Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию
твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как
самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал;
так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать
себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? (Лк. 10:27–29.)
Иисус рассказывает притчу о милосердном самарянине в ответ
на вопрос знатока Закона: «Кто мой ближний?» Дело в том,
что заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)
содержит уточнение: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа»,
что, по мнению знатоков закона, ограничивает действие заповеди
узким кругом израильского народа.
На первый взгляд Господь в притче будто пытается выставить
в негативном свете священника и левита, но священник и левит прошли мимо раненого, потому что хотели исполнить предписание
закона. Лежащий на дороге человек был похож на мертвого, а прикосновение к умершему сделало бы их ритуально нечистыми, что
означало бы отстранение от служения в Храме: «Кто прикоснется
к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней»
(Числ. 19:11).
Священник и левит прошли мимо, а самарянин оказал милость.
Иисус спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был
ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему
милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.
10:36, 37).
И здесь самое важное, что хотел сказать Иисус. Пророк Моисей
в Торе учит: «Не имей злобы на сынов народа твоего», тем самым
ограничивая действие заповеди узким кругом единоверцев — еврейским народом. Но Христос в притче говорит, что заповедь о любви
распространяется не только на ближних, но и на дальних, «где нет
ни Эллина, ни Иудея».
Бог возлюбил мир, и мы не должны ограничивать Его благодать
рамками своих представлений и предпочтений, помня, что то доброе, что мы сделали одному из «сих братьев меньших», мы сделали
Самому Христу (Мф. 25:40).
Источник:
|