Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20:4, 5).
Томас Манн в книге «Иосиф и его братья» рассказывает об избрании Авраама: «Началось с того, что Авраам подумал, что служить и поклоняться надо одной земле, ибо она приносит плоды и поддерживает жизнь. Но тут он заметил, что она нуждается в дожде с неба. Тогда он взглянул на небо и увидел солнце во всем его великолепии, во всей мощи его благодати и проклятия, и решил было уже служить ему. Тут, однако, оно закатилось, и он убедился, что, значит, оно не может быть высшим в мире. Тогда он обратил свой взор к луне и звездам — к ним даже с особой готовностью и надеждой…
Когда взошла утренняя звезда, пастух и стадо исчезли, и Авраам заключил: „Нет, и эти боги тоже не достойны меня“. Душа его была отягчена заботой, и он заключил: „Хоть они и высоки, но не будь над ними владыки, который ими управляет, как могли бы одни из них восходить, а другие заходить? Мне, человеку, не пристало служить им, но Тому, Кто ими повелевает“». И ум Авраама доискивался истины с такой озабоченной настойчивостью, что Господь Бог, глубоко растрогавшись, сказал про себя: «Я помажу тебя миром радости обильнее, чем твоих сотоварищей!»
Заповедь запрещает творить кумиров и поклоняться им. Кумиры — по сути, отражение того, кто их творит, собственная проекция на Бога, когда создается замкнутый круг поклонения самому себе, своему образу. Такое поклонение не позволяет выйти за границу человеческой ограниченности, своих слабостей и страстей.
Заповедь «не сотвори себе кумира» разрушает этот порочный круг и открывает путь к Божьей святости, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Исполнить вторую заповедь — значит стремиться быть отражением совершенств Небесного Отца. А нарушить — поклоняться «несовершенствам» кумиров этого мира.
Источник:https://esd.adventist.org/2025/12/08/vtoraya-zapoved/ |
|