнена скульптурой. Ну, вот рельефы… В основном, конечно, романские рельефы – это не очень глубокие  композиции, и практически совсем отсутствие круглой скульптуры. Т.е. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Это мы видим на соборах в Пьяченце, Ферраре, знаменитой церкви Сан-Дзено в Вероне… И это такая итальянская специфика.

Портал церкви Сан-Дзено Маджоре, Верона

Отчасти в Северной Италии можно видеть прекрасные, похожие на то, что мы видим в Германии, врата, например, в том же Сан-Дзено, со скульптурными изображениями.


Магдебургские врата. XII в.
Собор Святой Софии, Новгород

Кстати, похожие врата, так называемые Магдебургские врата, мы можем видеть в церкви Святой Софии в Новгороде. Конечно, эти врата были когда-то привезены в Новгород из Западной Европы, но это была такая общая романская культура, которая использовала фигуры невысоких рельефов и не очень замысловатые композиции.

Рельеф бронзовых врат церкви Сан-Дзено Маджоре. XII в.

Верона

Но постепенно, конечно, скульптура набирала свою пластику, и в XIII в. мы уже видим развитые композиции. Мы вспоминали Никколо и Джованни Пизано, которые делали интересные рельефы и уже почти приближались к круглой скульптуре.

Снятие с креста. Ок. 1259

Скульптор – Николо Пизано (итал. Nicola Pisano, ок. 1220–1280). Портал собора Святого Мартина, Лукка

Можно вспомнить Арнольфо ди Камбио, который делал и надгробия, и знаменитую статую святого Петра, которая сегодня находится в Риме. Но все равно они все были привязаны к плоскости, горизонтальной или вертикальной, стояли в нишах или были прислоненными к стене.

Статуя св. Петра. Ок. 1300

Скульптор – Арнольфо ди Камбио (итал. Arnolfo di Cambio, ок. 1240–1310). Базилика Св. Петра, Рим

А вот Кватроченто, конечно, сдвинуло скульптуру, выдвинуло ее вперед, может быть, впервые после античности вернуло скульптуре круговой обход. Вообще-то началом скульптуры раннего Возрождения считается 1401 год. Это знаменитый конкурс на украшение врат флорентийского баптистерия Сан-Джованни. Как мы знаем, в этом конкурсе победил Гиберти. Хотя были два победителя, Брунеллески и Гиберти, но делал это Гиберти, мы к этому еще вернемся.

Жертвоприношение Авраама. 1401

Скульпторы – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446) (слева) и Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Музей Барджелло

А начнем разговор мы не с соперника Брунеллески, которым в этом конкурсе был Гиберти, а с его друга Донателло, потому что именно Донателло можно считать действительно основателем скульптуры Кватроченто и вообще ренессансной скульптуры. Именно он сделал ее такой пластически совершенной.

Донателло. XIX в.

Скульптор – Джироламо Торрини (Girolamo Torrini, ок. 1800–1858). Галерея Уффици, Флоренция

Вот, например, статуя Донателло на фасаде галереи Уффици. Ну, конечно, она более поздняя и не может считаться портретной, но тем не менее мы с нее начинаем.

Вымышленный портрет Донателло. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

Донателло, или Донато ди Никколо ди Бетто Барди, родился в семье Никколо ди Бетто Барди, богатого чесальщика шерсти. Обучался он в мастерской Лоренцо Гиберти, где освоил, в частности, технику бронзового литья, в чем, собственно говоря, и преуспел Гиберти.

Но на творчество Донателло больше оказал влияние не его непосредственный учитель, а его друг, Филиппо Брунеллески. Они довольно рано подружились. Разработка Брунеллески линейной перспективы повлияла и на взгляд, на видение пространства Донателло. И вообще их дружба,  – они вместе много путешествовали, ездили на раскопки в Рим – повернула Донателло к античному пониманию пластики.Вазари пишет, что Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда никакого значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги, и туда мог руку запустить любой. Мы, конечно, знаем, что Вазари был таким человеком, склонным к беллетристике, но все-таки я думаю, что эта характеристика близка к реальности, потому что действительно, судя по всему, Донателло был человеком открытым, щедрым, творческим и не сильно приземленным.

