Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.

Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года
Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева

Автопортрет
Большая часть портретов кисти Кустодиева выполнена в классической манере письма, особенно его ранние работы. Чуть позже появляются его фирменные яркие краски, линии то, что характерно для русского лубка. Но и те портреты написаны легко и свободно, персонажи на полотнах живут своей особенной жизнью, к чему всегда и стремился художник. Свое художественное образование Борис Михайлович Кустодиев получил в Академии Художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. Тогда же в мастерской Репина был написан портрет русского художника Ивана Билибина, принесший Кустодиеву европейскую известность и во многом определивший судьбу великолепного портретиста.
![]()
Через свои полотна Кустодиев сказал об исторической значимости конкретных личностей, изображенных им на холстах. "Портрет художника И. Билибина." На портрете молодой художник изображен нарядно одетым, с цветком в лацкане френча. Тёмный фон позволяет оттенить благородную выразительность лица И. Билибина, а его свободная поза говорит о внутренней раскованности этого талантливого художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя, участника объединения «Мир искусства».

Портрет Билибина
Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. «Среди множества картин, написанных Кустодиевым, особой славой пользуется портрет Ф.И. Шаляпина. И действительно, не так уж много найдется во всей живописи XX века работ, с полнотой и яркостью, с блеском и юмором воплотивших характер модели, мир, который породил артиста, и мир, который он прославил своим творчеством. Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. А за его спиной переливается радужными красками веселая ярмарка, феерия серебряной и золотой русской зимы. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Мы видим и румяное, красивое лицо, и вольную, сценическую позу, и перстень на мизинце, и переливы меха, и концертный костюм под распахнутой шубой, и даже выражение преданности и восторга на надменной морде бульдога у его ног». Художник создал портрет замечательного Шаляпина живым, праздничным.

Портрет Федора Шаляпина
В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство. На снежных холмах идёт народное гулянье, множество мелко написанных человеческих фигурок, санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на переднем плане - величественная фигура Ф.И. Шаляпина, чётко выделенная на фоне зимнего пейзажа, условно изображающего ярмарку - балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники.
![]()
«Автопортрет». Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры - символа русского православия. Колористические, композиционные и идейные принципы автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Автопортрет "У окна" написан на третьем курсе Академии
М.Г. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в.: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста; сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу - всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.
![]()
«Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского». Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т.к. говорит зрителю о том, что составляет жизнь и деятельность царя: государственность, православие, ответственность за судьбы вверенных ему людей. Фон картины - это символ мира, в котором существует человек, изображённый на портрете. Позади самодержца художник изображает сердце его империи - Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова), и собирательный образ (царя).

Портрет Никлая II
«Портрет поэта Максимилиана Волошина». Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Это полотно, как и портреты многих других современников Кустодиева, стало символом времени, на них сбережён для истории облик людей той краткой поры, когда Россия переживала возрождение во всех сферах жизни. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей, изображённых на портретах.

Портрет поэта Максимилиана Волошина

Портрет А.Романовой

Портрет П.Боргман

Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт

Портрет О.И.Шимановской

Потрет Юлии Кустодиевой

Портрет Екатерины Прохоровны. Мать Кустодиева

Портрет Жены художника

Портрет священика и дъякона
https://studwood.ru/1566864/kulturologiya/portret_tvorchestve_kustodieva