Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то,
с чем мы себя растождествили.
Опыт сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это "я") неявно присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных. Вместе с тем люди сознают себя, как правило, не столько явно, сколько "неявно". Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто этими содержаниями.
Непрерывный поток различных восприятий затуманивает ясность сознавания, приводя к ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознаванием как таковым. Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.
Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким,
Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом. Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное. Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери", "мужа", "жены", "студента", "предпринимателя", "учителя" и т.д.
Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их. В результате такого частичного самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.
Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит в конечном счете к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет, матерью, дети которой вырастают и покидают ее, или учеником, который оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы. Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание". Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.
Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.
Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении. Благодаря этому вы можете обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.
Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.
Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:
Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.
Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:
Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.
Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:
После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:
(Пауза)
Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,
По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.
Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".
Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:
Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления.)
Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.
Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.
Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":
По материалам книги Тома Йоуменса "Практикум по психосинтезу".
• Где НАШ фокус внимания?
• Куда Направлен НАШ фокус внимание основное время в НАШЕЙ жизни?
• Когда МЫ направляли НАШ фокус внимания в серую пустоту унылости и грусти?
• Где находится НАШ фокус внимания, в то время когда МЫ усиленно задаемся вопросом что же НАМ делать и как НАМ жить?
• Куда попадает НАШ фокус внимания, когда МЫ находимся в маятнике?
• Когда МЫ направляли НАШ фокус внимания внутрь себя?
• Когда МЫ направляли НАШ фокус внимания в глубины себя?
• Когда МЫ направляли НАШ фокус внимания в негатив/пессимизм/отчаяние/грусть/уныние?
• В какие вселенные МЫ направляли НАШ фокус внимания?
• В каких местах МЫ застревали НАШИМ фокусом внимания?
• Когда НАШ фокус внимания выкидывало из привычного НАМ видения?
• Где привычно находится НАШ фокус внимания?
• Когда НАШ фокус внимания выкидывало в незастроенные участки НАШЕГО подсознания?
• Куда НАШ фокус внимание выкидывает, когда НАМ становиться плохо, в любом аспекте и проявление?
• Куда НАМ нравится направлять НАШ фокус внимания?
• Куда МЫ избегаем направлять НАШ фокус внимания?
• Чем является НАШ фокус внимания?
• Как МЫ отождествлены с НАШИМ внутренним фокусом внимания?
• Когда у НАС смещалась точка сборки в негативное пространство?
• Существует ли в НАС негативное пространство?
• Когда МЫ попадает в негативное пространство?
• Когда НАШ фокус внимания расходился с фокусом зрения?
• Когда НАШЕ внимание сужается,/сужалось?
• Что заставляет НАШЕ внимание сужаться?
• Когда НАШЕ внимание расширяется?
• Когда МЫ концентрируем свой фокус внимания на мелочах?
• Когда МЫ как фокус внимания попадали в абстрактное пространство?
• Когда МЫ считали что это и есть НАШ фокус внимания?
• Что МЫ ищем своим фокусом внимания внутри себя?
• Что МЫ хотим найти/понять,/ в чем разобраться, направляя свой фокус внимания внутрь себя?
• Когда МЫ как фокус внимания страдали,/мучились?
• Когда МЫ как фокус внимания наблюдали распад материала внутри себя?
• Когда МЫ определили себя как НАШ фокус внимания?
• Какая связь между НАМИ и НАШИМ фокусом внимания?
• Когда МЫ строили что- либо своим фокусом внимания?
• Когда МЫ ощущали,/наблюдали своим фокусом внимания внутри себя хаос/беспредел/ разрушение?
• Как МЫ относимся,/реагируем, когда наблюдаем внутри себя хаос/разрушение/рассоздание материала?
• Что бы МЫ как фокус внимания хотели наблюдать внутри себя?
• Когда НАШЕ внимание было рассеянным?
• В каких ситуациях МЫ не можем сконцентрировать своей внимание?
• Что НАМ мешает, / не дает сконцентрировать внимание?
• На что разбросанно НАШЕ внимание?
• Когда МЫ концентрировались внутри себя на своем фокусе внимания?
• Когда МЫ не могли сконцентрироваться внутри себя на своем фокусе внимания?
• Когда МЫ не могли ни чего увидеть/найти/ понять своим фокусом внимания внутри себя?
• Когда МЫ наблюдали распад иллюзии внутри себя?
• Когда НАМ было важно наблюдать что -либо внутри себя?
• Когда МЫ не могли удержать свое внимание, на каком либо объекте?
• Когда НАШЕ внимание уносило от объекта концентрации внимания?
