• Авторизация


Памятник Петру I Карло Бартоломео Растрелли 12-08-2024 13:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!



В отличие от Медного всадника Фальконе, у памятника Петру I Карло Растрелли трудная судьба и долгая история. Его то начинали, то бросали, то продолжали. Сложность работ, долгие согласования, недостаток в материалах et cetera.
0 (700x463, 321Kb)

Первый памятник царю Петру I был задуман в 1716 году. Этот монумент должен был появиться в центре главной площади Санкт-Петербурга - Коллежской, которая в то время проектировалась на Васильевском острове. Создание памятника поручили скульптору Карло Бартоломео Растрелли, который работал над моделью пять лет.
Замысел конной статуи царя зафиксирован в рисунках, выполненных Растрелли в 1716-1717 годах, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. На рисунке царь в античном одеянии, подобно римскому императору. Парящая фигуры Славы венчает его победным лавровым венком. По углам пьедестала помещены скованные фигуры пленников, полулежащие на военных трофеях. Цоколь украшен барельефом с изображением Полтавской битвы.
0 (323x367, 44Kb)

В дальнейшем Растрелли значительно упростил композицию, но в ней остался узнаваемым античный прототип: Конная статуя Марка Аврелия на Кампидолио (Площади Капитолия) в Риме.
0 (374x549, 131Kb)

0 (700x439, 152Kb)
Один из проектов монумента Петру I Б.К.Растрелли «с аллегорическими фигурами». Деталь «Плана столичного города Санкт-Петербурга…» Михаила Махаева (1753 год).

При жизни Петра I создать этот памятник не удалось. Литейную форму Растрелли завершил лишь в 1744 году, незадолго до своей смерти. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. 19 ноября 1744 года он доложил в Канцелярию от строений о готовности проекта, просил разрешить ему взять отливку статуи на себя, оставив при себе всех работавших с Карло Бартоломео мастеров. Разрешение было дано. 8 марта 1746 года модель была утверждена императрицей Елизаветой Петровной.
= (512x700, 133Kb)
Отливка памятника Петру I была произведена в том же году итальянским бронзолитейщиком Алессандро Мартелли и пушечным мастером С. Копьевым. 3 ноября 1747 года Растрелли-младший докладывал об окончании отливки. Работа над чеканкой скульптуры продолжалась до конца 1750-х годов. Затем началась Семилетняя война и стало не до монумента.

0 (613x700, 69Kb)
Модель конной статуи (по Растрелли?) Вторая половина XVIII в.

В связи с переносом к этому времени центра Петербурга на левый берег Невы, памятник предполагалось установить перед Зимним дворцом в центре будущей Дворцовой площади. Однако, завершить формирование площади Франческо Растрелли не успел, он был отстранён от дел пришедшей к власти в 1762 году Екатериной II. Через два года она осмотрела памятник, в результате его "аппробовать не соизволила, в рассуждении, что не сделан искусством таким каково б должно представить столь великого монарха и служить ко украшению столичного города Санктпетербурга".

Впоследствии монумент собирались увезти на Украину, в Полтаву. Потом он был подарен князю Потёмкину, желавшему установить памятник перед своим дворцом, либо в своём саду. Но и это не было сделано, скульптура хранилась под деревянным навесом около Троицкого моста. Затем памятник Петру I попал к помощнице скульптора Этьена Мориса Фальконе Мари Колло. Ей памятник был нужен для создания модели головы Петра I при работе над другой скульптурой - знаменитым "Медным всадником". Работа Карло Растрелли была перевезена в амбар Конторы строения Исаакиевского собора.

