В отличие от Медного всадника Фальконе, у памятника Петру I Карло Растрелли трудная судьба и долгая история. Его то начинали, то бросали, то продолжали. Сложность работ, долгие согласования, недостаток в материалах et cetera.
Первый памятник царю Петру I был задуман в 1716 году. Этот монумент должен был появиться в центре главной площади Санкт-Петербурга - Коллежской, которая в то время проектировалась на Васильевском острове. Создание памятника поручили скульптору Карло Бартоломео Растрелли, который работал над моделью пять лет.
Замысел конной статуи царя зафиксирован в рисунках, выполненных Растрелли в 1716-1717 годах, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. На рисунке царь в античном одеянии, подобно римскому императору. Парящая фигуры Славы венчает его победным лавровым венком. По углам пьедестала помещены скованные фигуры пленников, полулежащие на военных трофеях. Цоколь украшен барельефом с изображением Полтавской битвы.
В дальнейшем Растрелли значительно упростил композицию, но в ней остался узнаваемым античный прототип: Конная статуя Марка Аврелия на Кампидолио (Площади Капитолия) в Риме.
Один из проектов монумента Петру I Б.К.Растрелли «с аллегорическими фигурами». Деталь «Плана столичного города Санкт-Петербурга…» Михаила Махаева (1753 год).
При жизни Петра I создать этот памятник не удалось. Литейную форму Растрелли завершил лишь в 1744 году, незадолго до своей смерти. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. 19 ноября 1744 года он доложил в Канцелярию от строений о готовности проекта, просил разрешить ему взять отливку статуи на себя, оставив при себе всех работавших с Карло Бартоломео мастеров. Разрешение было дано. 8 марта 1746 года модель была утверждена императрицей Елизаветой Петровной.
Отливка памятника Петру I была произведена в том же году итальянским бронзолитейщиком Алессандро Мартелли и пушечным мастером С. Копьевым. 3 ноября 1747 года Растрелли-младший докладывал об окончании отливки. Работа над чеканкой скульптуры продолжалась до конца 1750-х годов. Затем началась Семилетняя война и стало не до монумента.
Модель конной статуи (по Растрелли?) Вторая половина XVIII в.
В связи с переносом к этому времени центра Петербурга на левый берег Невы, памятник предполагалось установить перед Зимним дворцом в центре будущей Дворцовой площади. Однако, завершить формирование площади Франческо Растрелли не успел, он был отстранён от дел пришедшей к власти в 1762 году Екатериной II. Через два года она осмотрела памятник, в результате его "аппробовать не соизволила, в рассуждении, что не сделан искусством таким каково б должно представить столь великого монарха и служить ко украшению столичного города Санктпетербурга".
Впоследствии монумент собирались увезти на Украину, в Полтаву. Потом он был подарен князю Потёмкину, желавшему установить памятник перед своим дворцом, либо в своём саду. Но и это не было сделано, скульптура хранилась под деревянным навесом около Троицкого моста. Затем памятник Петру I попал к помощнице скульптора Этьена Мориса Фальконе Мари Колло. Ей памятник был нужен для создания модели головы Петра I при работе над другой скульптурой - знаменитым "Медным всадником". Работа Карло Растрелли была перевезена в амбар Конторы строения Исаакиевского собора.
Павел I перед своей коронацией повелел отправить памятник Петру I в Кронштадт и установить его "при входе в Кронштадский канал". Но всего через полгода, 3 марта 1799 года, новый император приказал адмиралу Г. Г. Кушелеву поставить памятник перед Михайловским замком. Вскоре архитектор Винченцо Бренна составил проект постамента и составил смету расходов на общую сумму 68 631 рубль. Деньги выделил обергофмейстер граф И. А. Тизенгаузен, который был ответственным за руководство "главным управлением по всем частям" Михайловского замка. Но уже 1 ноября Павел I посчитал проект слишком дорогим.
Следующий проект постамента Бренна представил императору 28 января 1800 года. На этот раз смета уменьшилась вдвое.
Павел I утвердил проект и выразил свои пожелания: изготовить пьедестал из сердобольского гранита, а его отдельные части (в частности четыре пилястры) из белого и цветного рускеальского мрамора, использовать розовый тивдийский мрамор и чёрный итальянский. На лицевой части должна была разместиться надпись, а по бокам Бренна предложил установить барельефы из итальянского мрамора: о битвах под Полтавой и под Нарвой.
Но и этот проект Павлу I не угодил. Монарх приказал Кушелеву передать президенту Академии художеств А. С. Строганову "рисунок пьедесталу под монумент государя императора Петра Великого против Михайловского замка, который по тягости своей не нравится, с тем чтобы сделать полегче несколько различных рисунков в Академии художеств, которые были однако не весьма дороги, и со сметами препроводить на усмотрение государю императору".
Тогда же Павел I распорядился не использовать для оформления лицевой части пьедестала нос корабля, сделать там надпись "Прадеду правнук", на барельефах изобразить Полтавскую битву и взятие на абордаж шведских кораблей при Гангуте.
Барельефы император распорядился отлить в бронзе. 6 февраля 1800 года Совет Академии художеств поручил сделать эскизы пьедестала адьюнкт-ректорам Гордееву, Мартосу и профессорам Волкову и Козловскому. На этом неофициальном конкурсе победил профессор Волков.