• Где НАМ тяжело находится своим фокусом внимания внутри себя?
• Какой материал МЫ наблюдаем внутри себя , но не хотим,/откладываем,/драматизируем,/избегаем,/игнорируем,/прячем куда поглубже, только не прорабатывать его
• Какие иллюзии МЫ наблюдаем внутри себя своим вниманием?
• Какие иллюзии МЫ не можем рассоздать своим вниманием?
• Что НАС заставляет,/удерживает находиться внутри себя/в своем виртуальном мире?
• Почему МЫ предпочитаем быть внутри свое виртуального мира, нежели открыть глаза в реальном?
• Что НАМ не дает проснуться?
• Почему МЫ хотим спать?
• Что МЫ хотим построить в своем виртуальном мире?
• Как МЫ пытаемся самореализоваться в своем виртуальном мире?
• О чем МЫ мечтаем, чтоб было /произошло в НАШЕМ виртуальном мире?
• Кто НАС удерживает,/заставляет находиться в своем виртуальном мире?
• Что МЫ пытаемся сделать в своем виртуальном мире?
• Какие цели МЫ преследуем, находясь в своем виртуальном мире?
• Что НАМ нравиться в НАШЕМ мирке?
• Что НАС прельщает в НАШЕМ мирке?
• Чем МЫ обмануты в НАШЕМ мирке?
• Во что МЫ верим, находясь в своем мирке?
• Чего МЫ пытаемся добиться/получить в своем мирке?
• В какие иллюзии МЫ продолжаем верить находясь в своем мирке?
• Как МЫ поглащены своим мирком?
• Какие силы удерживают НАС в виртуальном мире?
• Насколько МЫ запутались в сетях своего виртуального мира?
• Есть ли вход/выход из этого виртуального мира?
• Что МЫ ищем в своем виртуальном мире?
• Куда МЫ идем в своем виртуальном мире?
• К чему стремимся в своем мирке МЫ?
• Что происходит в НАШЕМ мирке?
• Какие дороги МЫ построили в своем мирке?
• Как МЫ планируем выйти из своего мирка?
• Как МЫ укоренились в своем мирке?
• Что МЫ делаем для того чтоб выйти из своего мирка в реальность?
• Что отделяет НАС от реальности?
• Что мешает НАМ совершить реальное усилие для выходы из виртуального мира?
• Какие выгоды МЫ преследуем, находясь у себя в бошке?
• Какие мотивы движут НАМИ прибывать в своей бошке?
• Что мешает произойти квантовому скачку для перехода в реальный мир?
• Кто мешает,/не дает,/сопротивляется,/ не желает,/ боится/ противиться/ борется за то чтоб МЫ не вышли из виртуального мира?
• Что НАМ нравиться в виртуальном мире?
• Чем МЫ обмануты находясь в виртуальном мире?
• Что МЫ еще хотим решить/понять/ к чему придти,/ что сделать, прежде чем решим выйти из своего виртуального мира?
• Существуют ли в реальности, какие либо «дела»/ проблемы, которые НАМ нужно решить, прежде чем выйти из системы?
• Какие решения у НАС приняты в НАШЕМ мирке?
• Почему НАМ нравиться находиться в виртуальном мире?
• Почему МЫ избегаем реальность?
• Почему МЫ отказываемся просыпаться?
• Какие действия МЫ совершаем , мешающие НАМ выйти из системы?
• Какие явления МЫ наблюдаем внутри себя?
• Какова НАША жизнь в виртуальном мире?
• Есть ли у НАС шансы реализоваться в виртуальном мире?
• После чего МЫ решили выйти из системы?
• Что МЫ решили сначала осуществить/получить/добиться/понять, прежде чем выйдем из системы?
• Куда стремиться НАШ ум?
• Почему НАШ ум сильнее НАС?
• Сможем ли МЫ вообще выбраться из системы?
• Зависит ли как- либо выход из системы от АШИХ усилий?
• Как МЫ своими усилиями только мешаем выходу из системы?
• Каким образом МЫ мешает выходу из системы?
• От кого зависит выход из системы?
• От чего не зависит выход из системы?
• Как МЫ блокируем выход из системы?
• В какие игры МЫ играем в своем виртуально мире?
• Что МЫ пытаемся распутать в своей голове?
• Чем МЫ занимаемся в своем мирке?
• К чему/ в чем МЫ прилипли,/ залипли,/привязались,/запутались,/увязли,/погрязли в своем мирке?
• Что надо сделать, чтоб проснуться?