Павел I перед своей коронацией повелел отправить памятник Петру I в Кронштадт и установить его "при входе в Кронштадский канал". Но всего через полгода, 3 марта 1799 года, новый император приказал адмиралу Г. Г. Кушелеву поставить памятник перед Михайловским замком. Вскоре архитектор Винченцо Бренна составил проект постамента и составил смету расходов на общую сумму 68 631 рубль. Деньги выделил обергофмейстер граф И. А. Тизенгаузен, который был ответственным за руководство "главным управлением по всем частям" Михайловского замка. Но уже 1 ноября Павел I посчитал проект слишком дорогим.
Следующий проект постамента Бренна представил императору 28 января 1800 года. На этот раз смета уменьшилась вдвое.
Павел I утвердил проект и выразил свои пожелания: изготовить пьедестал из сердобольского гранита, а его отдельные части (в частности четыре пилястры) из белого и цветного рускеальского мрамора, использовать розовый тивдийский мрамор и чёрный итальянский. На лицевой части должна была разместиться надпись, а по бокам Бренна предложил установить барельефы из итальянского мрамора: о битвах под Полтавой и под Нарвой.
0 (378x499, 43Kb)
Но и этот проект Павлу I не угодил. Монарх приказал Кушелеву передать президенту Академии художеств А. С. Строганову "рисунок пьедесталу под монумент государя императора Петра Великого против Михайловского замка, который по тягости своей не нравится, с тем чтобы сделать полегче несколько различных рисунков в Академии художеств, которые были однако не весьма дороги, и со сметами препроводить на усмотрение государю императору".

Тогда же Павел I распорядился не использовать для оформления лицевой части пьедестала нос корабля, сделать там надпись "Прадеду правнук", на барельефах изобразить Полтавскую битву и взятие на абордаж шведских кораблей при Гангуте.
0 (525x700, 167Kb)
Барельефы император распорядился отлить в бронзе. 6 февраля 1800 года Совет Академии художеств поручил сделать эскизы пьедестала адьюнкт-ректорам Гордееву, Мартосу и профессорам Волкову и Козловскому. На этом неофициальном конкурсе победил профессор Волков.
0 (649x700, 48Kb)
Ф.И. Волков. Проект пьедестала памятника Петру I

22 марта 1800 года изготовление пьедестала поручили "архитектурии помощнику Лериону Шестикову". Тивдийский мрамор поставил крестьянин Василий Одинцов, гранит - ржевский купец Иван Одинцов и петрозаводский купец Фёдор Бекренев. Тогда же к созданию барельефов приступили И. Теребенев, В. Демут-Малиновский и И. Моисеев. Они работали под руководством своего учителя скульптора М. И. Козловского. 28 апреля литейщик В. П. Екимов взялся отлить барельефы в металле. Он же реставрировал фигуру Петра I и лошадь под ним. В брюхе коня были заделаны дыры, заново отлили кисти Петра. Полости ног лошади для устойчивости были залиты свинцом, которого понадобилось более 12 пудов.
В создание памятника внёс вклад скульптор Пьер Анжи. 15 октября 1800 года он взялся за создание модели венка, воинских трофеев, орлов с коронами. Он же позолотил буквы надписи.
Пьедестал был готов в июле 1800 года. Но монтаж конной фигуры приостановили, так как никто не знал как её ставить - лицом или спиной к Михайловскому замку. За соответствующим указанием обратились к Павлу I
При установке памятника на постамент от конной фигуры начали отваливаться куски. Их пришлось закреплять Екимову так, чтобы не были заметны швы. 20 ноября 1800 года помощник архитектора Ларион Шестиков доложил о завершении работы.
0 (700x529, 166Kb)
Ф.Я. Алексеев. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабль. 1800.

Художественные особенности памятника.

Для памятника по указанию императора был создан новый пьедестал в стиле русского классицизма, не имеющий ничего общего с проектом Растрелли.
Четырёхгранный постамент облицован олонецким мрамором, плитами розового, зелёного и белого тонов. На нём, хорошо обозреваемый со всех точек зрения, возвышается «петербургский кондотьер» (определение Д. Е. Аркина).
0 (700x525, 115Kb)

0 (700x466, 121Kb)
Пётр I изображён в образе «римского кесаря», полководцем-триумфатором, властным и грозным. Он увенчан лавровым венком — символом славы. В правой руке — жезл полководца. Горностаевая мантия, тяжёлыми складками ниспадающая с плеч, приоткрывает боевой нагрудник; меч у левого бедра с массивной рукояткой и изображением льва подчеркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Конь выступает величаво и торжественно. Спокойно и невозмутимо восседает на нем всадник. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника.
0 (700x496, 128Kb)

0 (700x530, 167Kb)

Гордо от замка ступает
Медный породистый конь.
Грозно монарх восседает,
Блещет во взоре огонь…

0 (522x700, 159Kb)

Постамент украшают бронзовые барельефы, запечатлевшие решающие эпизоды Северной войны. Они слегка стилизованы под петровское барокко, время, когда работал скульптор Карло Растрелли. На восточной стороне постамента — «Полтавская баталия», на западной — «Битва при Гангуте». Барельефы выполнены под руководством М. И. Козловского скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым. Работу по отливке барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов. Оба барельефа отличаются чёткостью композиции, умелой расстановкой фигур и уверенной проработкой деталей.