Церковь Орсанмикеле. 1337–1350
Флоренция
Родился он в 1386 году. В 1410-е он работает на так называемых коммунальных заказах, т.е. на заказах города, и делает, как, собственно, и многие, скульптуру для очень интересной церкви – Орсанмикеле. Остановимся немножко на этой церкви, потому что в ней отметились многие скульпторы этого времени и даже более позднего периода.Сама по себе эта церковь очень интересна, потому что внешне она никак не похожа на церковь. Это трехэтажное довольно большое здание, которое служило одновременно и зернохранилищем, и церковью. Т.е. на верхних этажах были конторы и хранилища, а в нижнем этаже была часовня, наверное, для того, чтобы люди перед своими сделками могли помолиться.

Интерьер церкви Орсанмикеле, Флоренция

Само название Орсанмикеле переводится как «Святой Михаил в саду», потому что на этом месте когда-то был монастырь, посвященный святому Михаилу, архангелу Михаилу. То ли там был сад, то ли он просто так назывался, «в саду», потому что идея Девы Марии в саду, или ангелов в саду – это такая одна из позднеготических идей, вроде как возвращение к райскому состоянию.

Табернакль церкви Орсанмикеле. 1352–1360
Скульптор – Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna, 1308–1368). Флоренция

Интересно, что когда Флоренция пережила чуму, очень многие вкладчики стали вкладывать сюда благодарность Богу – свои пожертвования. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Может быть, впервые, а может быть, даже единственный раз, потому что Флоренция все-таки очень такой своеобразный город, основанный на капитале, на торговле, на всем таком земном. Может быть, впервые, а может, даже редкий единственный раз искусство и религия вытеснили отсюда вот этот рыночный элемент и весь нижний этаж отдали под церковь.

В 1348 году была чума, и выжившие в эпидемию чумы пожертвовали 35 тысяч флоринов, что превышало годовой бюджет города. И как раз на эти деньги в Орсанмикеле сделали большой табернакль из мрамора с образом Богоматери работы Бернардо Дадди. Это середина XIV в., когда действительно отсюда как бы вытеснился вот этот зерновой рынок, зернохранилище и торговые лавки, которые сначала были в аркадах этого здания. Церковь расширилась и заняла практически весь первый этаж.

Скульптуры в нишах фасада церкви Орсанмикеле, Флоренция

А снаружи уже различные ремесленные объединения, различные торговые объединения стали заказывать своих покровителей, статуи которых помещали в красивых нишах.

Святой Георгий. 1415–1417
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

Вот одну такую статую делает как раз Донателло, еще достаточно молодой. Он делает святого Георгия. И уже этот святой Георгий заявляет о молодом скульпторе как об очень интересном, смелом новаторе, человеке, который не боится оторвать скульптуру от стены. Хотя она в нише помещается, но она свободно там стоит, и так и кажется, что святой Георгий может выйти из нее, и мы спокойной обойдем его вокруг и увидим со всех сторон. Т.е. она такая полноценная.

Давид. 1408–1409
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие, и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Но он уходит от того, на чем сосредотачиваются другие, от разработок каких-то отдельных деталей, а скорее он начинает обобщенно трактовать форму, свободно давая литься вот таким складкам, давая свободу позе и т.д. Мы видим, что именно в лице Донателло скульптура уходит от того, что было в готике, от таких графических элементов, а переходит к очень пластическим толкованиям. Ну и, конечно, сама голова Давида похожа на статую какого-нибудь римского юного бога – т.е. явно он апеллирует к античному наследию.

Давид. Фрагмент. 1408–1409
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид»

Давид. Ок. 1440
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

Здесь немножко другая история. Во-первых, другой материал. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Потому что и в первом, более раннем «Давиде», и в этом мы видим, что он берет юное существо. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным… А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.

Давид. Фрагмент. Ок. 1440
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Он отказался от доспехов, потому что любые доспехи ему были велики[i]. И он выходит с одной пращой. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Но в одной руке он все равно держит камень, который он, собственно говоря, через пращу запускал в Голиафа. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут… Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.