• Чего не надо делать, чтоб НАМ проснуться?
• Почему так крепок этот сон?
• Почему МЫ убеждены, что сон это и есть реальность?
• Как МЫ освоились в своем виртуальном мире?
• Как МЫ привыкли , привязались к своему сну?
• Где МЫ застряли в своем сне?
• Когда МЫ заснули?
• Когда МЫ решили что сон это реальность?
• Когда МЫ решили отказаться от реальности?
• По каким причинам МЫ решили отказаться от реальности?
• Что МЫ отвергаем в реальности?
• Что НАМ не нравиться в реальности?
• Почему МЫ не хотим вернуться домой?
• Как МЫ обосновались в своем мирке и считаем это своим домом?
• Почему МЫ верим,/убеждены, что этот мирок и есть НАШ реальный дом?
• Кто хочет быть и жить в этом мирке?
• Кому МЫ делаем одолжение/услугу проживая в этом мирке?
• Почему МЫ решили дать ему еще время, чтоб он полакомился,/пожил в своем мирке, зная, что рано или поздно МЫ все равно проснемся?
• Почему МЫ откладываем этот момент?
• Зачем МЫ откладываем момент просыпания?
• Что сейчас происходит с НАМИ реальными?
• Что же НАС так заманило, что МЫ утонули в этом иллюзорном мирке?
• Что МЫ еще не доделали в своем мирке, по причине которого откладываем просыпание?
• Насколько реально все то, чем МЫ живем в этом иллюзорном мирке?
• Зачем НАМ эти цели, планы, мечты, фантазии, иллюзия, и ее сладь, если она не реальна?
• Зачем МЫ обманываем сами себя?
• Зачем МЫ верим в ее реальность?
• Почему МЫ верим в то, что это может стать реальностью?
• Может ли иллюзия заменить реальность?
• Почему МЫ думаем, что иллюзия и есть реальность или что она похожа на реальность?
• Какие воздушные замки МЫ строим в своем уме?
• Во что МЫ хотим верить?
• Зачем НАМ быть обманутыми?
• Что МЫ видим положительно, позитивного/ чем МЫ еще здесь обмануты, что пытаемся здесь, что -то сделать?
• Зачем МЫ держим себя от пробуждения?
• Что МЫ еще хотим знать/ в чем хотим быть убеждены/ что хотим услышать для того чтоб отдать себя в утиль и дать проснуться новому, реальному НАС?
• Чем МЫ озадачены здесь?
• Зачем МЫ верим в то, что это НАШ дом?
• Почему МЫ боимся расстаться со всей этой иллюзией, отпустить ее и забыть про нее навсегда?
• Почему МЫ не верим в то, что МЫ можем реально проснуться, и там НАС ждет другая жизнь?
• Зачем НАМ нужны какие- то аргументы и факты/ доказательство того что это правда?
• Что НАМ мешает сделать этот шаг к пробуждению?
• Что НАМ мешает,/ не дает отпустить все?
• Что для НАС самое ценное/важное/значимое, что МЫ не хотим отпустить?
• Может ли быть что- то ценным/важным и значимым, если это все иллюзия?
• Что МЫ считаем здесь своим , родным к чему так привязаны?
• Почему МЫ думаем, что реальный мир хуже, чем этот иллюзорный мирок?
• Чего МЫ хотим добиться, чтоб выйти из системы?
• В каких рамках МЫ себя удерживаем?
• Как МЫ прилипли к своему фокусу внимания?
• Что НАМ не дает оторваться от своего фокуса внимания?
• Зачем МЫ прилипли к своему фокусу внимания?
• Как фокус внимания управляет НАМИ?
• За счет чего МЫ отождествлены со своим фокусом внимания?
• Что НАС связывает с НАШИМ фокусом внимания?
• В какой плоскости МЫ находимся?
• Чем МЫ связаны со своим фокусом внимания?
• Куда НАС ведет НАШ ум?
• Что НАДО НАШЕМУ уму?
• Надо ли НАМ то, что надо НАШЕМУ уму?
• Почему МЫ удовлетворяем потребности НАШЕГо ума?
• За кого МЫ считаем НАШ ум?
• Для чего НАМ дан НАШ ум как МЫ считаем?
• В чем МЫ обмануты/заблуждены/путаем,/не понимаем относительно НАШЕГо ума?
• Где МЫ ищем выход из НАШЕГО мирка?
• Где есть выход из НАШЕГО мира в реальный?
• Где нету выхода из НАШЕГО мира в реальный?
