Это цитата сообщения
kakula Оригинальное сообщение22 марта родились...

1842
Николай Витальевич Лысенко
украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель. Родился в селе Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинского района Полтавской области). Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А.А.Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет — русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка — Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем — в пансионе Гедуэна. В 1855 году Николая отдали во вторую Харьковскую гимназию, которую он закончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии Лысенко частным образом занимался музыкой (педагог - Н.Д.Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где Николай исполнял пьесы Бетховена, Моцарта, Шопена, играл танцы и импровизировал на темы украинских народных мелодий. По окончании гимназии Николай Витальевич поступил на естественнонаучный факультет Харьковского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай Витальевич перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского университета. Закончив университет 1 июня 1864 года, Николай Витальевич уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.

2 гривны 2002 с портретом Лысенко и его нотами
По окончании Киевского университета и непродолжительной службы Н.В.Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К.Рейнеке, И.Мошелес и Э.Венцель, по композиции — Э.Ф.Рихтер, по теории — Паперитц. Именно там Николай Витальевич понял, что важнее собирать, развивать и создавать украинскую музыку, чем копировать западных классиков. Летом 1868 года Н.Лысенко женился на Ольге Александровне О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на 8 лет младше. Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались по причине отсутствия детей. Закончив с большим успехом в 1869 году обучение в Лейпцигской консерватории, Николай Витальевич вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 годы Лысенко совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории в классе Н.А.Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее — в подготовке «Словаря украинского языка», в переписи населения Киева, в работе Юго-западного отделения Русского географического общества. В 1878 году Николай Лысенко занимает должность преподавателя по фортепиано в институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, которая была пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове. От этого брака Н.Лысенко имел пятеро детей. Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения ребёнка. В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, Н.Лысенко работал в музыкальных школах С.Блуменфельда и Н.Тутковского. Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа (с 1913 года — имени Н.В.Лысенко), организованная Николаем Витальевичем. Это было первое украинское учебное заведение, предоставлявшее высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями во время празднования 35-летия деятельности композитора в 1903 году для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Николай Витальевич преподавал фортепиано. И школа, и Н.Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Николая Витальевича арестовали, но уже на следующее утро отпустили. С 1908 по 1912 годы Н.Лысенко был председателем правления общества «Украинский Клуб». Это общество проводило большую общественно-просветительскую деятельность: организовывало литературные и музыкальные вечера, устраивало курсы для народных учителей. В 1911 году Лысенко возглавил комитеты по содействию сооружению памятника Т.Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта, созданные этим обществом. Николай Лысенко умер 6 ноября 1912 года, внезапно от сердечного приступа. Проститься с композитором пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева.
Н.В.Лысенко похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А.Даргомыжского, Глинки, А.Н.Серова, знакомился с музыкой Вагнера и Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н.Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично. Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н.В.Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» — первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение — «Завет» на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году. Н.В.Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в 1872—1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н.Лысенко и М.Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н.Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка». В Санкт-Петербургский период Н.Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В.Н.Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Санкт-Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь».

Бюст в Киевской филармонии
В Санкт-Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»). Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К.Стеценко, П.Демуцкий, Л.Ревуцкий, О.Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н.Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением — оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н.Гоголя на либретто М.Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» — лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н.Гоголя на либретто М.Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» — кантата на стихи Т.Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И.Котляревского, в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М.Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо». Среди авторских достижений Н.Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра — детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 — «Народные музыкальные инструменты на Украине». В 1905 году Н.Лысенко совместно с А.Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А.Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В.Самойленко, в 1912 году — опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой Чайки, А.Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т.Шевченко был написан «Давидов псалом». Имя Н.В.Лысенко носят улицы в Киеве и Львове, Львовская национальная музыкальная академия, Харьковский государственный академический театр оперы и балета (с 1944 года) и Полтавское музыкальное училище. В 1962 году струнному квартету Киевской государственной филармонии было присвоено имя Н.В.Лысенко. В том же году был учреждён музыкальный конкурс имени Николая Лысенко, имевший до 1992 года статус национального, а с 1992 года ставший международным.

29 декабря 1965 года рядом с Национальной оперой Украины на Театральной площади был открыт памятник Н.В.Лысенко. Скульптор А.А.Ковалёв, архитектор В.Г.Гнездилов. Памятник установлен на родине композитора, в селе Гриньки. В 1986 году на киностудии имени А.Довженко режиссёром Т.Левчуком был снят историко-биографический фильм «И в звуках память отзовётся…», показывающий страницы из жизни Николая Витальевича Лысенко. Роль композитора в фильме исполнил Ф.Н.Стригун. В киевской квартире Н.В.Лысенко по улице Саксаганского, 95, открыт мемориальный музей. В 1992 году Почта Украины выпустила почтовую марку и художественный маркированный конверт с оригинальной маркой, посвящённые 150-летию со дня рождения Н.В.Лысенко. В 2002 году к 160-летию со дня рождения композитора Национальный Банк Украины выпустил юбилейную монету номиналом 2 гривны. На аверсе монеты изображен нотный отрывок из композиции «Молитва за Украину» (1885), на реверсе — портрет Н.Лысенко.
Сочинения: Характеристика музичних особливостей українських дум и пiceнь, виконуваних кобзарем Вересаєм, Київ, 1955; Народнi музичнi iнструменти на Українi, 2 изд., Київ, 1955; Про народну пicню i про народнicть в музицi, Київ, 1955; Листи, Київ, 1964.
Литература: Гозенпуд А., Н.В.Лысенко и русская музыкальная культура, Москва, 1954; Лысенко О.Н., Микола Лысенко. Воспоминания сына, Москва, 1960; Архiмoвич Л., Гордiйчук М., М.В.Лисенко, Київ, 1963.

