• Авторизация


Судьба прекрасного "Адажиетто" из пятой симфонии Густава Малера 21-02-2020 12:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Симфо́ния № 5 до-диез минор — сочинение австрийского композитора Густава Малера, завершённое в 1902 году и впервые исполненное под управлением автора в 1904 году. Симфония имеет необычную структуру: фактически состоит из пяти частей, объединённых автором в три больших раздела, — и является одним из наиболее исполняемых сочинений Малера.

R-3371402-1327861135.jpeg (700x525, 53Kb)

Заключительный раздел открывает написанное в фа мажоре Адажиетто, темп которого Малер обозначил как «нем. Sehr langsam» («Очень медленно»). После бурной радости скерцо, невозможно было ни завершить симфонию трагическим финалом, ни вставить ещё одну часть такого же жизнерадостного характера; необходимый контраст и составил этот «романс без слов», написанный для исключительно струнного оркестра, скромно сопровождаемого арфой. Само Адажиетто в симфоническом цикле играет  роль лирической кульминации симфонии. Музыковеды обнаруживают связь Адажиетто с написанной позже песней «Я потерян для мира», заключительные слова этой песни, «Я живу один в моем небе, в моей любви, в моей песне». Адажиетто представляет собой некое обобщение, философскую медитацию перед заключительной частью.

42 (253x52, 4Kb)

Генеральная репетиция произведения состоялась 17 октября в Кельне.
 «Публика крайне сосредоточена и внимательна — несмотря на полное
непонимание в первых частях! После Скерцо даже немного шикали. Adagietto И 
Рондо, кажется, пробились.

 Следовательно, слушатели в Кёльне принадлежали всё же если не к

элите, то к разряду публики, воспитанной на серьезном симфоническом репертуаре. И они оценили Adagietto.

 Через три года в Риме произошел едва ли замеченный и вскоре вовсе
забытый случай. Adagietto было исполнено в концерте отдельно
 от симфонического цикла под управлением самого композитора и получило тем самым статус самостоятельного опуса.

Лишь через семьдесят с небольшим лет мир догадался, что исполнение Adagietto отдельно от симфонического цикла Пятой симфонии не есть искажение традиции. Это понимание связано с переломом в культурном сознании людей.  

Адажиетто из симфонии №5



Фрагмент стали рассматривать как самостоятельное целое и, более того, 

начали вводить его в смысловой ряд других искусств. Маленькое Adagietto оказалось в одном ряду с балетом и кинематографом.
В 70-е годы ведущие балетмейстеры мира многократно ставили Adagietto в 
качестве небольшого балетного спектакля.
Такой спектакль создал в 1973 году хореограф Ролан
Пети для Майи Плисецкой. Он шел в Москве в Большом театре под названием «Гибель 
Розы»
Балетные постановки Adagietto принадлежат также Морису Бежару и Джону Ноймайеру.

Произошло ли здесь снижение жанра? Думается, нет. В середине XX века 
статус балета поднялся чрезвычайно высоко. И оригинальные балеты, 
прежде всего Игоря Стравинского, и «переложения» симфонической музыки на жанр балета вошли в сферу
высокого, а иногда интеллектуального искусства. Что касается Малера, ныне 

танцуют практически все его симфонические произведения и песенные циклы.
Adagietto перешагнуло границы
академической музыки и оказалось достоянием массовых жанров.

Балетный номер "Гибель Розы" на музыку Адажиетто



 Тсточники: http://www.musigi-dunya.az/pdf/72/6.pdf

Википедия

42 (253x52, 4Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Чингиз 21-02-2020-13:41 удалить
Благодарю Нинель!
Нина-Ник 21-02-2020-15:21 удалить
Ответ на комментарий Чингиз # Чингиз, и Вам спасибо большое!
Agnieszka75 22-02-2020-10:03 удалить
Спасибо за историю известного балетного номера! Почему-то отдельно существовали "Гибель розы" и это маленькое Адажио, так прелестно звучащее. Adagietto... Вспомнилась Легенда о любви, где Марис Лиепа танцевал, там было "Видение розы".
Нина-Ник 22-02-2020-10:35 удалить
Ответ на комментарий Agnieszka75 # Agnieszka75, История не "Гибели розы", а именно Адажиетто. Просто оно оказалось таким красивым, что на него стали ставить балетные номера, в том числе и "Гиб. розы", а "Видение розы"-это уже другой балет и на др. музыку, Вебера "Приглашение к танцу".

Нина-Ник 22-02-2020-10:40 удалить
Ответ на комментарий Agnieszka75 # Agnieszka75, Спасибо, Саша, за внимание!


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Судьба прекрасного "Адажиетто" из пятой симфонии Густава Малера | Нина-Ник - Дневник Нина-Ник | Лента друзей Нина-Ник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»