• Какое ошибочное/ложное/ неправильное направление МЫ выбрали в качестве выхода из виртуального мира?
• Может ли НАШ ум проснуться?
• В каком случае МЫ не можем проснуться?
• Что МЫ делаем неправильно для того чтоб проснуться?
• Что НАМ не нужно делать для того чтоб проснуться?
• Что МЫ думаем что НАМ нужно сделать для того чтоб проснуться?
• Что Нас уводит от сути ?
• Кто НАС уводит от сути?
• Каким образом МЫ отведены от сути?
• Какие усилия НАМ нужно сделать, чтоб пробудиться, но МЫ не можем?
• Почему МЫ не можем сделать эти усилия?
• Что НАС отдаляет от реальности?
• В Рамках чего происходит анализ пробуждения?
• Возможно, ли за счет проработок пробудиться?
• Возможно, ли за счет понимании/логически/ конструктивно/ рационально пробудиться?
• Что МЫ думаем о пробуждение?
• Какие надежду у НАС есть относительно пробуждения?
• Какие еще вопросы не дают НАМ покоя, чтоб остановиться и перестать копаться в своем мирке?
• Какие действия охватят весь спектр понимания попытки проснуться?
• До какой степени надо прорабатываться, чтоб пробудиться?
• Что мешает НАМ смериться./сдаться?
• После чего МЫ сдадимся и перестанем бороться?
• Можем ли МЫ победить в этой борьбе?
• Кто проигравший в этой борьбе?
• Кто победитель в этой борьбе?
• На какой стадии фрустрации попыток пробудиться « вручную»/ борьбы МЫ находимся?
• Какого результата МЫ ожидаем?
• Какого результата не будет, но в который МЫ верим?
• Чего не произойдет, на что МЫ надеемся?
• Какой итог МЫ видим?
• Какого итога не будет?
• Сколько вариантов МЫ еще не перепробовали?
• Какие варианты еще остались?
• С какой стороны МЫ еще не заходили?
• До какой степень МЫ будем бороться?
• На какой стадии/этапе МЫ находимся?
• После чего прекратим бороться?
• Когда МЫ решили успокоиться/ после чего?
• Есть ли конец там, где МЫ его видим?
• Какой у НАС интерес к процессу борьбы?
• Как МЫ привязаны,/зависим от интереса процесса борьбы?
• Какие силы у НАС еще есть в запасе на борьбу?
• Что стимулирует НАС бороться?
• Что мотивирует НАС бороться и желание победить?
• Откуда МЫ берем энтузиазм к борьбе и желанию победить?
• На что МЫ нацелены в борьбе?
• В чем МЫ уверенны в борьбе?
• В чем МЫ обмануты/заблуждены относительно борьбы?
• На что МЫ спровоцировались/развелись относительно борьбы?
• Кому выгодна эта борьба?
• Зачем НАМ нужна эта борьба?
• Чего не произойдет от этой борьбы, чего МЫ ожидаем?
• Чего МЫ ожидаем от этой борьбы?
• Каких логических/причиноследственных связей МЫ придерживаемся относительно желания бороться?
• Что сподвигло НАС к борьбе?
• Если эта борьба в реальности?
• Кто с кем борется?
• Кто победитель в этой борьбе?
• Кто проиграет, в конце концов, в этой борьбе?
• Какая иллюзия заложена в эту борьбу?
• Что происходит в этой борьбе?
• Каков процесс этой борьбы?
• Из чего состоит эта борьба?
• Что есть в этой борьбе?
• Кто какими инструменты использует в этой борьбе?
• В чем сила противника в этой борьбе?
• Что мешает НАМ перестать бороться?
• Нужно ли НАМ переставать бороться?
• Что МЫ пытаемся изменить?
• Что/кого МЫ пытаемся победить?
• Кого МЫ хотим убить?
• Кто кого хочет убить?
• Когда началась эта борьба?
• Сколько идет эта борьба?
• Что произошло во время этой борьбы?
• Есть ли придел этой борьбы?
• Какой выход из этой борьбы?
• Какие инертные силы запущены относительно этой борьбы?
• Чего МЫ решили добить в любом случае?
• Когда МЫ решили идти до победного/до конца?
• Когда МЫ решили сдаться/остановиться/перестать бороться?
• Как выглядит эта борьба?
• Какие решения МЫ приняли относительно этой борьбы/ во время борьбы?
• За что МЫ ненавидим своего противника?
• Нужна ли НАМ в реальности эта борьба?
• Зачем МЫ вступили в эту борьбу?
• Что МЫ создаем, относительно этой борьбы/ уже создали?