• Авторизация


Павел Андреевич Федотов – русский живописец XIX века, 16-07-2025 07:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Павел Федотов – русский живописец XIX века, положивший начало традициям критического реализма в отечественной живописной традиции.

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины и получившего при выходе в отставку чин поручика и дворянство, впоследствии обедневшего титулярного советника, и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой.
1978634124 (541x700, 31Kb)

Автопортрет

В 11 лет был определён отцом в Первый Московский кадетский корпус, где благодаря хорошим способностям и примерному поведению обратил на себя внимание начальства. В 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели, и в том же году окончил курс с отличием, причём по заведённому обычаю его имя было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Его любимыми предметами были математика и химия, но в свободное от учёбы время он любил рисовать.
3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин. В январе 1834 года в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.

0Ustinov_MirnayaMarsomanGRM (700x542, 121Kb)

Милая марсомания "Устинов Александр Васильевич"

Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление, и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

Pavel-Fedotov-Wintry-Street-on-Vasilievsky-Island-St.-Petersburg (700x542, 20Kb)

Зимний день

Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке, и 3 января 1844 году был уволен с чином штабс-капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником.

fedotov06 (700x565, 106Kb)

Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка

Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста», на сюжет басни Крылова.

svatovstvo-maiora (550x427, 69Kb)

«Сватовство майора».

Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора». Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». 
В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком, и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни.

Академическая выставка 1848 года доставила Павлу Андреевичу, кроме почёта и известности, небольшое улучшение материального положения: в дополнение к пенсии государственного казначейства было отпущено по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.

000020 (700x525, 457Kb)

Разборчивая невеста

В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение; художник бросает все дела и едет помочь родным. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков  была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу.
Важное место в творчестве Павла Андреевича заняли портреты, в которых ирония уступила место светлому, созерцательному лиризму. 

0_142171_dbfad1a4_XL (555x700, 80Kb)

«Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином»

Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.

412b380019 (594x700, 179Kb)

Свежий кавалер

Принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры, от Федотова стали отворачиваться меценаты, ранее благоволившие ему. Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.
Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».

1788380635 (509x700, 64Kb)

Портрет М.И.Крыловой

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
1233322190 (700x495, 53Kb)

Групповой портрет Андрея, Григория и  Александра  Дружининых


Без названия (567x700, 92Kb)

Прогулка с родными

1318543538_gospoda-zhenites-prigoditsya-1840-41_www.nevsepic.com.ua (700x569, 24Kb)

Господа, женитесь - пригодится.

610212863 (514x700, 42Kb)

Портрет О.И. Демонкаль

787550795 (567x700, 78Kb)

Офицер и денщик

1607758374 (497x700, 54Kb)

Портрет детей Жербиных

2026693047 (538x700, 96Kb)

Вдовушка

scale_1200 (2) (568x700, 62Kb)

Завтрак аристократа

3764 (700x447, 104Kb)

Приход дворцового гренадера в свою бывшую роту

724455598 (504x700, 60Kb)

Портрет Александры Петровны Жданович 

1651007132 (484x700, 62Kb)

Портрет М.П. Дружининой

2012494275 (700x522, 57Kb)

Передняя частного пристава большого праздника

2103222514 (538x700, 106Kb)

Портрет архитектора

Павел Андреевич был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире штабс-капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Его поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

13132123-768x1024 (525x700, 118Kb)

Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Нина-Ник 16-07-2025-17:00 удалить
vit4109, И я благодарю Вам за внимание и отклик!
ГалКон 16-07-2025-19:24 удалить
Спасибо большое, Нина, за пост о русском замечательном художнике Павле Андреевиче Федотове! Картины его просто восхитительны, они показывают не только мастерство художника, но и рассказывают о быте и нравах того времени. Сколько раз была в Третьяковке и каждый раз у картины Федотова рассматриваешь, словно видишь их впервые.
Нина-Ник 16-07-2025-19:54 удалить
ГалКон, Галя, и тебе большое спасибо за внимание и отзыв! Когда то тоже была в Третьяковке, но не помню какие картины видела. Помню, что была в восторге. Тогда была еще молодая. Можно было и в эти годы сходить, но давно не могу долго ходить и стоять после инсульта.
ГалКон 16-07-2025-20:00 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # А я с трудом хожу из-за артроза коленных суставов. Вот и решила заняться глазами пока еще могу передвигаться.
Нина-Ник 16-07-2025-20:08 удалить
ГалКон, Ой, Галя, годы дают себя знать.
Ramata 20-07-2025-16:59 удалить
Чудесные у него работы Спасибо Нина 6 (500x350, 1162Kb)
Нина-Ник 21-07-2025-01:13 удалить
Ramata, Тамара, спасибо большое за внимание и отзыв! Рада твоему отзыву!


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Павел Андреевич Федотов – русский живописец XIX века, | Нина-Ник - Дневник Нина-Ник | Лента друзей Нина-Ник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»