18 век был одним из самых противоречивых и контрастных веков в истории моды. После смерти Людовика XIV его приемник Филипп Орлеанский произнес слова, которые навсегда вошли в нашу в историю: «Ну, господа, а теперь повеселимся. После нас хоть потоп». Это было началом эпохи фривольностией, эротики, веселья, грации и абсолютно нового стиля жизни и новых вкусов у людей.
Женский образ был в те временя элегантен и утончен, кокетлив и насыщен орнаментально, экстравагантен, порой даже не в меру — различными декоративными элементами. Сильно напудренные лица, огромные и по размерам, и высокие прически, достигавшие 1.5 метра в высоту, насвекленные щеки и мушки (как же это было красиво) — были настоящим лицом лицом той необычной эпохи.
Женские наряды украшали нежными кружевами, огромным количеством бантов, изящной вышивкой и великолепными драгоценными камнями. И одним из обязательных компонентов был СТОМАК (в переводе с анг.— живот), который являлся треугольной пластиной, которая сужалась книзу с V — или U — образной нижней частью. Она являлась основной деталью передней части корсажа.
Эту прекрасную центральную часть женского платья старались оформить особенно красиво. Шнуровка, кружева, банты, драгоценные камни, вышивка золотыми нитями и серебрянными, блестки и синель, которую собирали в виде цветов.
Сам стомак являлся отдельной деталью и приходилось потратить немало времени для того чтобы его прикрепить к платью — булавками, петлями, крючками или с помощью оригинальных застежек. Стомак был особенной деталью, так как его можно было снимать и прикреплять каждый раз к новому платью, постоянно меняю свой образ — дамы тех времен были ах, как изобретательны :
По цветовой гамме и отделке стомаки XVI—XVII веков соответствовали стилю барокко — преимущественно темные и яркие цвета (черный, красный, бордовый) и обилие золотой и серебряной вышивки.
Правая сторона стомака уже прикреплена к лифу, очередь за левой. Тут удобный вариант - петли для крючков есть.
Стомаки крепились к платью различными способами: на крючки и пуговицы с обратной стороны, на воздушные петли, при помощи булавок, на завязки и так далее.
Поскольку стомак был съемным и самостоятельным элементом, его можно было сочетать с разными платьями, что позволяло разнообразить свой гардероб. Однако из-за того, что стомак каждый раз приходилось заново крепить к лифу, каждое переодевание дамы занимало много времени и не обходилось без посторонней помощи.
Если лиф платья и стомак были однотонными и не изобиловали отделкой, в качестве украшения использовались броши, как правило, в форме бантов или с подвесками.
Также специальные украшения для корсажа крепились именно на стомак и зачастую повторяли его форму.

Украшение для корсажа из Девонширской парюры

Корсажное украшение королевы Марии, супруги Георга V, бриллианты, жемчуг

Портрет мадам де Помпадур (1756), фрагмент.

Источник