Давид, в трех ракурсах. Ок. 1440
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей Барджелло, Флоренция

Здесь мы видим вот этот действительно революционный шаг вперед, потому что такая почти юношеско-девическая красота этого героя как-то не вяжется с этой борьбой. И ты понимаешь, что совершил он ее не человеческим усилием, а той Божьей благодатью, которая была в человеке, отданном Богу. Он вышел против великана Голиафа, надеясь только на Божью силу. Вот это прекрасная, несколько кокетливая шляпка – она как-то даже не вяжется с образом воина.

Тем не менее именно такого Давида делает Донателло. Это скульптура, которая со всех сторон интересно смотрится. Это скульптура, которая полностью сделана в расчете на круговой обход.Можно даже сравнить двух «Давидов», раннего и более позднего. Бронзовый Давид – это уже зрелая работа, 1440 года. Давид, выполненный в камне, — это 1408, может быть, 1409 год. У них есть, конечно, что-то общее, но видно, как внутри творчества Донателло идет завоевание пластики, объема, свободы, движения, пропорции и т.д.

Распятие. 1406–1408
Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

Известен спор Донателло и его друга Брунеллески. Они на спор сделали распятия: Донателло для церкви Санта-Кроче, а Брунеллески для церкви Санта-Мария-Новелла. Обе церкви во Флоренции. И тоже мы здесь видим разницу подходов.

Распятие. 1410–1415

Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Капелла Гонди, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

Брунеллески начинал как скульптор, но потом оставил скульптуру. Он всегда стремился к гармонии, рассчитывал свой купол очень скрупулезно, обдумывал его, чтобы пространство было, чтобы все пропорции были соблюдены. Поэтому его распятый Христос, хотя прекрасно выполнен анатомически и прекрасно показаны его страдания, все равно это гармоничный подход, произведение, которым можно любоваться.У Донателло все-таки показано тело, которое уже обезображивается смертью, уже в нем нет гармонии, оно как бы обвисает, потому что для Донателло важнее была вот эта правда образа. Как правда торжествует в юном Давиде, такая своеобразная правда, он как бы подчеркивает эту юность, которая сама не могла победить, а победила только Божьей силой, так и здесь – мы видим обвисание этого тела, которым уже невозможно любоваться, а можно только рыдать и плакать.

Мадонна Пацци. 1425–1430
Мрамор. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Государственные музеи Берлина

Конечно, он был не только мастер круглой скульптуры, но и мастер рельефа, и его рельефы прекрасны. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Вообще, надо сказать, заслугой Донателло было то, что он как бы уходит от отстраненных образов в скульптуре, а идет к такому вот реализму. Реализм понимали в это время как правду земного. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т.е. небесной реальности. Самым реальным, единственной реальностью тот же Фома Аквинский называет Бога, все остальное реально ровно постольку, поскольку присутствует в нем божественное.

Madonna di Citerna sculpure de Donatell                            Madonna della Mela

А с этого времени, начиная с Кватроченто, даже, может быть, чуть-чуть раньше, когда взгляд с небес опускается на землю, реализмом уже называется то, что отражает правду жизни. И здесь такая, может быть, не очень красивая Богородица, не идеальный образ, но зато это образ реальной матери, которая с реальным чувством обнимает своего сына. У нас как-то очень принято это принижать и говорить, что вот, начинается период, когда Богоматерь рисуют как простую флорентийку, жительницу Сиены или любого другого города. Но на самом деле для тех мастеров это было завоеванием: они показывали, что это не абстрактные чувства Святой Девы Марии к своему сыну, а это реальные чувства. А если это реальные чувства, значит, это реальность боговоплощения, значит, реальны будут и страдания Матери и Сына и т.д. Т.е. для мастеров Возрождения этот реализм был наполнен религиозным переживанием, приближением Бога к человеку. Зазор между небом и землей становится все меньше.

Пир Ирода. 1423–1427
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Баптистерий Сиенского собора

Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. У него есть несколько планов в рельефе. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Мы видим в архитектуре несколько планов. Это то, что еще не всем удается сделать в живописи, а Донателло уже делает это в скульптуре. Может быть, в это время он – наиболее последовательный в этом смысле ученик Брунеллески, который разрабатывал перспективу, конечно, применял ее в архитектуре, применял ее в рисунках и т.д. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.

