Автопортрет (деталь картины A сabinet in the аrtist's studio)
A сabinet in the аrtist's studio
Фламандский живописец Cornelis Norbertus Gisbrechts известен в первую очередь как мастер натюрморта, хотя он рисовал также портреты и жанровые сцены. Его кисти принадлежит значительное количество натюрмортов типа vanitas (суета сует), в которых присутствуют типичные для этого жанра атрибуты - череп, песочные часы, свеча, мыльный пузырь и т. д. - призванные напоминать о бренности всего сущего и скоротечности земной жизни. Однако наибольшую известность Гисбрехтсу принесла другая разновидность натюрморта - так называемая «обманка» («trompe l'oeil»).
О жизни художника сохранилось мало сведений. Корнелис Норбертус Гисбрехтс родился в Антверпене предположительно около 1640 г. Первые сохранившиеся работы художника датированы 1657 г. Около 1660 г. Гисбрехтс был зачислен в антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Вероятно, там же он и обучался живописи.
В 1664 г. художник работал в Регенсбурге, с 1665 по 1668 гг. - в Гамбурге. С 1668 по 1672 гг. жил в Копенгагене, будучи придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V. Именно этот период стал для него наиболее плодотворным. В последующие годы много путешествовал, работал в Стокгольме, Бреслау, и, вероятно, в Брюгге. Умер после 1675 г. (место смерти неизвестно).
В своих обманках Гисбрехт (как и ряд других нидерландских художников того времени) любил изображать письменные принадлежности, в частности, деревянные планшеты с прикреплёнными к ним письмами. На подобных планшетах или же на дверцах шкафчиков могли находиться не только письма, но и другие предметы, удерживаемые красными вертикальными и горизонтальными лентами. Все эти предметы, а также прикрывающие их занавески, изображались художником с исключительным мастерством, создавая иллюзию реальности. Кроме того, Гисбрехт часто изображал приоткрытые застеклённые дверцы шкафчиков, сквозь которые можно было «заглянуть» внутрь и рассмотреть содержимое. Дополнительную правдоподобность придавали тщательно прорисованные детали, такие как, например, замок и торчащий из него ключ.
Настоящей «визитной карточкой» Гисбрехтса стала ещё одна разновидность обманки - изображение оборотной стороны картины. Зрителю, смотрящему на холст, должно было казаться, что он видит не лицевую сторону, а реверс. Гисбрехтс не скупился на убедительные подробности: неровности и трещинки в древесине, написанный на бумажке и приклеенный красной сургучной печатью инвентарный номер, случайные мазки краски, попавшие на оборотную сторону, когда якобы красили раму несуществующей картины, края холста, удерживаемые крошечными гвоздиками, и т. д.
Эта работа, созданная около 1670 г., была приобретена Фредериком III для Королевской кунсткамеры. Она должна была не висеть, а стоять прислонённой к стене, чтобы посетителям хотелось перевернуть её. В этом же году король скончался, и на престол взошёл его сын Кристиан. Вкусы последнего были не столь утончёнными, как у его отца: он увлекался преимущественно охотой. Поэтому для него Гисбрехтс создал серию обманок, изображавших охотничье снаряжение и мёртвую дичь. По всей видимости, они предназначались для королевской резиденции, Розенбургского замка, где должны были висеть под определённым углом при тусклом освещении, дабы вводить в заблуждение ни о чём не подозревающих гостей.
Элементы обманки Гисбрехтс добавлял и в натюрморты-ванитас. Так, в известной работе 1668 г. он нарисовал отклеившийся от подрамника и отогнувшийся угол холста. Это означало, что даже искусство, способное, казалось бы, остановить время, на самом деле хрупко, уязвимо и не вечно.
Ещё одна интересная особенность творчества художника - автопортреты он писал как детали натюрмортов. Один из таких автопортретов он поместил в картине Кабинет в студии художника (A сabinet in the аrtist's studio)
Некоторые исследователи считают Гисбрехтса родоначальником жанра фигур-обманок. Под влиянием мастера находился французский художник Жан-Франсуа де Ле Мотт.