Ф.И. Волков. Проект пьедестала памятника Петру I
22 марта 1800 года изготовление пьедестала поручили "архитектурии помощнику Лериону Шестикову". Тивдийский мрамор поставил крестьянин Василий Одинцов, гранит - ржевский купец Иван Одинцов и петрозаводский купец Фёдор Бекренев. Тогда же к созданию барельефов приступили И. Теребенев, В. Демут-Малиновский и И. Моисеев. Они работали под руководством своего учителя скульптора М. И. Козловского. 28 апреля литейщик В. П. Екимов взялся отлить барельефы в металле. Он же реставрировал фигуру Петра I и лошадь под ним. В брюхе коня были заделаны дыры, заново отлили кисти Петра. Полости ног лошади для устойчивости были залиты свинцом, которого понадобилось более 12 пудов.
В создание памятника внёс вклад скульптор Пьер Анжи. 15 октября 1800 года он взялся за создание модели венка, воинских трофеев, орлов с коронами. Он же позолотил буквы надписи.
Пьедестал был готов в июле 1800 года. Но монтаж конной фигуры приостановили, так как никто не знал как её ставить - лицом или спиной к Михайловскому замку. За соответствующим указанием обратились к Павлу I
При установке памятника на постамент от конной фигуры начали отваливаться куски. Их пришлось закреплять Екимову так, чтобы не были заметны швы. 20 ноября 1800 года помощник архитектора Ларион Шестиков доложил о завершении работы.
Ф.Я. Алексеев. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабль. 1800.
Художественные особенности памятника.
Для памятника по указанию императора был создан новый пьедестал в стиле русского классицизма, не имеющий ничего общего с проектом Растрелли.
Четырёхгранный постамент облицован олонецким мрамором, плитами розового, зелёного и белого тонов. На нём, хорошо обозреваемый со всех точек зрения, возвышается «петербургский кондотьер» (определение Д. Е. Аркина).
Пётр I изображён в образе «римского кесаря», полководцем-триумфатором, властным и грозным. Он увенчан лавровым венком — символом славы. В правой руке — жезл полководца. Горностаевая мантия, тяжёлыми складками ниспадающая с плеч, приоткрывает боевой нагрудник; меч у левого бедра с массивной рукояткой и изображением льва подчеркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Конь выступает величаво и торжественно. Спокойно и невозмутимо восседает на нем всадник. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника.
Гордо от замка ступает
Медный породистый конь.
Грозно монарх восседает,
Блещет во взоре огонь…
Постамент украшают бронзовые барельефы, запечатлевшие решающие эпизоды Северной войны. Они слегка стилизованы под петровское барокко, время, когда работал скульптор Карло Растрелли. На восточной стороне постамента — «Полтавская баталия», на западной — «Битва при Гангуте». Барельефы выполнены под руководством М. И. Козловского скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым. Работу по отливке барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов. Оба барельефа отличаются чёткостью композиции, умелой расстановкой фигур и уверенной проработкой деталей.
Вид с восточной стороны
Полтавская баталия
На барельефе изображён Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы. Над головой русских в облаках изображён рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненного в ногу, унесли с поля боя, это эпизод передан в левой части барельефа.
Вид с западной стороны
Битва при Гангуте
На барельефе запечатлён первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В правом верхнем углу в облаках изображение льва - знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю 1714 года, когда произошёл Гангутский бой. В середине композиции сцена спасения тонущего моряка.
Тонущий "моряк" - это командир шведского флота контр-адмирал Эренштрём, который был ранен и попытался спастись вплавь, однако был захвачен русскими моряками. Пётр обошёлся с ним по-джентльменски, и вскоре Эренштрём был отпущен на родину. При этом Пётр богато наградил его за храбрость и мужество.
На торцовом (северном) фасаде постамента изображены военные трофеи, на южном — надпись: «Прадеду правнук 1800».
А напоследок об одной из загадок. На постаменте памятника находится российский герб. Ничего удивительного в этом нет, но кое-что необычное есть в самом гербе. Присмотритесь к нему внимательно. Что изображено на российском гербе? Двуглавый орёл, а на груди у него — щит с Георгием Победоносцем, поражающим змия. Однако в данном случае из-под щита выглядывают какие-то странные лучи – их восемь. Эти лучи – не что иное, как Мальтийский крест.
Как известно, Павел I приютил в России рыцарей католического Мальтийского ордена, которых выгнал с острова Мальта Наполеон. Мало того, Павел принял на себя звание гроссмейстера, то есть главы Ордена. Именно такой крест при Павле Первом был включён в Орден России, как его составная часть. Далеко не всем это нравилось, ведь Мальтийский орден был католическим. Поэтому после смерти Павла его сын Александр не стал принимать на себя звание гроссмейстера, а крест мальтийцев был из российского герба сразу же исключён. Поэтому только на гербах, изготавливавшихся в царствование Павла, можно увидеть эти необычные лучики.
Первый конный памятник в России Петру I Растрелли не обрёл славы и популярности монумента Фальконе. Не стал символом основанного Петром I города; нет в городском фольклоре и литературе легенд связанных с ним. Однако этот памятник интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю - реформатору, но и просто как выдающееся произведение искусства.
Ответ на комментарий Светлана_Ковалевска #
Оказывается, я многое не знала об его истории. 84 года от начала до завершения - повод попасть в книгу Гиннесса.
Ответ на комментарий Славка_Ядин #
Привет, Слава. Он не хуже Медного, просто они разные, а некоторые спецы считают, что он лучше.
Во всяком случае, 84 года от начала до завершения - повод попасть в книгу Гиннесса.