Смерть Христа. 1446–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Базилика Святого Антония, Падуя

Или вот, например, этот рельеф в пизанском соборе Святого Антония, где изображен умерший Христос. Здесь тоже есть анатомия человеческого тела, материальность складок. Здесь, может быть, нет перспективы, потому что есть очень четкий задник, но, во всяком случае, есть вот это стремление к достоверности. Реализм понимается как достоверность. Ты смотришь на это и понимаешь, что страдания Христа реальны. Реально его человеческое тело, реальны его человеческие страдания и реальна его человеческая смерть.

Благовещение. Алтарь Кавальканти. Ок. 1435
Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Здесь применено даже золото с мрамором, и очень изящно сделана эта сцена, когда архангел Гавриил приносит деве Марии весть о рождении Спасителя. Эта композиция очень интересна именно в том плане, что здесь скульптура приближается к живописи. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.

Благовещение. Фрагмент. Архангел Гавриил. Ок. 1435
Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

И, конечно, мы опять видим удивительные лики. Они совершенно человеческие, просто с человеческой психологией. Такой несколько удивленно-возвышенный архангел, такая несколько созерцательная и чуть-чуть испуганная Мария.

Вазари пишет так, называя его Донато:

Это очень важное замечание, потому что, как я уже говорила, вместе с Брунеллески Донателло ездил на раскопки в Рим. Действительно, многое еще не было раскопано, и то малое, что он видел, он как-то сразу претворял в свои работы. Видимо, он настолько был увлечен античностью, что заразил и одного из своих заказчиков, самого влиятельного, Козимо Медичи, так что тот приобретал античные вещи. И он же, Донателло, их реставрировал. Это очень важный момент, потому что в период Кватроченто действительно происходит накопление знаний об античности. Можно сказать, что возвращение к античности произошло немножко раньше, что оно было скорее интуитивным. А с этого времени развивается археология, развиваются, как мы бы сказали, и научные знания, т.е. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т.д. И все это сразу выливается и в художественную практику. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно.

Рим в XV в. Нюрнбергская хроника (лат. Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik). Инкунабула. 1493

Одним из блестящих и, может быть, первых в этом жанре произведений является конная статуя кондотьера Гаттамелаты, которая была сделана Донателло для Венеции. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Но сначала, может быть, два слова о том, кого, собственно говоря, прославил этим памятником Донателло.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. 1447–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Соборная площадь, Падуя

Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Гаттамелата – это прозвище. Оно довольно странно звучит по-итальянски, потому что «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Поэтому это прозвище очень по-разному объясняют. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Может быть, льстивым был человек. Либо «кошка цвета меда». Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. В общем, очень непонятно. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. Фрагмент. 1447–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Соборная площадь, Падуя

Донателло отлил эту статую в 1447 году, но установлена она была намного позже, уже в 1453 году. Как я сказала, образцом послужил памятник Марку Аврелию, который сейчас стоит на Капитолии.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. 1447–1453
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Соборная площадь, Падуя

Но здесь как-то все более брутально: более мощный конь и так немножко крепко, даже, я бы сказала, не очень изящно сидит на нем всадник. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. А чтобы две фигуры как-то соединить, Донателло поступает очень интересно: с одной стороны он дает жезл в правую руку кондотьеру, а слева у него диагонально висит меч. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Во всяком случае, это действительно монументальное и очень значительное произведение, показывающее, что Донателло умел монументально мыслить.

Иоанн Креститель. 1455–1457
Бронза. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Сиенский собор

Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Он, кстати, долгую жизнь прожил, когда он умер, ему было около 80 лет, что, конечно, для того времени довольно значительный срок жизни. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Хотя иногда некоторые исследователи об этом пишут, называя его поздние работы немножко ретроградными, возвращающимися к какой-то до-возрожденческой пластике, немножко, может быть, более готическими.

