Одно из центральных мест в творчестве Л. ван Бетховена, наряду с его симфоническими и фортепианными сочинениями, занимают произведения, написанные великим композитором для скрипки. Такой интерес композитора к скрипичному искусство большинство исследователей его творчества прежде всего связывают с биографией самого Бетховена, согласно которой знакомство композитора с этим инструментом состоялось еще в раннем детстве.
Первым его учителем был Ф. Ровантини, приходившийся Бетховену дальним родственником. Затем будущий композитор совершенствовал свое скрипичное мастерство под руководством своего близкого друга Франца Риса. Живя в Бонне, в течение нескольких лет Бетховен исполнял партии альта, работая в оркестре Боннского театра, ну и наконец уже переехав в Вену, композитор периодически возвращался к игре на скрипке, беря уроки у Игнаца Шуппанцига, ставшего первым исполнителем большинства его скрипичных произведений. Скрипичное наследие Л. ван Бетховена включает в себя произведения различных жанров из которых до нас дошли и исполняются с разной периодичностью концерты для скрипки с оркестром, тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, 12 вариаций для скрипки и фортепиано на тему, 6 Немецких танцев для скрипки и фортепиано, два романса для скрипки с оркестром и др. Два скрипичных романса Бетховена составляют важную подготовку к его скрипичному концерту. У них совершенно другой характер, но они связаны как сестры. Более короткий, романс соль мажор, Opus 40, который также является наиболее драматично изменчивым, сразу начинается с мужественной и энергичной темы, демонстрируемой одной скрипкой. Оркестр повторяет каждое из двух предложений мысли, состоящей из двух частей, а затем разделяется для своего развития. Пьеса, по преимуществу скрипичая, заканчивается мощным крещендо. Романс фа мажор, Opus 50, выдержанный в более лирично-лирической атмосфере, подобным образом сбалансирован, построен на диалоге-концерте. Верно, что сентиментальная тема сопровождается оркестром, как только входит солист, и что после этого более суровое звучание романтики фа мажор ясно выражается в тщательно скоординированном ведении диалога.
Романс №1 соль мажор оп. 40 для скрипки с оркестром
Романс №2 соль Фа мажор оп. 50 для скрипки с оркестром