Стекло начала 20-го века (американская фирма Fenton, которая недавно отпраздновала свое столетие)
В 1907 году Fenton представила переливающееся стекло, известное до сих пор под названием «карнавал» (Carnival). Это прессованное стекло, характерное необычными цветами и оттенками. В росписях используют вкрапления 22-каратного золота. Оно очень распространенный и популярный предмет коллекционирования. Его можно найти в антикварных магазинах и на аукционах. Цены могут разниться от очень невысоких до тысяч долларов.
Идентифицировать стекло «карнавал» часто бывает сложно даже для экспертов. Особенно если на изделии нет никакой маркировки и если другие компании производили похожие копии. Здесь всё важно: узор, цвет, отлив, края, толщина, ссылка на каталоги и другие справочные материалы.
В первые годы своего существования компания выпустила мало колокольчиков. Первым в 1911 году был стеклянный колокольчик из прессованного стекла. Его сделали в качестве сувенира для съезда что-то вроде клуба под названием Elks в Атлантик Сити. (Elk – лось, поэтому они изображены на колокольчиках).
	
 [500x345]
	Колокольчики слева сделаны в 1914 году, тот, что справа — в 1911
А всего в том году было выпущено 3840 колокольчиков. Второй изготовили в 1914 году. Он называется «чайный колокольчик», сделан из прозрачного стекла.
Колокольчик, изготовленный в 1917 году, был продан на съезде Американской ассоциации стекла «карнавал» (American Carnival Glass Association) за 22 500 долларов. Это случилось уже в 1990-е годы.
В 1920-х годах Fenton прекратил выпуск стекла «карнавал» после того, как интерес к нему ослабел. Когда именно было возобновлено производство, на сайте не сказано, но написано, что оно продолжалось до 2007 года.
Fenton выпускает и бирманское стекло. Оно еще называется «бурмиз» (Burmese). Оно непрозрачное, матовое, желтое внизу, к верху постепенно переходящее в розовый цвет. Обычно используется для производства ваз и других декоративных предметов. Говорят, что название «бирманский» было дано ему королевой Викторией. Она будто бы взглянула на его необычный цвет, и он напомнил ей закат солнца в Бирме.
Чтобы полупрозрачное белое стекло стало желтого цвета, в него добавляют оксид урана.
	
 [400x700]
	Коллекция А. Барановой. Похоже, что это бирманское стекло
А чтобы розовым, его нагревают с помощью чистого золота. Многие производители перестали делать бирманское стекло из-за дороговизны производства.
В годы Великой депрессии и 2 мировой войны компания выпускала посуду и флаконы для парфюмерии.
Между 1937 и 1967 годами Fenton колокольчиков не выпускала. А вот цифры, говорящие о том, сколько чего необходимо было компании для производственного цикла за обычную неделю в годы наивысшего расцвета, в конце 1990-х. Требовалось природного газа на сумму 21 тыс. долларов, 4,6 тонн песка, 11,36 кг чистого золота, 32 км пузырчатой упаковочной бумаги.
	
 [400x600]
	Коллекция Е. Ведехиной. Переливающийся сине-фиолетовый
	
 [400x600]
	Коллекция Ведехиной. Модель 3567 «Испанское кружево»
	Низ юбки гофрирован, выпуск 1970-х гг.
Fenton выпускала колокольчики сериями. Например, были серии к праздникам, цветочные, детские и т.д. Жизнь некоторых серий была весьма коротка.
	
 [400x600]
	Коллекция Е. Ведехиной
	
 [400x600]
	Коллекция Е. Ведехиной
Большинство колокольчиков сделаны по моделям. В начале 2000-х годов были выпущены несколько моделей из дутого стекла, которые не так тяжелы, как из прессованного.
Колокольчиков выпускались сотни видов, разных форм и размеров. Выпускались и женские фигурки, т.н. Colonial Ladies, т.е. в колониальном стиле.
Компания выпускала и товары, которые шли как брак. Обычно на коробках они маркировались буквой F или звездочкой. Понятно, что цена таких предметов отличается.
Для колокольчиков характерна своя маркировка. Обычно каждая модель имеет 4-значный номер с последними двумя заглавными буквами, обозначающими вид стекла и росписи, т.е. в номере всего 6 знаков. Для идентификации можно справляться в специальных книгах для коллекционеров стекла Fenton и каталогах. Для серьезных коллекционеров есть, например, книга Margaret Whitmyer «Fenton Art Glass Patterns». В ней представлены сотни фотографий и цены.
	
 [400x600]
	Коллекция И. Лапиной
	
 [400x600]
	Коллекция И. Лапиной
А последняя новость такая, что все активы Fenton приобретены компанией USGlass, Inc. Ее главное намерение – оживить производство художественного стекла. В релизе сказано, что за последние 5 лет фабрика страдала от несовершенства дизайна, неверной стратегии сбыта, что всё в итоге не удовлетворяло заказчиков.
USGlass собирается омолодить компанию, представить новый брэндинг, новых дизайнеров, модернизировать производственные линии, увеличить каналы производства и сбыта и привлечь новые таланты, чтобы продолжать выпуск стекла мирового уровня.