1842
Карл Август Николас Роза (Carl August Nicholas Rosa)
немецкий импресарио, скрипач, дирижер, руководитель оперной труппы, нередко гастролировавшей в Дублине. Умер 30 апреля 1889 года.
1843
Артемий (Артур) Лаврентьевич Обер
русский художник, мастер скульптурной анималистики, представитель романтизма и модерна. Родился в Москве, в семье обрусевшего француза, управляющего Конторой императорских театров. Сперва учился на медицинском факультете Московского университета, затем посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве «вольноопределяющегося» (1864–1865). Продолжил художественное образование в парижской Рисовальной школе (1865–1870), где его наставником был выдающийся скульптор-анималист А.Л.Бари. Работал в Париже в 1894–1899, отливая свои вещи в керамической мастерской Биго. Участвовал в выставках «Мира искусства». Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. В качестве финального материала обычно предпочитал бронзу. Выдвинулся как мастер «кабинетной» малой пластики. Наряду с изображениями животных создавал типажно-этнографические фигуры разных народностей (Туркмен на коне, Бретонка; обе работы – 1880-е годы, Третьяковская галерея). Однако уже в ряде ранних работ (Лев, пожирающий газель, 1892, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Санкт-Петербург; и др.) проявил яркие задатки монументалиста, автора крупных и динамичных образов. Выступил в числе реформаторов романтической пластики, усилив в ней иррационально-стихийное начало, непосредственно переходящее в искусство модерна. Среди характерных произведений Обера – Борзая с лисицей (1881), Бык-победитель (1885), Волк (1900). Зрелыми образцами русского символизма являются его керамические композиции: блюдо с головой Горгоны, Морское чудище, блюдо с головой льва (все – 1898), а также бронзовая аллегорическая группа Бедствие (отлив начала 1890-х годов по оригиналу 1889; все – в Русском музее) – с задрапированной Смертью, несущейся на двух фантастических зверях. Как монументалист исполнил, в частности, фигуру коня для киевского памятника Б.М.Хмельницкому (работы М.О.Микешина; 1888) и декоративные скульптуры московского Бородинского моста, выстроенного к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 (архитектор Р.И.Клейн; 1912). Умер в Петрограде 17 октября 1917 года.
1844
Теодор Голь (немецкое имя - Theodor Gohl)
швейцарский архитектор. Родился в Арберге. С 1861 по 1865 год Теодор Голь изучал архитектуру у Готфрида Земпера в Швейцарской высшей технической школе в Цюрихе. После поездки в Италию и практики в Цюрихе, Берне и Бадене в 1875 году сменил Вильгельма Берайза на посту архитектора города Винтертур. Там он разработал проект главного здания экспериментального завода, построенного в 1877—1878 годах. Как архитектор кантона Санкт-Галлен (1880—1891) спроектировал здания психиатрической больницы в Виле и кантонального банка в Санкт-Галлене. С 1881 по 1882 год отвечал за реконструкцию Совета Санкт-Галлена. С 1891 года Теодор Голь работал в Берне в Управлении градостроительства Швейцарии сначала в качестве архитектора, а после 1892 года как главный архитектор и адъюнкт директора Арнольда Флюкигера. В этой должности он спроектировал здания Швейцарского федерального архива и Монетного двора Швейцарии в квартале Кирхенфельд в Берне, а также здания почтовых отделений в городах Гларус, Херизау, Цуг, Фрауэнфельд и Кур и крупнейшую почтовую станцию в Базеле. Умер в Базеле 1 октября 1910 года.
1844
Николай Иванович Зибер
русский экономист, доцент Киевского университета по кафедре политической экономии и статистики. Родился в Судаке, Таврической губернии, и был сыном швейцарского подданного. Первоначальное образование получил в Симферопольской гимназии, по окончании курса в которой поступил в 1864 г. в университет святого Владимира на юридический факультет. Способности Зибера обратили на себя внимание профессоров Романовича-Славатинского, Бунге и Цехановского; каждый из них намечал его своим стипендиатом. Но любимым предметом Зибера была политическая экономия, поэтому попытки профессора Романовича-Славатинского сбить его с этого пути и обратить его в государствоведа не могли увенчаться успехом. В 1866 г. Зибер блистательно окончил юридический факультет, но так как вакантной стипендии не оказалось, то Бунге, ревностно заботившийся о своих учениках, предоставил Зиберуместо мирового посредника в Волынской губернии. Таким образом швейцарскому подданному пришлось служить великому русскому делу освобождения крестьян. Но служить этому делу ему пришлось недолго (8 месяцев):его тянуло в университет к любимой науке. В это время открылась вакантная стипендия, которая, по предложению Бунге, и была предоставлена Зиберу. Хорошо знакомый со студенческой скамьи с избранною наукою, Зибер недолго готовился к магистерскому экзамену, который выдержал в 1871 г. На экзамене Бунге предложил Зиберу изложить теорию Маркса, которая была тогда большою новинкой. "Я помню, говорит Романович-Славатинский, как разгорелись щеки Зибера, когда он стал излагать теорию, которой он сделался горячим последователем". За экзаменом последовала магистерская диссертация "Теория ценности и капитала Давида Рикардо, в связи с позднейшими дополнениями и разъяснениями (Киев, 1871 г.). Этот труд является замечательным не только по учености и по обилию оригинальных мыслей, высказанных в нем, но еще и тем, что он представляет первую попытку познакомить русскую читающую публику с теоретическими учениями К.Маркса и выяснить тесную связь его доктрин со взглядами классических экономистов. Еще раньше, в 1869 г., Зибер напечатал труд под заглавием: "Потребительные общества", а затем — "К учению о ренте" ("Университетские Известия" 1870 г., №№ 5, 6). Удостоенный степени магистра политической экономии, Зибер был командирован с ученою целью. за границу и в течение двух лет занимался в Гейдельберге, Лейпциге, Цюрихе, Бельгии, Франции и Англии. Кроме лекций, он посещал и изучал фабрики, потребительные общества, социальные конгрессы и работы статистических бюро. По возвращении в Россию Зибер в 1873 г. был избран доцентом университета святого Владимира по кафедре политической экономии и статистики.

