ЗАМЕТКИ ПО АКВАРЕЛИ
(страница 10)
Предварительный рисунок в акварели
Как ни крути, рисунок – начало начал. Даже если работа ведётся без «физически» нанесённого на лист рисунка, он всё равно присутствует «виртуально» и проецируется на лист «внутренним взором».
Следует отметить, что предварительный рисунок, особенно «многословный», в большей или меньшей степени превращает Акварель в картинку-раскраску.
С другой стороны, небрежный и поспешно выполненный рисунок способен резко снизить качество акварели. Не следует надеяться поправить его во время работы, или тешить себя надеждой, что текучая акварель компенсирует его недостатки.
Надо стремиться, что бы предварительный рисунок был лаконичен и точен.
Уделяйте должное внимание рисунку. Он должен быть для вас эстетически привлекательным, предваряющим ход акварели
Точный, но лаконичный рисунок позволит вам не "дёргаться" во время письма и сохранить интерес к работе.
Определимся с традиционными подходами:
1. Карандашный рисунок аффектированно выражен, остаётся на бумаге, и визуально участвует в организации графических форм и связей цветовых пятен. В умелых руках, этот способ имеет известную прелесть и привлекательность, но, строго говоря, является «смешанной техникой»*. Фактически – раскрашенная акварельными красками карандашная графика, где акварельные технологии играют подсобную роль украшения, а не основного средства решения изобразительной задачи.
2. Практика определяет нажим и толщину карандашной линии, которой достаточно на какое-то необходимое время, а в процессе работы она частично смывается водой, частично перекрывается красочным слоем. Возможные остаточные штрихи, в светлых местах, можно удалить резинкой. Удобная вам мягкость грифеля определяется опытным путём.
Это самый распространённый способ среди акварелистов.
Отработку рисунка, для начала, можно вести не на рабочем акварельном листе (что бы не портить поверхность), а на отдельном. Это позволит спокойно и вдумчиво решить композиционно-пропорциональные задачи, а так же определиться с необходимым количеством подробностей.
В дальнейшем (для начинающих) можно просто "перестеклить" рисунок на рабочий лист. Жизни листу это не прибавит, но поможет на первых порах.
А теперь попробуем избавиться от засилья карандаша в акварели:
3. Предварительный рисунок может выполняться кистью, наполненной легким раствором краски или просто водой.
3.1 Скрытый рисунок.
Первым, пусть и «формальным», шагом, является исполнение предварительного рисунка самой акварелью.
Рисуем слабым раствором краски тонкой кистью по просохшей поверхности и даём просохнуть рисунку. Дальнейшая работа может быть продолжена и "по-сырому", если применить повторное смачивание листа.
Из-за перекрытия красочными слоями и смывания в процессе работы, такой рисунок станет почти невидимым.
Понятно, что исполнение такого рисунка требует точности, однако, замечу, что возможность корректировки существует. Неудачную линию можно «промокнуть» отжатой беличьей кистью, пока краска не просохла.
В логическом развитии, подобный рисунок превращается в композиционные метки и штрихи (разновеликие и разнозначные векторы, которые определят дальнейший ход кисти).
Конечно, такой предварительный рисунок не выходит за рамки своего "традиционного" содержания, и несёт в себе только предварительное решение композиционных задач. Рассмотрим возможные расширения роли предварительного рисунка в акварельной технике:
3.2 Псевдоактивный рисунок.
В данном случае присутствует некоторая параллель с п.1, но без использования «чужеродного материала».
В отличие от З.1, выявляем рисунок, исполняя его более насыщенными тонами по-сырому, сухому, или (что наиболее интересно) неравномерно увлажнённому листу. Таким образом, создаётся видимая графическая составляющая будущей работы с выраженным акварельным происхождением.
3.3 Активный рисунок.
Этот способ максимально неотрывен от самого процесса письма акварелью и является одним из инструментов решения основной задачи акварельной техники**
Наносим рисунок, водой или слабым раствором на просохшую поверхность листа. Не ограничиваемся просто линией и контуром, а, фактически, пишем основу работы водой, используя кисти разного размера. Можно прибегнуть и к деталировкам, насколько это возможно и нужно. Не давая этому «рисунку» просохнуть, начинаем работать. Существуют два варианта продолжения, которые зачастую, используются совместно:
«Впускание» краски на непросохшие участки и приём «проскальзывания кисти». Последний приём требует навыков и нахальства. Кисть проскальзывает по листу, отдаёт краску влажным участкам, а сухие участки оставляет почти чистыми.
