Чайковский писал для фортепиано на протяжении всей жизни. До него ни один композитор не воплощал в своих сочинениях русскую жизнь так многообразно. Композитор запечатлел целый мир переживаний современных ему русских людей. При всей глубине и насыщенности разнообразными психологическими оттенками лирика Чайковского отличается исключительной непосредственностью.
Великий русский композитор создал свой характерный стиль фортепианного письма, в котором стремился предать слушателю глубокий смысл подлинного художественного содержания. Стиль Чайковского ярко индивидуален. Его фортепианное письмо имеет явно выраженный национальный облик. Особенно отчетливо это ощущается в сценах русского народного характера. Композитор придавал большое значение народному элементу - любовно воссоздавал особенности народной музыки, использовал её характерные интонационные обороты, приёмы развития, имитировал звучание народных инструментов. Чайковский создал немало фортепианных пьес, в основу которых положены народные песни и танцы. Таким примером могут служить пьесы «Камаринская», «Мужик на гармонике играет», «Русская песня» из «Детского альбома», «Думка» соч.59.
Романс in F Minor, Op.5
Ноктюрн in F major, Op.10 No.1
Ряд пьес написан в танцевальных жанрах, опоэтизированных композиторами-романтиками и освобожденных от своего первоначального прикладного назначения. Это прежде всего мазурка и особенно излюбленный Чайковским вальс. Ему принадлежит целая серия разнообразных по характеру фортепианных вальсов: Вальс-каприс, Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс,
Сентиментальный вальс
Самое крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году.
Большая соната in G Major, Op.37
Песня жаворонка из "Детского альбома"