В период преподавательской деятельности в университете Зибер напечатал: "Отчет о пребывании за границею" ("Университетские Известия" 1873 г., № 8); "Начала политической экономии", сочинение Д.Рикардо, перевод первой части (ib., №№ 1—10); "Жизнь и труды Давида Рикардо" (ib., № 9); "Что такое статистика" ("Знание", 1874 г., № 8); "Цена труда" ("Университетские Известия" 1875 г., № 2). Это — разбор статей Энгеля: "Der Preis der Arbeit" и "Der Preis der Arbeit bei den deutschen Eisenbahnen in den Jahren 1850, 1859 und 1869"; "По поводу рецензии Киевлянина на перепись 2 марта 1874", соображения и заметки одного из принимавших участие в разработке переписи, Киев, 1875 г. и "Опыт программы для собирания статистико-экономических сведений" (Киев, 1875 г.), составленный им по поручению юго-западного отдела Императорского Русского Географического Общества и оказавший влияние на программы исследования земскими статистиками юга России. Однако Зибер не мог долго оставаться в той университетской среде, которая сложилась в половине 1870-х годов, когда стали господствовать совместительство и нажива, когда самым ценным качеством человека признавались хитрость и практическая изворотливость. Завелась даже газета в Киеве, ратовавшая за такую практичность и деловитость. Зибер с некоторыми своими единомышленниками задумал создать противовес этой газете, которыми явился "Киевский Телеграф". Но как ни страстно он увлекался этим делом, оно не имело успеха, и Зибер не выдержал, покинул университет и поселился в Швейцарии, в Берне (1875 г.). Будучи русским в душе, он продолжал работать здесь для русской науки и работал с тою страстностью, которая была свойственна его природе, не жалея своих слабых сил, которые мало-помалу надламывались. Его статьи, разбросанные в разных журналах, не были простою передачей чужих мыслей, а представляли собою самостоятельные исследования. Достаточно назвать эти работы, чтобы судить, как велик был труд, затраченный на них. Это были: "Материалы для наблюдения над общественно-экономическою жизнью русского города" ("Знание" 1876 г., № № 3, 4); "Размещение по квартирам представителей различных профессий в составе Санкт-Петербургского населения" (ib., № 6); "Берлинские грюндеры и их мошенничества" (ib., № 9); "Новейшее фабричное законодательство Великобритании" ("Отечесивенные Записки" 1877 г., №№ 1, 4, 5); "Несколько замечаний по поводу статьи Ю.Жуковского: "К.Маркс и его книга о капитале" (ib., № 11); "Общинно-поземельные отношения владельческих крестьян Эльзаса в средние века" (ib. 1878 г., №№ 9, 12); "Экономическая теория Карла Маркса" ("Знание" 1876 г., №№ 10, 12; 1877 г., №2; "Слово" 1878 г., №№ 1, 3, 9, 12); "Ф.Лассаль сквозь очки господина Б.Чичерина" ("Слово" 1878 г., № 4); "Мысли об отношении между общественною экономией и правом " (ib. 1879 г., № 2; 1880 г., № 6); "Чичерин contra Маркс" (ib. 1879 г., № 2); "Фиаско национального либерализма" (ib., № 9); "Диалектика в ее применении к науке" (ib., № 11); "Земледелие в Соединенных Штатах Северной Америки" ("Отечественные Записки" 1880 г., № 11); "Народные школы в кантоне Берн в гигиеническом отношении" (ib. 1881 г., № 9); "Еще о братствах" ("Слово" 1881 г., № 1); "Община и государство в Нидерландской Индии" ("Отечественные Записки" 1881 г., № 3); "История Швейцарской альменды" ("Вестник Европы" 1881 г., № 10); "Экономические эскизы" ("Отечественные Записки" 1880 г., № 12; 1881 г., №№ 3—6, 9, 11; 1882 г., №№ 4, 6); Судьба общинного владения в Швейцарии" ("Вестник Европы" 1882 г., № 7); "Новый труд о первобытных учреждениях" ("Отечественные Записки" 1882 г., № 7); "Ход всемирного хозяйства в последнее 10-летие" ("Русская Мысль" 1882 г., № 6); "О влиянии прогресса на бедность" (ib., 1883 г., №№ 9, 11, 13); "Распределение поземельной собственности в Германии" (ib., №№ 1, 2); "Общественная экономия и право" ("Юридический Вестник" 1883 г., №№ 5, 9, 10); "Сравнительное изучение первобытного права" (ib., 1885 г.); "Квартирный вопрос в больших городах" (ib. 1886 г., №№ 1, 2). В 1882 г. вышли его "Сочинения Давида Рикардо" с приложениями переводчика (Санкт-Петербург), а в следующем году — "Очерки первобытной экономической культуры" (Москва, 1883 г.). В последнем сочинении Зибер делает обобщение первобытных форм общественной жизни, уделяя наибольшее внимание явлениям экономическим, но не забывая и других сторон жизни. Красною нитью, проходящею чрез все сочинение, является та мысль, что универсальными формами экономической деятельности являются формы общинные. Зибер представлял собою чистейший тип ученого. Все его заботы и помыслы были сосредоточены исключительно на изучении любимой науки и на учено-литературных трудах. В самой политической экономии Зибера интересовали не столько практические вопросы, занимающие большинство современных ему специалистов по этой науке, а напротив, теоретическая, философская сторона предмета. Профессор Романович-Славатинский так характеризует Зибера: "Это была натура нервозная, глубоко впечатлительная, с которой не всегда мог справиться его уравновешенный, довольно положительный ум. Он как-то трепетно и лихорадочно относился к явлениям жизни и к вопросам науки, представлявшейся ему царственной богиней, у ног которой он готов был повергаться ниц с постом и молитвой. Чистокровный идеалист, он не способен был ни к какой сделке и компромиссу; брезгливо и нетерпимо он относился ко всему, что не подходило под его чистые пуританские требования". Усиленные работы Зибера подорвали его здоровье: появились признаки медленного паралича центрального мозга. Симптомы эти усилились в 1884 г. Зибер переселился в родную Ялту, на берега родного Черного моря, но ни родина, ни заботы сестры и матери не спасли угасающей жизни ученого; он скончался 28 апреля 1888 года. После его смерти в 1900— 1901 гг. вышло 2 тома его сочинений: том I, "Вопросы землевладения и промышленности" (Санкт-Петербург, 1900 г.) и т. II, "Право и политическая экономия" (Санкт-Петербург, 1901 г.).
Литература: Иконников, "Биографический словарь профессоров и преподавателей университета святого Владимира", страницы 204—206. — Д.Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", выпуск VIII, страницы 45—46; выпуск XII, страницы 259. — Н.К.Михайловский, "Сочинения", том I, 1897 г. — А.Русов, "Оценочная статистика". "Всемирная Иллюстр." 1888 г., том 39, страница 422. — "Казанский Биржевой Листок" 1888 г., № 104. — "Минута" 1888 г., № 185. — "Сибирская Газета" 1888 г., № 40. — "Северный Вестник" 1888 г., № 8, страницы 152—153. — "Юридический Вестник" 1888 г., № 6—7. — "Русская Мысль" 1892 г., № 6, страницы 192—196. — "Одесские Новости" 1898 г., № 4269. — "Санкт-Петербургские Ведомости" 1898 г., № 119. — "Русские Ведомости" 1902 г., № 320. (А.Б.Романович-Славатинский, "Н.В.Зибер и А.Е.Назимов").
1844
Александр Михайлович Кузминский
русский судебный деятель, сенатор, первоприсутствующий в соединенном присутствии первого и кассационного департаментов Сената. Православный. Родился в Перми. Из потомственных дворян Черниговской губернии. Сын статского советника Михаила Петровича Кузминского (1811—1847) и Веры Александровны Иславиной (1825—1909). В 1864 году окончил Императорское училище правоведения, около года прожил в своем родовом имении, а затем поступил на государственную службу старшим чиновником особых поручений при Волынском губернаторе. В следующем году перешел к Киевскому, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору. В ноябре 1866, при введении судебной реформы в Санкт-Петебургском и Московском округах, был назначен судебным следователем Тульского окружного суда по городу Туле. Через год назначен товарищем прокурора того же суда. В 1871 году перешел в Кавказские судебные установления и был назначен прокурором Кутаисского, а затем Тифлисского окружного суда. В 1879 году был назначен товарищем прокурора Харьковской судебной палаты. В следующем году, по приглашению графа Лорис-Меликова, принял участие в редакционной работе по составлению отчета об управлении Харьковским генерал-губернаторством, а затем был вызван в Петербург для заведывания делами только что учрежденной Верховной распорядительной комиссии. В 1881—1889 годах занимал должность председателя Санкт-Петербургского окружного суда. В 1889 году, перед введением судебной реформы в Прибалтийских губерниях, был назначен прокурором Санкт-Петербургской судебной палаты и принял ближайшее участие в открытии новых судебных установлений в крае. Через год министр юстиции Манасеин поручил Кузминскому обозрение этих установлений. Кроме того, он выполнял ревизию судебный установлений Оренбургской и Олонецкой губерний, в которых затем была введена судебная реформа. В 1894—1900 годах был старшим председателем Киевской судебной палаты. В 1896 году произведен в тайные советники. В октябре 1900 года был назначен сенатором, присутствующим в уголовном кассационном департаменте Сената, а в январе 1910 — первоприсутствующим в соединенном присутствии первого и кассационного департаментов. В 1911 году произведен в чин действительного тайного советника. В 1905 году, по Высочайшему повелению, производил две сенаторские ревизии, первые после двадцатитрехлетнего промежутка: для расследования армянско-татарской резни в Баку и Бакинской губернии, и еврейского погрома в Одесском градоначальстве. Скончался в Петрограде 1 марта 1917 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.
А.М.Кузминский. Конец 1860-х - начало 1870-х годов.
А.М.Кузминский. Тифлис, 1874-1875 гг.
В группе первоприсутствующих Сената.
Семья:

Михаил и Дмитрий Кузминские во время Первой мировой войны.
В 1867 году женился на писательнице Татьяне Андреевне Берс (1846—1925), дочери врача Московской дворцовой конторы коллежского асессора А.Е.Берса и младшей сестре Софьи Андреевны Берс, жены писателя Льва Толстого. Дети: Михаил (1875—1938), коллежский асессор. В эмиграции в Германии. Похоронен в Берлине на кладбище Тегель; Александр (1880— ок. 1930), коллежский секретарь; Василий (1883—1933), капитан 2-го ранга; Дмитрий (1888—1937), воспитанник Училища правоведения (1909), товарищ прокурора Псковского окружного суда. В Первую мировую войну — штабс-ротмистр лейб-гвардии Драгунского полка, награждён Георгиевским крестом 4-й степени. Участник Белого движения, был членом чрезвычайной следственной комиссии о большевистских зверствах. В эмиграции в Югославии; Дарья (1868—1873); Мария (1869—1923), замужем за генералом от кавалерии И.Г.Эрдели; Вера (1871—1940-е); Татьяна (1872—1877).
Награды: Орден Святого Станислава 1-й степени (1889); Орден Святой Анны 1-й степени (1891); Орден Святого Владимира 2-й степени (1902); Орден Белого Орла (1910); Орден Святого Александра Невского (1914). медаль «В память царствования императора Александра III» медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых»
Источники: Правительствующий Сенат. — Санкт-Петербург, 1912. — Страница 51; Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1 сентября 1914 года. — Петроград, 1914. — Страница 83; Федорченко В.И. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий: В 2 томах — Красноярск: БОНУС; Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
1846
Алексей Иванович Домонтович
генерал от кавалерии, командир Персидской казачьей бригады. Родился в семье кубанских казаков, происходил из старинного запорожского рода; образование получил во 2-м Московском кадетском корпусе (1863) и в Александровском военном и Михайловском артиллерийском училищах. В 1864 году выпущен из Алексанровского училища хорунжим в конно-артиллерийскую № 11 батарею Кубанского казачьего войска. В 1872 году Домонтович поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, по окончании которой в 1875 году он был произведён в капитаны, переведён в Генеральный штаб и назначен старшим адъютантом штаба 38-й пехотной дивизии. В конце 1876 года Домонтович был командирован в распоряжение начальника Эриванского отряда, генерал-лейтенанта Тергукасова, с которым и принимал участие в занятии Баязета, Диадина, Сурп-Оганеза и Большой Каракилисы, в сражениях на Драм-Дагских высотах и у Даяра и в движении Эриванского отряда на выручку окруженного неприятелем Баязетского гарнизона, а также в сражениях при Игдыре и у Деве-Бойну. За боевые отличия Домонтович был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (за Драм-Даг), чином подполковника (за Даяр), орденами Святого Станислава 2-й степени с мечами (за Деве-Бойну) и Святого Георгия 4-й степени (23 декабря 1878 года) «В воздаяние за отличие, оказанное в деле с Турками 15 Сентября 1877 года, где, исправляя должность Начальника Штаба войск (правого фланга Эриванского отряда), расположенных у селения Хош-Хабар и Чарухчи, видя намерение неприятеля охватить оба фланга нашего отряда, дал весьма полезный совет, вследствие которого неприятель, сам неожиданно атакованный с флангов, стал в беспорядке отступать и понес громадные потери.» Назначенный по окончании войны штаб-офицером для особых поручений при штабе Кавказского военного округа, Домонтович в ноябре 1878 года был командирован в Персию, где по просьбе персидского правительства совершил осмотр местных войск и составил предложения по усовершенствованию вооружённых сил Персии. 7 февраля 1879 года Домонтович подписал контракт с персидским правительством об условиях приглашения на постоянной основе русской военной миссии и об организации Персидской казачьей бригады. Сам Домонтович был назначен начальником миссии и командиром этой бригады. В 1880 году он произведён в полковники и находился в Персии по 1882 год. По результатам своей работы в Персии Домонтович оставил интересные записки «Воспоминание о пребывании первой русской военной миссии в Персии», напечатанные в журнале «Русская старина» (№ 1—4, 1908 год). В 1885 году Домонтович был назначен начальником штаба Кавказской кавалерийской дивизии, а в 1886 году — командиром 1-го Горско-Моздокского коного полка Терского казачьего войска. В 1893 году Домонтович был произведён в генерал-майоры и назначен командиром 1-й бригады 1-й Кавказской казачьей дивизии с зачислением по Терскому казачьему войску. В 1894 году назначен командиром 2-й бригады 2-й сводно-казачьей дивизии и в 1898 г. — командующим 1-й Кавказской казачьей дивизии. В 1899 г. зачислен в списки Генерального штаба и получил в командование 2-ю сводную казачью дивизию. В 1900 году был произведён в генерал-лейтенанты, в 1904 г. назначен в распоряжение военного министра, а в 1906 году произведён в генералы от кавалерии, с увольнением по болезни от службы. Умер в 1908 году.
Источники: Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербург : товарищество И.В.Сытина, 1911—1915; Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. Москва, 2009; Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. Санкт-Петербург, 1882; Красняк О.А. Становление Иранской регулярной армии в 1879—1921 гг. По материалам архивов русской военной миссии. Москва, 2007; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1905 года. — Санкт-Петербург : Военная типография (в здании Главного штаба), 1905. — Страница 366.

