Апостолы от семидесяти (или от 72) — ученики Христа и его учеников:
|
После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. |
[показать]Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).
Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).
Икона «Собор семидесяти апостолов»
Собор 70 апостолов (миниатюра из греко-грузинской рукописи, XV век)
Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6),
и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами. Их списки составлялись спустя несколько веков после евангельских событий и у разных авторов разнствуют:
| кая же бяху имена тех седмидесяти, не весьма есть известно… |
Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской:[1]
| Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников. |
Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI веках и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.
Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.[2]
Основные варианты:
|
№ по Четьим- минеям |
№ по Доро- фею |
№ по Дио- нисию |
Имя | Описание в «Ерминии» Дионисия | Регион проповеди |
|---|---|---|---|---|---|
| 35 | 31 | 06 | Агав | старец с раздвоенною бородою | Антиохия Сирийская |
| 68 | — | 64 | Акила (Ахила) | старец с бородою, разделенною на пять прядей | Ефес |
| 29 | 20 | 57 | Амплий | молод, с бородою едва показавшеюся | Израиль |
| 09 | 04 | 07 | Анания (Ананий) | старец с длинною бородою | Дамаск, Елевферополь |
| 27 | 19 | 04 | Андроник | молод, не имел бороды | Сирмия Паннонская |
| 32 | 23 | 56 | Апеллий (Апелл, Апеллес) | молод, с короткою бородою | Ираклия Фракийская |
| 56 |
47 27 |
36 |
Аполлос епископ в Кесарии (Аполлон) Аполлос епископ в Смирне |
старец с широкою бородою | Коринф, Ахайя |
| 63 |
62 66 |
30 |
Аристарх епископ в Амасии Аристарх другой |
старец кудрявый | Апамея, Рим |
| 33 | 28 | 46 | Аристовул | старец | Британия |
| 67 | 55 | 51 | Арфема (Артема, Артем) | молод, с остроконечною бородою | Крит |
| 21 | — | — | Архипп | Лаодикия и Фригия | |
| 37 | 33 | 35 | Асинкрит | старец с бородою, разделенною на три пряди | Малая Азия |
| 70 | — | 63 | Ахаик | старец с длинною бородою | |
| 06 | 12 | 66 | Варнава (Иосия) | с проседью в длинной бороде | Кипр |
| 43 | 39 |
23 33 |
Гаий (Гай) |
старец с длинною бородою старец с остроконечною бородою |
Эфес |
| 71 | — | — | Дионисий Ареопагит | Галлия | |
| 52 | 61 | 44 | Евод | молод, с бородою едва показавшеюся | Антиохия Сирийская |
| 20 | — | — | Епафрас | Колоссы, Лаодикия, Иераполь | |
| 58 | 51 | 68 | Епафродит | молод, без бороды | Андриания, Фракия, Италия |
| 26 | 18 | 62 | Епенет | молод, с бородою, разделенною на три пряди | Коринф, Ахайя |
| 50 | 46 | 41 | Ераст | молод, с закрученною бородою | Израиль, Асия |
| 39 | 37 | 19 | Ерма (Ерм) | молод, с бородою едва показавшеюся | Филиппы / Болгария |
| 41 | 35 | 34 | Ермин (Ермий) | старец с длинно-широкою бородою | Далмация |
| 62 | 64 | 29 | Зина | с проседью в круглой бороде | Крит, Лидда |
| 01 | 01 | 01 | Иаков брат Господень | старец с длинною бородою | Иерусалим |
| 46 | 43 | 22 | Иасон | молод, с бородою едва показавшеюся | Керкира |
| 07 | 54 | 39 | Иисус-Иуст (Иосий, Иосиф, Варсава) | старец с остроконечною бородою | Елевферополь |
| 34 |
30 41 |
50 54 |
Иродион (Родион) |
старец молод |
Патры |
| 59 | 60 | 43 | Карп | старец с раздвоенною бородою | Верия |
| 04 | 02 | 03 | Клеопа, брат св. Иосифа Обручника | старец с остроконечною бородою | |
| 54 | 56 | 38 | Климент | старец с короткою бородою | Рим |
| 60 | — | — | Кодрат | Афины / Магнезия | |
|
24 25 |
17 | 69 |
Крискент (Криск) Крисп |
старец с остроконечною бородою | Галатия / Галия |
| 51 | 59 | 40 | Куарт | с проседью в длинной бороде | Бейрут |
| 42 | 38 | 15 | Лин | молод, с круглою бородою | Рим |
| 03 | 15 | 55 | Лука (евангелист) | старец с длинною бородою | Второе путешествие с ап. Павлом; Греция |
| 45 | 42 | 65 | Лукий | молод, без бороды | Лаодикия |
| 02 | 13 | — | Марк (евангелист) | Рим, Александрия | |
| 66 | 53 | 31 | Марк | молод, без бороды | |
| 61 | 63 | — | Марк-Иоанн, племянник Варнавы | Вавилон | |
| 31 | 29 | 26 | Наркисс | молод, с бородою едва показавшеюся | Афины |
| 13 | 08 | 10 | Никанор | молод, с бородою едва показавшеюся | Иерусалим |
| 48 | — | 53 | Олимпасий (Олимпан, Олимп) | старец | Рим |
| 19 | 69 | — | Онисим | Византия | |
| 53 | 57 | 42 |