|
|
|
[показать]
" Призвание апостола Матфея"
Хендрик Янс Тербрюгген. 1616г
|
Но Тот, Кто не возгнушался блудницы и не возбранил ей облобызать и омочить слезами ноги Его, не устыдился и мытаря, ибо Он и пришел для того, чтобы уврачевать не только тело, но и душу от зла.
Впрочем, не все мытари были такими бессовестными корыстолюбцами и отчаянными грешниками, какими считали их Иудеи; напротив, многие из них заботились о спасении души, ожидали явления Христа, ходили в пустыню слушать проповедь Иоанна Предтечи и принимали от него крещение во славу Божию.
Вероятно Матфей был одним из таких мытарей; может быть он уже имел случай увидеть чудеса Христовы, слышать Его учение, и его сердце чутко прислушивалось к народной молве о великом Чудотворце Иисусе, – он готов был бросить для Него свое грешное ремесло.
Сердцеведец знал, что сей мытарь, будет Его избранным сосудом, и потому обратился к нему с милостивым воззванием: И говорит ему: следуй за Мной – будь Моим учеником!
|
|
Матфей не усомнился, не стал колебаться, но тотчас повиновался, как поступили и рыбаки: И он встал и последовал за Ним, – сразу бросил все накопленные им неправедные богатства, и пошел за Господом, не имевшим где главу преклонить.
Евангелист Лука повествует, что святой Матфей, коего он называет Левием, преисполненный радости, что удостоился вступить в число учеников Господа, сделал для Него с учениками большой пир, и Господь, видя его любовь и зная, что его пример может служить ободрением для прочих мытарей, удостоил его этой великой чести.
"Он всегда оказывал величайшую снисходительность к грешникам, которые заслуживали осуждения, – не для того, как замечает св. Григорий Нисский, чтобы приобщиться к их неправде, но чтобы сообщить им Свою праведность."
Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников Матфей пригласил к себе на вечер многих из мытарей – своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христи Спасителя. И, действительно, св. Марк пишет, что много мытарей пошло за Господом после того.
|
[показать]
"Призвание Матфея" Ян Хемессен.1536г
|
|
[показать]
"Призвание апостола Матфея"
Хендрик Янс Тербрюгген. 1621
|
Но сам Матфей, рассказывая о вечере, смиренно умалчивает, в чьем дому она происходила, а говорит просто: И когда Иисус возлежал в доме, то есть когда Спаситель по восточному обычаю возлежал у низкого стола, облокотившись на подушку, и вкушал от трапезы гостеприимного хозяина, многие мытари и грешники, все люди, по мнению фарисеев, зазорные, пришли по приглашению Матфея, и возлегли, расположились вокруг стола с Ним и учениками Его.
И Господь поучал их, с любовью беседуя о спасении и о едином на потребу.
"Он избавлял от душевных болезней, – замечает святитель Златоуст, – даже и тогда, когда возлежал за столом, научая нас, что всякое дело и всякое время может нам доставлять пользу. И хотя все, что предлагалось на этой трапезе было собрано неправдой, но Христос не отрекся быть ее участником. Он благоволил быть в одном доме, за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя нарекание за то, что ел вмести с мытарями, в доме мытаря и со многими мытарями.
|
|
Ты спросишь, как же Апостол Павел повелевает: "кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречив, или пьяницей, или хищником; с такими даже и не есть вместе" (1 Кор. 5:11).
Но Апостол повелевает удаляться таких братьев, которые не хотят отстать от своих пороков, а мытари перестали делать зло и переменились после этого.
Но фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: "блажен муж, который не ходит на совет нечестивых".
Увидев то, фарисеи, видя Его любвеобильное общение с явными грешниками, но не имея прямодушия высказать свои мысли Самому Господу, эти лицемеры постарались искусить простодушных Его учеников: Сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
|
[показать]
"Призвание Апостола Матфея"
Ян Сандерс ван Хемессен 1524г
|
|
[показать]
"Призвание апостола Матфея" Маттиас Стом 1629
|
Зачем Он ищет близости с людьми такого дурного поведения?
Почему не хочет знать нас?
– Для чего и вы сами едите и пьете с этими грешниками?
– В другом случае, когда ученики, по их мнению, согрешили (при срывании колосьев Мф. 12:2), фарисеи укоряют Самого Учителя, говоря: "вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу."
Все это они делают для того, чтобы отвлечь учеников от Учителя. Господь видел затруднение учеников и Сам ответил за них... Иисус же, услышав это, сказал им: так как вы считаете, себя духовно здоровыми, что же для вас странного, что Я не к вам обращаюсь?
Вы не чувствуете нужды во Мне как в Спасителе, и Я не навязываю вам Своей спасающей благодати: они желают спасения и Я их спасу.
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я и пришел ныне как врач, а не как судья, поэтому и терплю и духовный смрад.
|
"Смотри, – говорит Златоуст, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал."
Пойдите – в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, научитесь, если вы еще доныне не научились, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы. Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв.
Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости.
Дела милосердия сами по себе – лучшая жертва Богу, о которой вспомянется на страшном Суде Божием больше всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель: то Я не только гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел.
Ибо Я пришел призвать не праведников (таких мнимых праведников, как вы), но грешников к покаянию,
- Я призываю сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников. Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, говорит Спаситель, но чтобы они переменились и стали лучшими.
А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу Моей благодати, призывающей ко спасению.
Энциклопедия людей и идей: Матфей апостол, Матфей евангелист, Евангелие от Матфея. Призвание Матфея. Молитва, иконы
|