1846
Рандольф Калдекотт (Randolph Caldecott)
британский художник и иллюстратор. Родился в Честере, Чешир, Англия, Великобритания. Р.Калдекотт был сыном бизнесмена Джона Калдекотта, третьим из его 13 детей. Уже в раннем детстве мальчик много рисовал и вырезал из бумаги, особенно животных и сценки из сельской жизни. После окончания школы в 15-летнем возрасте работал в банке. В 1861 году в газете The Illustrated London News был впервые опубликован его рисунок. В 1867 году Рандольф переезжает в Манчестер, где находилось правление банка, в котором художник работал. Вечерами он посещает занятия в манчестерской Школе искусств (Manchester School of Art). Калдекотт публикует новые свои рисунки в различных газетах и журналах. В 1870 году он, благодаря своему другу, художнику Томасу Армстронгу, знакомится с издателем солидного журнала «London Society», в котором затем печатаются многие работы Калдекотта. В 1872 году Р.Калдекотт уходит из London Society и уезжает в Лондон, где зарабатывает иллюстрированием в прессе. Он также поступает в Школу искусств Слейд, в класс Эдварда Пойнтера. Также посещает мастерскую скульптора Жюля Далу в Челси. В Лондоне среди друзей Р.Калдекотта были такие мастера живописи, как Д.Г.Россетти, Джордж Дюморье, Дж.Э.Милле и лорд Фредерик Лейтон. В 1876 году одно из полотен Р.Калдекотта впервые выставляется в Королевской академии художеств. В 1872 он становится членом Королевского общества художников-акварелистов. В 1877 году, по предложению Эдмунда Эванса, пробует свои силы в иллюстрировании детской литературы. Это начинание Р.Калдекотта оказалось столь успешным, что художник затем, вплоть до своей смерти, иллюстрирует ежегодно по две книги для детей. Как свободный художник, Р.Калдекотт сотрудничает с журналами «Панч» и Графика (The Graphic). В 1882 году он становится членом Королевского института акварелистов. Книжные иллюстрации художника получают международное признание. По состоянию здоровья Р.Калдекотт в 1886 году уехал во Флориду, где и умер в Сент-Огастине незадолго 12 февраля 1886 года. В 1938 году в США была учреждена золотая медаль Калдекотта, которой ежегодно награждаются иллюстраторы лучших американских книг для детей и юношества.
Литература: Joachim Möller. Eintrag im Allgemeinen Künstlerlexikon. — Bd. 15. — Münch. und Lpz.: Saur, 1997. — S. 561.