Кающаяся Марии Магдалина. 1455–1456
Дерево. Скульптор – Донателло (итал. Donatello, 1386–1466). Музей собора, Флоренция

Мне это не кажется. Мне кажется, что они, может быть, менее монументальны, вот если мы посмотрим, например, две последние работы – скульптуры Иоанна Предтечи и святой Марии Магдалины. Они помечены 1450-ми годами, скорее всего, это 1455-й, т.е. это даже не самое последнее, а предыдущее перед смертью десятилетие. Может быть, действительно, к концу жизни он не так много работал. Но эти работы, выполненные ближе к концу жизни, показывают, что все-таки он остается скульптором, который очень четко чувствует пластику человеческого тела.

Fonte battesimale di siena, c, donatello, fede, 1427

Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. И он чувствует скульптуру не просто как изображение некой абстракции, а он как бы вживается в каждого своего героя, он видит человека. Он видит человека в Иоанне Предтече, он видит кающуюся, уже потерявшую всю свою красоту Марию Магдалину. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Он – скульптор, который пропускает все через себя. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Поэтому можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Хотя Гиберти, может быть, начинает раньше, он даже у него учился, но много ключевого, поворотного сделал именно Донателло.

Портрет Донателло. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 На известной панели работы Паоло Уччелло, где изображены пять художников Возрождения, он запечатлен уже в таком преклонном своем возрасте, видимо, каким его запомнило уже следующее поколение мастеров.

Donatello, santi stefano e lorenzo, 1434-43

Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Лаврентия во Флоренции — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, полные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Антония в Падуе. То же относится и к последнему произведению скульптора, законченному после смерти автора его учеником Бертольдо, — барельефам двух кафедр церкви св. Лаврентия, изображающим Страсти Господни.

Гробница антипапы Иоанна XXIII

Донателло создал также, вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; особого внимания заслуживаетмонумент развенчанному папе Иоанну XXIII, послуживший образцом для многочисленных надгробных памятников, созданных в XV–XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Умер в 1466 году, погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Вазари пишет: «Смерть его причинила бесконечное горе его согражданам, художникам и всем, кто знавал его при жизни. Посему, дабы после смерти почтить его больше, чем чтили его при жизни, устроили ему почетнейшие похороны в означенной церкви, и провожали его все живописцы, архитекторы, ваятели, золотых дел мастера и почти весь народ этого города, в котором еще долго не переставали сочинять в честь его разного рода стихи на различных языках…» Я думаю, что здесь Вазари не преувеличивал, потому что действительно Донателло прожил такую длинную жизнь, пережил своего учителя Гиберти, пережил своего друга Брунеллески, и в таком почетном возрасте его, конечно, очень многие превозносили.

Donatello Borromeo Madonna Kimbell.         madonna col bambino, firenze, 1400-1430 ca

Niccolo da Uzzano by Donatello - cast

Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века, — была воскрешена Донателло. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью предвидел впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны[чего?]. Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Baptismal font of the Siena Baptistry, Donatello

А было за что превозносить! Действительно, он первым, например, начал изучать механизм движения. Вот почему у него такие свободные фигуры: потому что он изучал механизм движения человеческого тела. Он пытался в своих скульптурах не просто повторить принцип античной скульптуры – опора на одну ногу, – а повторить вот это движение. У него всегда более сложное движение. Он первым изобразил в своих рельефах массовое действо. Он стал трактовать одежду в связи с пластикой тела.

Saint Jerome by Donatello

Он поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре. Его святых хочется назвать портретными. Не просто каноническое изображение с таким общим выражением лица, а что-то такое психологическое и реалистическое, что дает индивидуальность тому или иному персонажу.

Он довел до совершенства бронзовое литье, моделировку мрамора. Он очень тщательно, удивительно отделывал работы с мрамором. Круглая скульптура – он первый вот так свободно делал этот круговой обход. И, конечно, вот эти трехплановые рельефы – т.е. он ввел перспективу в рельефы. Все это сделал именно Донателло.

источники

Донателло: Альбом / Автор-составитель М. Либман; Оформление художника Е. Ганнушкина. — М.: Изогиз, 1960. — 52 с. — (Мастера мирового искусства).
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., «Изобразительное искусство», 1982
История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984
Либман М. Я. Донателло. — М.: Искусство, 1962. — 252 с.
Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994
История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

https://magisteria.ru/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Alexander_Kaliinin - Дневник Alexander_Kaliinin | Лента друзей Alexander_Kaliinin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»