Примечательно, что во время работы сохраняется возможность корректировки форм белого, что, помимо прочего, невозможно при применении резервирующих жидкостей.
Понятно, что п.п. 3.2 и 3.3(в особенности) значительно выходят за рамки "предварительного" рисунка и относятся, скорее, непосредственно к методикам письма акварелью. Тем не менее, я решил их упомянуть именно здесь, хотя-бы из за их "предварительной" роли.
В принципе, можно использовать п.п. 3.1 – 3.3 не только в «чистом» виде, но и в их долевом участии между собой.
"Впускание" краски в "водяной" рисунок
Фрагмент работы "Ожидание весны".
Попробуем вступить на скользкий путь создания общей теории.
Анализ status quo, достигнутого опытным путём, показал следующее.
Краски, часто их смеси, составляют групповой ряд: «свет», «небо», «воду» и «землю». Элементы ряда различаются по тону и плотности наносимого на бумагу красочного слоя. Можно выделить и ещё одну группу "тьма", о специфике которой расскажу позже. Подобное разделение помогает точно оперировать цветом и задаёт весь строй работы над картиной. Вам не придётся больше метаться в коробке с красками из угла в угол, и лихорадочно пачкать лист пятнами сомнительного происхождения.
Ощущение принадлежности цвета (смеси) к той или иной группе вырабатывается со временем.
Рассмотрим действия групп на примере этапов "Мастеркласса" http://kuzema.my1.ru/forum/4-3-134-16-1200214129
1. «Свет» (в данном случае охра) наносится первым и участвует в формировании остальных групп ряда.
2.Затем идёт «небо», которое, так же добавляется в остальные группы.
3. Следующая за «небом»«вода» уже имеет более локальный характер. Может участвовать в формировании "неба"(в перекрытиях) и теней "земли".
4. «Земля» есть последний участник. Применяется для изображения предметного ряда и исполнения отражений.
Всё это несколько похоже на первую главу «Бытия», вы не находите?
Такой порядок работы оптимален, во-первых, с точки зрения последовательности нанесения тонов по их плотности и цвету. Во-вторых, динамика подсыхания листа и красочных слоёв будет работать на вас, создавая световоздушную перспективу. Включение «света» и «неба» в зоны действия «воды» и «земли», объединяет общую гамму. Помимо этого, тоже формирует перспективу и соответствует реалиям рефлексов и отражений. Достаточно вспомнить, как цвет и освещённость неба меняют цвет предметов.
«Свет» может быть самым прозрачным элементом ряда. Последнее утверждение особенно справедливо при использовании в качестве «света» легких растворов «неба». В случае сочетания «свет»-«тьма», он может быть и весьма плотным, если в его качестве используются светлые краски. Освещённые поверхности в областях действия других групп - удел "света". Пределом "света" является белый лист бумаги.
Для «неба» и «воды» используются одинаковые краски, но с различными соотношениями модификаторов.
«Вода» плотнее «неба» и, обычно, «теплее» по тону.
«Земля»- весьма плотный элемент. Примечательно, что не последнюю роль в её формировании играют «земляные краски».
Смеси группы «тьма», это модификации «неба» и «воды», но с большим количеством чёрной краски. Отличаются сильной потерей цвета и высокой плотностью (вплоть до пастозного мазка). Используются при работе над ночными и вечерними пейзажами. "Тьма" может заменять "небо" или участвовать после него. Из-за большого количества пигмента, могут возникнуть сложности при заливке крупных форматов.
Из всего вышесказанного можно сделать практический вывод:
Готовьте смеси заранее в фарфоровых, фаянсовых или пластмассовых блюдечках.
Блюдечки должны быть белыми.
Пробы цвета и цветосочетаний делайте на бумаге того же сорта, что и рабочий лист (об этом я уже говорил ранее).
При работе соблюдайте заданную последовательность использования групп, но не бойтесь импровизировать если сам ход работы подскажет вам это.
В конкретных случаях могут использоваться не все группы.