1847
Рудольф фон Вейр (немецкое имя - Rudolf von Weyr)
австрийский скульптор. Родился в Вене. После окончания своего обучения у скульпторов Франца Бауэра и Йозефа Цезара молодой Рудольф фон Вейр некоторое время работает в мастерской последнего. Начиная с 1880-х годов он, уже будучи самостоятельным мастером, создаёт скульптурное оформление для зданий новопроложенной венской Рингштрассе. Рудольф фон Вейр был членом Венского академического сообщества скульпторов «Олимпия». Рудольф фон Вейр являлся представителем стиля необарокко в скульптуре и одним из значительных представителей венской школы скульптуры конца XIX столетия («эпоха Рингштрассе»). Он был дядей австрийского графика Зигфрида Вейра. Умер в родном городе 30 октября 1914 года.
Избранные работы: 1889: Памятник Францу Грильпарцеру, совместно с Карлом Кундманом; 1890: Рельефные фигуры на куполе Художественно-исторического музея Вены; 1895: Источник «Власть моря», венский Хофбург; 1895: Рельеф Василия Левского на его памятнике в Софии; 1906: Рельефы собора Святого Петра, Вена; 1907: Источник в Дечине, Чехия; 1908: Памятник Иоганнесу Брамсу.
Галерея:
Статуя венгра, Нойбург, Вена
Море и волны любви. Рельеф памятника Ф.Грильпарцеру
Медея. Рельеф памятника Ф.Грильпарцеру
Рельеф с изображением Карла Великого собора Святого Петра, Вена

1848
Гарри Бресслау (немецкое имя - Harry Bresslau)
немецкий историк, профессор, автор многочисленных статей в научных периодических изданиях. Гарри Бресслау родился в Данненберге (Эльбтальауэ, Люхов-Данненберг, Административный округ Люнебург), в еврейской семье. Посещал Гимназию в Люнебурге, в 1866—1869 гг. изучал историю в Геттингена и Берлина. С 1870 по 1872 год занимал должность учителя при реальном училище еврейской общины во Франкфурте-на-Майне. С 1872 по 1876 год преподавал в андреевском реальном училище в Берлине, и в июне 1877 года был назначен экстраординарным профессором истории при Берлинском университете. Умер в Гейдельберге (Республика Баден, Веймарская республика) 27 октября 1926 года. Один из парков столицы Германии назван в честь учёного «Harry-Bresslau-Park».
Избранная библиография: «Die Kanzlei Kaiser Konrads II» (Берлин, 1869); «Diplomata centum» (Берлин, 1872); «Jahrbücher des deutschen Reichs unter Kaiser Heinrich II» (3 тома, Лейпциг, 1874); «Aktenstücke zur Geschichte von Joseph August du Cros» (Берлин, 1876); «Jahrbücher des Deutschen Reichs unter Konrad II» (том I, Лейпциг, 1879); «Zur Judenfrage, Sendschreiben an Heinrich von Treitschke» (2-е издание, Берлин, 1880); «Urkunden der salischen Kaiser» (в «Kaiser-urkunden in Abbildungen», изд. Зибелем и Гикелем, выпуск 2, Берлин, 1881); «Die Kassettenbriefe der Königin Maria Stuart» (в «Historisches Taschenbuch» (Лейпциг, 1882); «Der Sturz zweier preuss. Minister, Danekelmann und Fürst» (в сотрудничестве с Изаксоном, Берлин, 1879); «Ueber die Verfassung des Deutschen Reichs» (перевод труда Пуфендорфа с примечаниями, Берлин, 1870); «Urkundenlehre» (конец 1880-х).