0 (700x525, 247Kb)
Вид с восточной стороны

Полтавская баталия
0 (700x466, 82Kb)
На барельефе изображён Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы. Над головой русских в облаках изображён рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненного в ногу, унесли с поля боя, это эпизод передан в левой части барельефа.


0 (700x466, 226Kb)
Вид с западной стороны

Битва при Гангуте
0 (700x462, 191Kb)
На барельефе запечатлён первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В правом верхнем углу в облаках изображение льва - знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю 1714 года, когда произошёл Гангутский бой. В середине композиции сцена спасения тонущего моряка.

0 (700x525, 92Kb)
Тонущий "моряк" - это командир шведского флота контр-адмирал Эренштрём, который был ранен и попытался спастись вплавь, однако был захвачен русскими моряками. Пётр обошёлся с ним по-джентльменски, и вскоре Эренштрём был отпущен на родину. При этом Пётр богато наградил его за храбрость и мужество.

На торцовом (северном) фасаде постамента изображены военные трофеи, на южном — надпись: «Прадеду правнук 1800».
0 (700x466, 127Kb)

0 (700x672, 147Kb)

А напоследок об одной из загадок. На постаменте памятника находится российский герб. Ничего удивительного в этом нет, но кое-что необычное есть в самом гербе. Присмотритесь к нему внимательно. Что изображено на российском гербе? Двуглавый орёл, а на груди у него — щит с Георгием Победоносцем, поражающим змия. Однако в данном случае из-под щита выглядывают какие-то странные лучи – их восемь. Эти лучи – не что иное, как Мальтийский крест.
0 (700x587, 216Kb)
Как известно, Павел I приютил в России рыцарей католического Мальтийского ордена, которых выгнал с острова Мальта Наполеон. Мало того, Павел принял на себя звание гроссмейстера, то есть главы Ордена. Именно такой крест при Павле Первом был включён в Орден России, как его составная часть. Далеко не всем это нравилось, ведь Мальтийский орден был католическим. Поэтому после смерти Павла его сын Александр не стал принимать на себя звание гроссмейстера, а крест мальтийцев был из российского герба сразу же исключён. Поэтому только на гербах, изготавливавшихся в царствование Павла, можно увидеть эти необычные лучики.


Первый конный памятник в России Петру I Растрелли не обрёл славы и популярности монумента Фальконе. Не стал символом основанного Петром I города; нет в городском фольклоре и литературе легенд связанных с ним. Однако этот памятник интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю - реформатору, но и просто как выдающееся произведение искусства.

0- (700x466, 51Kb)



Источник:https://buryatia-tour.ru/ponds-and-reservoirs/miha...nie-istoriya-i-interesnye.html
http://walkspb.ru/pam/petr1.html
Википедия
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Очень интересный пост! Спасибо! Хорошей новой недели!
А мне очень понравился! Привет!
По моему лошадь ему удалась лучше
elinor_051 13-08-2024-19:02 удалить
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Благодарна, Валечка, за продолжение интересных материалов.
elinor_051 13-08-2024-19:05 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Ковалевска # Оказывается, я многое не знала об его истории. 84 года от начала до завершения - повод попасть в книгу Гиннесса.
elinor_051 13-08-2024-19:06 удалить
Ответ на комментарий Domro4ka # Уютного вечера, Алла.
elinor_051 13-08-2024-19:09 удалить
Ответ на комментарий Славка_Ядин # Привет, Слава. Он не хуже Медного, просто они разные, а некоторые спецы считают, что он лучше.
Во всяком случае, 84 года от начала до завершения - повод попасть в книгу Гиннесса.
elinor_051 13-08-2024-19:15 удалить
Ответ на комментарий Евгений_Ленский # Да, в целом лошадь получилась хорошо, только глаза подкачали: зачем-то ей базедову болезнь сделали.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памятник Петру I Карло Бартоломео Растрелли | elinor_051 - Дневник elinor_051 | Лента друзей elinor_051 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»