1848
Сара Пёрсер (Sarah Purser)
ирландская художница, мастер витражной живописи конца XIX-го — начала XX-го века. Место рождения Сары Генриетты Пёрсер — Дун Лотэре (прежнее название Кингстаун) в 12 км к югу от Дублина. Первые годы жизни она провела в городке Дангарван, графство Уотерфорд, на южном побережье Ирландии. Получила образование в Швейцарии, а позднее в (Школе искусств Метрополитен в Дублине и в Académie Julian в Париже. Она работала главным образом как портретист. Также проявила себя в популярном в на рубеже XIX-го и XX-го столетий жанре витражной живописи; в 1903 году художница была в числе основателей витражной мастерской-ассоциации «An Túr Gloine». Благодаря таланту и энергии художницы, а также добрым отношением со стороны Дома баронов Гор, ей очень везло с заказами, что запечатлено в её саркастическом комментарии: «В моей жизни Британская аристократия появилась и исчезла подобно кори.» — Статья из Оксфордского словаря искусств (Oxford University Press): The Oxford Dictionary of Art and Artists ABOUT THIS ARTIST: Sarah Henrietta Purser, 1848–1943. BBC. Она получила предложение создать витраж для церкви Христа в Пелхэме, штат Нью-Йорк. Такие картины Сары Пёрсер, как «Ирландская Идиллия» (Ольстерский музей или «Le Petit Déjeuner» Национальная галерея Ирландии писатель Брюс Арнольд в 1977 назвал “самыми прекрасными и наиболее чувственными её работами”. Она была очень активна в художественном жизни Дублина. В 1923 она стала первой женщиной-членом Королевской Ибернианской Академии.

Витраж в восточной стене северного трансепта собора Святого Патрика в Дублине с гербом короля Вильгельма III Нассауского, выполненный по проекту Сары Пёрсер
Сара Пёрсер умело инвестировала финансы (особенно удачно в «Guinness»), что обеспечило ей долгую и безбедную жизнь. Последние её годы прошли в Mespil House, Дублин, особняке в георгианском стиле с роскошными лепными потолками на Меспил Роуд, на набережной Большого Канала (An Chanáil Mhór). После её смерти особняк был перепланирован в отдельные в квартиры. Она умерла в родном городе 7 августа 1943 года. Похоронена на респектабельном кладбище Маунт Джером в Дублине.
Литература: Dublin City Gallery The Hugh Lane. Irish Women Artists: From the Eighteenth Century to the Present Day / National Gallery of Ireland. — Paul Holberton Publishing, 1987. — 208 p. — ISBN 0903162407; Coxhead, Elizabet. Daughters of Erin: Five Women of the Irish Renascence. — 2nd Ed.. — Glasgow: Kirklee Books, 1979. — ISBN 0901072605.
1851
Алексей Данилович Кившенко
русский живописец. Близок к передвижникам. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы. Родился в ныне Веневском районе Тульской области. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств (у Ивана Крамского). В 1867-1877 годах учился в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. В 1880 году художник отправился за границу, где несколько лет провёл в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, рисуя картины, которые впоследствии, по возвращении в Санкт-Петербург в 1884 году, принесли ему звание академика. Летом 1884 года Кившенко совершил поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин, изображавших некоторые эпизоды русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В 1883-1889 годах преподавал в Центральном училище технического рисования Штиглица в Санкт-Петербурге. В 1891 году Кившенко сопровождал археологическую экспедицию Никодима Кондакова в Палестину и Сирию, откуда привёз немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт стран Ближнего Востока. С 1893 года действительный член и профессор-руководитель батальной мастерской Академии Художеств. Умер в Гейдельберге (Германия) 2 октября 1895 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.
Галерея
Жнитво. (1878)
Военный совет в Филях. (1880)

Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины с Россией. 1880, Центральный военно-морской музей
Ярмарка на Украине. (1882)
Заструненный волк. (1891)
Сражение у Шипки-Шейново 8 января 1878 года. (1894)

Иоанн III разрывает ханскую грамоту

Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком
Литература: Садовень В.В., Русские художники-баталисты 18—19 веков, Москва, 1955; С.Н.Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2. — Страница 89. — 454 страницы.

1851
Самуэль Джеймс Мельцер (Samuel James Meltzer)
американский физиолог, уроженец России еврейского происхождения. Известен тем, что первым, совместно с Гуго Кронекером, выполнил исследования моторики пищевода человека с помощью разработанного ими нового метода — эзофагоманометрии. Шмуэл (Самуил Семёнович) Мельцер родился в маленьком местечке недалеко от Ковно (ныне Каунас), в семье меламеда (учителя начальной еврейской школы, хедера) Шимена Мельцера. В 19 лет женился на Ольге Левит, дочери местного купца. Будучи под впечатлением от философской литературы, он с семьёй переезжает в Кёнигсберг (Пруссия), город Канта, где поступает в гимназию, окончив которую в 1875 году, решает, что должен посвятить жизнь философии. Его жена с двумя маленькими детьми возвращается в родительский дом, а он уезжает учиться в Берлин. Начав в 1875 году обучаться в Берлинском университете им. Гумбольта философии, через год, поняв, что философия бесперспективна в материальном отношении, переключился на физиологию и медицину и в 1882 году получил степень доктора медицины. Недолгое время работая в Европе, он успел оставить заметный след в науке. Его научное содружество со старшим коллегой Гуго Кронекером было очень плодотворным. Их исследования физиологии пищевода позже стали называть «теорией глотания Кронекера-Мельцера» («Kronecker-Meltzer theory of deglutition»). Им также принадлежит первенство в создании метода исследования моторной деятельности пищевода с помощью манометрии — эзофагоманометрии.
В США
В 1883 году эмигрировал в США. Работал в госпитале Гарлема (англ. Harlem Hospital Center) Нью-Йорка. В 1906 году стал главой департамента физиологии и фармакологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований. В 1903 году Мельцер основал «Общество экспериментальной биологии и медицины» (SEBM), которое сегодня насчитывает около 1300 членов по всему миру. Мельцер был президентом «Американского физиологического общества» (1911-1913) и первым президентом «Американской ассоциации торакальной хирургии» (American Association for Thoracic Surgery). Во время Первой мировой войны был майором Медицинского резервного корпуса. Мельцер помогал своей дочери, Кларе Ауэр и её мужу, впоследствии известному американскому физиологу и фармакологу Джону Ауэру (John Auer, 1875—1948) в их исследованиях физиологии глотания, формирования солей жёлчи, перистальтике кишечника и метаболизма сахара. В 1909 году он совместно с Джоном Ауэром разработал внутритрахеальную вентиляцию с положительным давлением (intra-tracheal positive pressure ventilation) — методику предотвращения пневмоторакса при открытых оперативных вмешательствах на грудной полости. Умер в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, США, 7 ноября 1920 года.
Источники: Meltzer A. Samuel James Meltzer, M.D. March 22, 1851 — November 7, 1920. Proceedings of the Society for Experimental Biology and Medicine 223:114-117 (2000); American Association for Thoracic Surgery. Биография Самуэля Джеймса Мельцера; Who Named It? Samuel James Meltzer.
1852
Губерт Людвиг (немецкое имя — Hubert Ludwig)
германский зоолог. Родился в городе Трир, Рейнская провинция, королевство Пруссия, Германский союз. Губерт Людвиг учился в 1870—1874 годах в Гёттингенском университете, затем последовательно ассистент, приват-доцент и профессор в Гёттингене, Гиссене и Бонне, директор Зоологического института в Гиссене. Особенно известен работами по иглокожим и принадлежит к лучшим специалистам в этой области зоологии. Кроме многочисленных статей, особенно по иглокожим (отчасти собранных под заглавием: «Morphologische Studien an Echinodermen», Лейпциг, 1877—1882), он написал «Die Eibildung im Tierreiche» (Вюрцбург, 1874), «Wirbeltiere Deutschlands» (Ганновер, 1884); издал в 1884—1886 гг. переработанное издание Leunis, «Synopsis d. Zoologie» (Ганновер, 3-е издание, 2 тома); писал отдел иглокожих для «Bronn’s Klassen und Ordnungen des Tierreichs» (Лейпциг, с 1888, вышли голотурии); издал «Tiefsee-Holothurien der amerikanischen Albatrossexpedition» (Кембридж, Массачусетс, 1894) — в этой работе Людвиг описал множество интересных глубоководных форм. Умер в Бонне, Кёльн, Рейнская провинция, королевство Пруссия, Германия, 17 ноября 1913 года.
Литература: Лудвиг, Губерт-Якоб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1852
Эктор-Ирене Севен (французское имя — Hector-Irénée Sevin)
французский кардинал. Родился в коммуне Симандр-сюр-Сюран, департамент Эн, Франция. Епископ Шалона с 11 февраля 1908 по 12 декабря 1912. Архиепископ Лиона с 12 декабря 1912 по 4 мая 1916. Кардинал-священник с 25 мая 1914, с титулом церкви Тринита-деи-Монти с 28 мая 1914. Умер в Лионе, Франция, 4 мая 1916 года.

1852
Отакар Шевчик (чешское имя - Otakar Ševčík)
великий чешский скрипач и педагог. Известный солист и музыкант в оркестре, выступал с Эженом Изаи. Шевчик родился в Гораздовице, Чехия. Его первым учителем был отец. В дальнейшем обучался у Антонина Бенневитца в Пражской Консерватории (1866-1870) и начал свою карьеру музыканта в 1870 концертмейстером в концертах Моцартеума в Зальцбурге, где он также и учился. С 1873 был концертмейстером в Пражском временном Театре и Оперетте Круглого Театра Вены. С 1875 по 1892 был профессором по классу скрипки Русского Музыкального Общества Киева одновременно часто выступая как солист. В 1892 становится деканом скрипичного факультета Пражской Консерватории. Уйдя из консерватории в 1906 начинает давать частные уроки в Пишеке. В 1909 становится директором департамента скрипки Венской Музыкальной Академии, где работает вплоть до окончания I Мировой Войны в 1818. Шевчик когда был вынужден покинуть свою по причине своей национальной принадлежности и возвращается в Пражскую Консерваторию, где работает до 1921г. Затем переезжает в США и Великобританию. Шевчик умер в Пишеке 18 января 1934 года. Феноменальные успехи его учеников делают Шевчика известным и к нему тянутся ученики со всего света. Ян Кубелик, Ярослав Косян, Ефрем Цимбалист, Хуан Манен, Мари Холл, Виктор Колар, Эрика Морини и множество других известных скрипачей обязаны своему искусству Отакару Шевчику. Шевчик был известным преподавателем в Зальцбурге, Вене, Праге, Харькове, Киеве, Лондоне, Бостоне, Чикаго и Нью-Йорке. Шевчик автор нескольких книг этюдов, упражнений и методов (пособий) игры на скрипке которые до сих пор являются важными материалами для обучения скрипке. Его работы включают: «Маленький Шевчик» элементарный курс, который знакомит с системой полутонов в 149 упражнениях, Техника игры на скрипке в четырех частях (Первая позиция, позиции со 2-й по 7-ую, Переходы, и Подготовительные упражнения в двойных нотах. Опус 9).